Летняя сказка Англии | ||
Ирина Мауткина, ст. преподаватель кафедры английского языка, ИГУМ
| ||
Летом мне посчастливилось участвовать в культурологическом семинаре для преподавателей "Шекспир и его сцена". | ||
Это было в Лондоне, 11-19 августа. Лондонский Союз англоговорящих и образовательный центр при шекспировском театре "Глобус", организаторы семинара, ежегодно выделяют небольшое количество грантов для преподавателей английской литературы, руководителей театральных студий - словом, тех, кто по роду деятельности так или иначе связан с великим английским драматургом. Семинар собрал 19 человек из 18 стран: России, Прибалтики, Латинской Америки, Северной и Восточной Европы, Африки и Азии. Лондон встретил необыкновенно хорошей погодой, за иллюминатором проплывали игрушечные Тауэр, Лондонское колесо обозрения, крошечные корабли на Темзе, перехваченной ленточками мостов. И долгий путь из аэропорта в центр, мелькающие за живыми изгородями старинные домики в тесных, но уютных и обжитых улочках, блюзмен в метро и брусчатые тротуары, по которым дорожный кейс катился, нетерпеливо подпрыгивая. Вот - гостиница, обычная B&B, но из моего номера виден купол собора св. Павла, до Темзы рукой подать, а буквально за поворотом главная цель моего визита - знаменитый "Глобус". Первый день семинара - знакомство с представителями лондонского Союза англоговорящих и работниками образовательных программ при театре, с Лондоном, с историческим лицом окрестных кварталов. Экскурсия по городу вызвала безумный восторг: вместо традиционного ознакомительного тура мы услышали колоритный рассказ об улицах, домах и памятниках Сити, а когда наш автобус (оказавшийся настоящим паромом) съехал по набережной в воду и поплыл - взрыв эмоций достиг предела. Вечером узкие улочки района Бэнксайд (где расположен "Глобус") привели нас в самый старый паб в округе (George Inn), где каждый мог проникнуться атмосферой глубокой старины за неторопливой беседой и кружкой настоящего английского эля. На второй день нас ожидал сюрприз: нам выдали маршрут из десяти мест, где находятся разные изображения Шекспира, снабдили проездным билетом и отправили маленькими группами в город. Мы побывали в Британской библиотеке, Национальной портретной галерее, слушали органную музыку в соборе, где похоронен брат великого драматурга, были в районе Реджент-стрит и Чайна-таун. Поскольку большинство из участников впервые приехали в Лондон, прогулка оказалась не только полезной, но и полной незабываемых впечатлений. Меня поразила архитектура старых кварталов, где у каждого здания свое неповторимое лицо. А узкие улочки зовут к приключениям, ответвляясь в стороны под немыслимо острыми углами. Сам семинар проходил в здании, прилегающем к театру, - здесь расположены учебные комнаты, конференц-зал, ресторан, Шекспировский центр-музей и сувенирный магазин, где можно найти вещицу по душе - от значков и современных кружек со стилизованным орнаментом до точных копий предметов быта XVI-XVII веков. Мастерские, в которых мы участвовали, были в большей степени сфокусированы на сценических навыках: нас учили двигаться, декламировать шекспировский стих, передавать эмоции через движение, ознакомили нас с театральными архетипами (король, колдун, воин и влюбленный), с различным восприятием сценического пространства. Все участники, казалось, вспомнили школьные годы и с удовольствием окунулись в занятия: все чувствовали особый эмоциональный подъем, смеялись и без труда выполняли даже самые неожиданные задания и движения. Среда была особым днем - после обеда нас отвезли в Дартморт, главный офис Союза англоговорящих. Там нас ожидала демонстрация средневековых музыкальных инструментов и торжественный обед со спонсорами программы и почетными гостями Союза. Великолепное здание, изысканный интерьер, неспешный разговор - все это оставило ощущение настоящего английского светского приема, где каждый из нас прикоснулся к миру, о котором раньше знал только понаслышке. За неделю мы посмотрели три спектакля по пьесам Шекспира: "Венецианский купец", "Отелло" и "Бесплодные усилия любви". Особая удача - наши места каждый раз находились в разных частях зрительного зала. Особенность этого театра в том, что сцена с трех сторон открыта публике, которая располагается либо во дворе (стоячие места), либо на зрительных галереях, опоясывающих двор. Поэтому, находясь во дворе, можно не увидеть того, что видно с галереи, и наоборот. То есть каждый спектакль мы видели с разных точек. Но что действительно меня поразило - не великолепная игра актеров, не тщательно воспроизведенные костюмы елизаветинской эпохи, не живая музыка на старинных инструментах, а реакция публики, которая в прямом смысле оказывается вовлеченной в происходящее на сцене. Так, смерть оленя от стрелы охотника вызвала жалобный вздох, а в "Отелло" зрители пытались отговорить героя от рокового шага. После спектакля мы обычно собирались на отдельный класс, где обсуждали постановку - ее сильные стороны, воплощение авторского замысла, наше восприятие отдельных режиссерских находок. После спектакля "Бесплодные усилия любви" нам даже предоставили возможность пообщаться с актерами, задать вопросы об их работе в "Глобусе". В завершение семинара каждый из участников должен был прочесть отрывок из "Ромео и Джульетты" на своем родном языке. Мы услышали, как Ромео говорит со своей возлюбленной на латвийском, французском, норвежском, испанском, китайском, монгольском и других языках, а учитель из Таиланда даже пропела отрывок, поскольку в их культуре стихотворная речь неразрывно связана с музыкой. Расставаться было грустно. Мы настолько сдружились за эти 8 дней, что казалось, каждое утро мы будем встречаться за завтраком, идти в театр, учиться читать Шекспира со сцены. Несмотря на то, что все участники представляли очень разные культуры, оказалось, что в нас куда больше сходства, чем различия. Хотелось бы поблагодарить за внимательное отношение и поддержку проректора по МД М.Н. Певзнера, фабрику "Кэдбери" и Петербургское отделение Союза англоговорящих, без участия которых поездка бы не состоялась. |