В ожидании "подвига" | ||||
Ольга Макарова
| ||||
В этом учебном году предметом горячих споров снова стал предмет "Основы православной культуры". | ||||
Его преподавание так или иначе ведётся в 11-ти регионах России, а в четырёх областях - Калужской, Смоленской, Курской и Белгородской - он введен в сетку часов как обязательный предмет. Более того, в Белгородской области принят региональный закон о введении его в качестве обязательного, чем создана правовая практика введения предмета в обязательный компонент образования. В недавнем интервью нашей газете ректор ГИ А.П. Донченко высказал, в связи с открытием кафедры теологии, пожелание к областной Думе "повторить подвиг Белгорода" (НУ N№ 31 (687), стр. 1). Курс ясен, теперь разберемся, куда он может привести. Ключевое слово в проблеме - обязательный. Именно из-за него и разгораются страсти. В разъяснении Министерства образования в отношении ОПК указано: "Предмет не является и не может быть обязательным для всех школ страны или даже для всех школ субъектов Российской Федерации". То есть он может вводиться по решению совета школы или попечительского совета в конкретной школе на основании решения с участием родителей, и реализовываться либо как факультатив, либо как предмет школьного компонента из числа предметов по выбору. Посещение является добровольным для учащихся, но с обязательного согласия их родителей. Таким образом, решение Белгородской Думы противоречит не только приказам Министерства образования (в частности приказу Министерства образования от 1.06.2003 г. о предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ), но и сразу нескольким статьям Конституции РФ. А также ратифицированным Россией международным документам (Всеобщей декларации прав человека, протоколу N 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и мн. др.). На возражение, что "никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной" (Конституция РФ, ст.14) сторонники введения предмета поясняют, что ОПК подразумевает знакомство не с православной религией, а с православной культурой. При этом, как правило, приводятся доводы именно религиозного характера. Даже представители церкви признают, что проект ОПК не продуман и не может быть реализован в нынешних российских условиях. Отец Глеб Якунин в интервью радио "Свобода" высказался так: "ОПК - это прикрытие. На самом деле в первом-втором классах какая может быть культура? Там основы православия. А какое православие? Это катехизис, это обучение религии непосредственно". И ещё. Любой курс в школе читается учителем - он проводник идей. Если вести ОПК будут православные священники, представители епархии или выпускники богословских факультетов и кафедр теологии (а там епархия играет одну из главных ролей), то говорить о преподавании "просто культуры" нет смысла. Мне страшно, что в светском и пока ещё свободном государстве может появиться и дать ростки в обязательном порядке насаждаемая идеология - и не важно, какая! Будь это, как в данном случае, идеология Московской патриархии или какая-либо иная. Можно представить, что курс ОПК всё-таки будет введён - даже в нынешней ситуации, когда школьные программы перегружены, когда отсутствуют нормальные учебники по дисциплине и остро ощущается нехватка квалифицированных преподавательских кадров. Но никто не может поручиться, что уступка, на которую придётся пойти (а именно - нарушить основной закон государства), не повлечёт за собой не только усиление межэтнической напряжённости, но и ущемление права человека на свободный выбор религиозных и философских убеждений.
* * * Когда мы спрашивали преподавателей ГИ об их отношении к обязательному введению ОПК, стало ясно, что есть мнения и "за", и "против". В.В. Иваницкий, декан ФЛИМК: - Отношусь положительно. Приобщение к Богу чем раньше, тем лучше. Во всех отношениях. Самое важное - личность формируется с осознанием существования Бога. Многие из нас сами приближаются к Богу с годами и сожалеют о том, что раньше этого не смогли осознать. Кроме того, данный предмет, как мне представляется, в сущности - история Руси и России. Почему бы ее и не знать всем живущим на нашей земле? Особенно хочется сказать о духовной основе этого предмета: нашей нации как раз и не хватает духовной общности. Может быть, данный предмет будет способствовать ее формированию. И.С. Абрамовская, зам. декана ФФ: - По-моему, изучение ОПК, как это ловко назвали, может быть делом добровольным, и вводить его как обязательный предмет в школу, перегруженную и без этого, просто неправильно. Дети, все без исключения, должны уметь читать, писать, считать. У нас растет количество бездомных и неграмотных - вот в чем трагедия! Кстати, изучая великую русскую литературу, мы, безусловно, объясняем основы основ. Так что не надо думать, что школьники ничего не слышат об основах православия. В школе проходят и "Слово о полку Игореве", и отрывки из "Повести временных лет", и жития, не говорю уж о Достоевском. А молиться или нет - личное дело каждого. Пожалуйста, открывайте теологический факультет, кто хочет - пусть учится. Великий Новгород тем и велик, что открыт для всех. Не хватало еще запретить жить здесь неправославным! По улицам бродят свидетели Иеговы и прочие сектанты, а мы озабочены влиянием католиков или иудаистов! Россия, надеюсь, страна светская. В конце концов, свободу выбора вероисповедания никто не отменял. И не дай Бог, чтобы кому-то пришло в голову отменить! |