Вопросы, вопросы... | ||||
Людмила Симонова
| ||||
То, что наша область лидирует в области реформирования образования, бесспорно. И это подтвердило двухдневное апрельское совещание научно-педагогической общественности, собравшее в Новгороде представителей Северо-западного федерального округа - от школьного до высшего профессионального образования. | ||||
Первый день, организация которого полностью зависела от новгородцев, прошёл успешно: в пяти секциях активно обсуждались вопросы среднего профессионального образования, шко-льные проблемы, молодёжная политика, высшее и дополнительное профессиональное образование. Секция по проблемам высшего образования состоялась в стенах нашего вуза. Здесь обсуждались вопросы работы диссертационных советов, участия молодёжи в науке и т.п. В секции участвовали ректоры и проректоры вузов Москвы, С.-Петербурга, Мурманска, Карелии, Череповца, Архангельска, Сыктывкара, Пскова, Вологды.
Руководил его работой заместитель министра образования Владимир Николаевич Неволин. К нему и обратилась с вопросами наш корреспондент. - Владимир Николаевич, что вы можете сказать о диссертационных советах НовГУ? - Честно вам признаюсь, на все диссертационные советы я собираю досье. То есть я требую от отдела диссертационного совета, чтобы они мне давали информацию, как работает совет в том или ином вузе. Могу сказать, что у меня никаких претензий к работе ваших диссертационных советов нет. У всех есть, правда, общие проблемы. Необходимо решать проблему отсутствия кадров по техническим направлениям: надо, образно говоря, сделать всё, чтобы технари поднялись с колен. Если раньше на 100 защит было 60 - "технические", то теперь наоборот- 60% - гуманитарные. Ваш университет - классический, и вы правильно учли это обстоятельство. У вас хороший подбор диссертационных советов - с той точки зрения, что они "покрывают" специальности, которые необходимо иметь в классическом университете. Всего, конечно, сразу не сделаешь, но у вас все в развитии. Мы это учитываем. И когда в НовГУ подберется потенциал, соответствующий запросам, то мы, естественно, будем рассматривать вопрос открытия новых диссертационных советов. - Известно, что запрещены платные услуги при подготовке диссертаций. Но нарушения бывают, как они отслеживаются? - Это, действительно, очень больной вопрос. И мы все - и министр В.М. Филиппов, и я, выступая в различных аудиториях, перед большим количеством людей, всегда говорим о том, чтобы нам дали хоть какой-нибудь документ, который бы позволил нам разобраться в этом деле. А мы сделаем все, чтобы на следующий день закрыть этот Совет. Я понимаю, что дыма без огня не бывает, значит, это есть. Но за все время моей работы у меня был только один такой случай, и могу сказать совершенно точно, что на следующий день этот Совет был закрыт. Я могу сказать это не только от своего имени - об этом неоднократно говорил наш министр. Это наша общая позиция, она жесткая, определенная и без всяких ремарок. - Ваши пожелания студентам, которые хотели бы заняться наукой, но их сдерживают материальные проблемы? - Я в своём сегодняшнем выступлении приводил пример, когда ведущие научные школы, а это 300 лучших кандидатов наук, 100 лучших молодых докторов наук, улучшили свое финансовое положение с помощью поддержки государства. По моему мнению, специалисты после окончания института, аспирантуры уезжают за границу не за длинным рублем (это одна из причин, но не главная). Основная проблема - даже не деньги, а старая материально-техническая база. Молодые же ученые хотят работать на самом современном оборудовании, они хотят серьезной работы. В этом направлении сейчас тоже предпринимаются серьезные усилия.
Второй день, когда вся научно-педагогическая общественность собралась в большом зале Дома советов, начался с неприятных сюрпризов: мало того, что председатель комитета образования Новгородской области В.Н. Аверкин болен, а губернатор М.М. Прусак был вызван в С.-Петербург на совещание с участием В.В. Путина, так ещё, вопреки ожиданиям, не смог приехать и министр образования В.М. Филиппов. Он отправился в Дагестан, где произошёл второй подряд пожар в школе. Вместо него прибыл зам. министра В.Болотов. Он сразу же сказал, что визит в Новгород для него полная неожиданность, о нём он узнал только в 10 вечера. Поэтому не был готов отвечать на все вопросы, заготовленные представителями регионов. Но всё-таки диалог состоялся. Начался он с обсуждения вопроса: что для школы важнее - компьютеры или огнетушители? По мнению В.Болотова "альтернативы нет", если сегодня школьники, студенты не будут работать на компьютерах, завтра Россия станет только лишь сырьевым придатком. А за несоблюдение условий безопасности в учебных заведениях штрафовать надо учредителя - тогда быстро найдутся деньги. Тема повышения заработной платы - самая больная. То, что на упразднение единой тарифной сетки наложен мораторий, не означает, что министерство не будет решать проблему зарплаты. Но из ответа министра стало понятно, что надеяться на скорое и значительное повышение зарплаты учителям, как и всем бюджетникам, не стоит. Говоря о новациях в реформировании дошкольного, шко-льного, высшего и среднего профессионального образования, В.Болотов отметил, что участники совещания активно обсуждают вопросы тактики, а не стратегии, с которой они, в принципе, согласны. И предложил все предложения сконцентрировать в министерстве, доработав проект "Итогового документа выездного совещания руководителей". Горячим был вопрос воплощения концепции выделения приоритетных вузов из всех, что есть в России. Войдёт ли в их число НовГУ? Зам. министра проинформировал, что НовГУ, как и ни один вуз России, министерство "топить" не будет. А в целом наш университет у министерства на хорошем счету. Стоит отметить, что в рейтинге классических университетов, опубликованном недавно журналом "Карьера", наш вуз находится на шестнадцатом месте из ста. Педагоги, не получившие ответа на многие вопросы, прислали В.Болотову из зала записку, мол, чем ещё занимаются в Минобразования, кроме констатации и формулирования проблем? Зам. министра, заметив "Хороший вопрос", в свою очередь спросил, а чем занимались на местах, "когда со страной происходило известно что"? И, положив записку в карман, пообещал передать её в министерство. В целом второй день оставил чувство неудовлетворённости: слишком много вопросов было адресовано непосредственно министру. А для нашего вуза это совещание стало очередным этапом: оно показало, что мы умеем не только хорошо учить студентов, но и организовывать на должном уровне обмен опытом работы представителей научно-педагогической общественности. Зам. министра же увёз в Москву все дополнения, предложения и замечания, сделанные в проект "Итогового документа выездного совещания". |