"Словесник растет над текстом" |
Т.В. Шмелёва, профессор кафедры русского языка и методики преподавания
|
С этих слов в Дни науки на ФППРР началась работа круглого стола "Поэтический текст в читательском опыте младшего школьника". Обсуждая итоги, пришли к выводу: этот эпизод оказался одной из удач нынешних Дней науки. |
Замысел его состоял в том, чтобы собрать в одной аудитории разные опыты обращения к одному тексту с тем, чтобы увидеть и обсудить, что можно извлечь из него в интересах школьника, осваивающего родную словесность. А этим единственным текстом было стихотворение Ивана Бунина "Листопад". Начала этот разговор зав. кафедрой Нина Ивановна Беляева, по инициативе которой этот текст и оказался в сфере нашего профессионального внимания. Его лингвистический анализ был опубликован в нашем периодическом издании "Речеведение" в цикле статей Нины Ивановны о работе с поэтическим текстом в начальной школе. Продолжала она работу с ним и в студенческой аудитории. Нина Ивановна обратила внимание на то, что главной в этом тексте оказывается цветопись - словесное представление красок осени. Обилие света, сверкания, разнообразие красок завораживает читателя. А анализ их состава привел к выводу: палитра бунинского леса - это цвета русской иконы. А общий смысл стихотворения увиделся в том, что природа - это храм, которым любуется человек, устремив взор ввысь и испытывая благоговение, восторг перед вечной красотой мироздания. Пятикурсница Лена Михайлова поделилась своими воспоминаниями о том, как с этого текста начиналась для них школа лингвистического анализа поэтического текста. Как не сразу открывались перед юными исследователями разнообразные способы создания цветовой гаммы стихотворения: прямое обозначение цвета (лазурь) или опосредованное "наведение" за счет легкое мерцания существительных паутина, сеть из серебра, просветы. А четверокурсница Светлана Ворушева произвела на всех сильное впечатление, обратившись к звуковой картине, создаваемой в тексте. Она показала, что наряду с опустошением пространства осень "обезмолвливает" его: пустота оказывается параллельной молчанию. На его фоне листика шуршание прочитывается как знак быстротечности жизни, а текст в целом предлагается понимать как текст о ценности каждого жизненного мгновения. Аспирант кафедры Татьяна Погребкова рассказала, какие возможности этого текста она использовала в работе с третьеклассниками, которым помогала осваивать семантику чувственного восприятия. Зрительное восприятие осени, столь богато проявившееся в красках, дополняется звуковым - и школьникам предлагалось так прочитать наизусть стихотворение, чтобы шуршание падающих листьев было показано не только смыслом произносимых слов, но и самим их звучанием (сс-лл-шш). Возвращаясь к этому (уже знакомому) стихотворению в 6 классе, можно показать ребятам, как они выросли, как много нового они могут увидеть в известном тексте. Вот что мне удалось сделать с шестиклассниками из 14-й школы. Записав текст под диктовку с орфографическими и лексическими комментариями, мы расширили словарь, познакомившись ближе со словами терем, расписной, лазурь, багрец: Выписав из текста слова с семантикой цвета, мы увидели, что здесь оказались все части речи, даже как будто не ожидаемые глаголы. Мы рассуждали о том, какой цвет вносят в текст существительные паутина, серебро. Результатом этих коллективных наблюдений стало домашнее сочинение "Многоцветье осени в стихотворении И. Бунина "Листопад". Одно такое сочинение прозвучало в аудитории. Обсуждая написанные сочинения в классе, мы вспомнили тоже хорошо известный детям пушкинский отрывок "Уж небо осенью дышало.." и сделали вывод, что пушкинский текст напоминает графику, а бунинский живопись. Эту ассоциацию я использовала для того, чтобы рассказать детям о разных "живописях" - сориентированной на предметы (реализм), на впечатления от них (импрессионизм) и вовсе отвлекающейся от предметов (абстракционизм). После знакомства с репродукциями абстрактных картин В. Кандинского и К.Малевича, а также картины Клода Моне "Стога" (удивительно "совпавшей" по колористике и даже композиции с бунинским текстом), ребята получили задание создать дома абстракционистскую иллюстрацию к стихотворению. Студенты с интересом рассматривали плоды живописного труда шестиклассников. Это было тем более интересно, что каждый из "абстракционистов на час" создал потом и реалистическую иллюстрацию - классический осенний пейзаж. Но перед этим мы вновь обратились к тексту и, выписав из него все существительные, убедились, что здесь мы имеем дело с поэтическим "двойным зрением": обнаружились два ряда предметов - один присутствующих в тексте как воспринимаемые зримо, а другой - как подсказанные воображением поэта, как объекты сравнения. И читатель видит картину двойным зрением: на первом плане двор -лес - мотылек, а на втором, воображаемом - терем с его стенами и оконцами, ткань, сеть: В домашнем сочинении "Предметный мир стихотворения И. Бунина "Листопад" ребята изложили наблюдения над этой стороной текста и сделали, кстати сказать, вывод о том, что осень сравнивается с теремом как рукотворным чудом, творением рук человеческих. Круглый стол завершился высказываниями о том, что и наша коллективная работа над текстом оказалась не только интересным занятием, но и по-настоящему воодушевляющим. Тут же было предложено опыт повторить и как можно скорее найти текст, над которым все будут думать до следующих Дней науки.
|