Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

"Словесник растет над текстом"

Т.В. Шмелёва, профессор кафедры русского языка и методики преподавания

С этих слов в Дни науки на ФППРР началась работа круглого стола "Поэтический текст в читательском опыте младшего школьника". Обсуждая итоги, пришли к выводу: этот эпизод оказался одной из удач нынешних Дней науки.


Замысел его состоял в том, чтобы собрать в одной аудитории разные опыты обращения к одному тексту с тем, чтобы увидеть и обсудить, что можно извлечь из него в интересах школьника, осваивающего родную словесность. А этим единственным текстом было стихотворение Ивана Бунина "Листопад".

Начала этот разговор зав. кафедрой Нина Ивановна Беляева, по инициативе которой этот текст и оказался в сфере нашего профессионального внимания. Его лингвистический анализ был опубликован в нашем периодическом издании "Речеведение" в цикле статей Нины Ивановны о работе с поэтическим текстом в начальной школе. Продолжала она работу с ним и в студенческой аудитории. Нина Ивановна обратила внимание на то, что главной в этом тексте оказывается цветопись - словесное представление красок осени. Обилие света, сверкания, разнообразие красок завораживает читателя. А анализ их состава привел к выводу: палитра бунинского леса - это цвета русской иконы. А общий смысл стихотворения увиделся в том, что природа - это храм, которым любуется человек, устремив взор ввысь и испытывая благоговение, восторг перед вечной красотой мироздания.

Пятикурсница Лена Михайлова поделилась своими воспоминаниями о том, как с этого текста начиналась для них школа лингвистического анализа поэтического текста. Как не сразу открывались перед юными исследователями разнообразные способы создания цветовой гаммы стихотворения: прямое обозначение цвета (лазурь) или опосредованное "наведение" за счет легкое мерцания существительных паутина, сеть из серебра, просветы.

А четверокурсница Светлана Ворушева произвела на всех сильное впечатление, обратившись к звуковой картине, создаваемой в тексте. Она показала, что наряду с опустошением пространства осень "обезмолвливает" его: пустота оказывается параллельной молчанию. На его фоне листика шуршание прочитывается как знак быстротечности жизни, а текст в целом предлагается понимать как текст о ценности каждого жизненного мгновения.

Аспирант кафедры Татьяна Погребкова рассказала, какие возможности этого текста она использовала в работе с третьеклассниками, которым помогала осваивать семантику чувственного восприятия. Зрительное восприятие осени, столь богато проявившееся в красках, дополняется звуковым - и школьникам предлагалось так прочитать наизусть стихотворение, чтобы шуршание падающих листьев было показано не только смыслом произносимых слов, но и самим их звучанием (сс-лл-шш).

Возвращаясь к этому (уже знакомому) стихотворению в 6 классе, можно показать ребятам, как они выросли, как много нового они могут увидеть в известном тексте. Вот что мне удалось сделать с шестиклассниками из 14-й школы. Записав текст под диктовку с орфографическими и лексическими комментариями, мы расширили словарь, познакомившись ближе со словами терем, расписной, лазурь, багрец:

Выписав из текста слова с семантикой цвета, мы увидели, что здесь оказались все части речи, даже как будто не ожидаемые глаголы. Мы рассуждали о том, какой цвет вносят в текст существительные паутина, серебро. Результатом этих коллективных наблюдений стало домашнее сочинение "Многоцветье осени в стихотворении И. Бунина "Листопад". Одно такое сочинение прозвучало в аудитории.

Обсуждая написанные сочинения в классе, мы вспомнили тоже хорошо известный детям пушкинский отрывок "Уж небо осенью дышало.." и сделали вывод, что пушкинский текст напоминает графику, а бунинский живопись.

Эту ассоциацию я использовала для того, чтобы рассказать детям о разных "живописях" - сориентированной на предметы (реализм), на впечатления от них (импрессионизм) и вовсе отвлекающейся от предметов (абстракционизм). После знакомства с репродукциями абстрактных картин В. Кандинского и К.Малевича, а также картины Клода Моне "Стога" (удивительно "совпавшей" по колористике и даже композиции с бунинским текстом), ребята получили задание создать дома абстракционистскую иллюстрацию к стихотворению. Студенты с интересом рассматривали плоды живописного труда шестиклассников.

Это было тем более интересно, что каждый из "абстракционистов на час" создал потом и реалистическую иллюстрацию - классический осенний пейзаж. Но перед этим мы вновь обратились к тексту и, выписав из него все существительные, убедились, что здесь мы имеем дело с поэтическим "двойным зрением": обнаружились два ряда предметов - один присутствующих в тексте как воспринимаемые зримо, а другой - как подсказанные воображением поэта, как объекты сравнения. И читатель видит картину двойным зрением: на первом плане двор -лес - мотылек, а на втором, воображаемом - терем с его стенами и оконцами, ткань, сеть:

В домашнем сочинении "Предметный мир стихотворения И. Бунина "Листопад" ребята изложили наблюдения над этой стороной текста и сделали, кстати сказать, вывод о том, что осень сравнивается с теремом как рукотворным чудом, творением рук человеческих.

Круглый стол завершился высказываниями о том, что и наша коллективная работа над текстом оказалась не только интересным занятием, но и по-настоящему воодушевляющим. Тут же было предложено опыт повторить и как можно скорее найти текст, над которым все будут думать до следующих Дней науки.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца...
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной...