Смоленские параллели | ||||||
Василий Матросов
| ||||||
Мне довелось недавно побывать в Смоленске. Не нужно обладать особенно острым зрением, чтобы заметить прямые аналогии в исторической судьбе двух городов - Новгорода и Смоленска. | ||||||
Даты их основания практически совпадают. Оба расположились на торговом пути "из варяг в греки". Оба формировались в определенный промежуток времени как крепости на пути вражеских войск. Оба пострадали в период Смуты. Смоленская архитектурная традиция повлияла на новгородскую. Да и внешне в общем и целом оба города выглядят похоже. Поэтому в преддверии новгородского юбилея на Смоленск можно взглянуть во многом, как в зеркало, чтобы увидеть упущенные или еще вполне живые возможности для дальнейшего развития нашего города. Исторический облик центра Как выигрывает он, когда есть настоящая пешеходная зона - не парк, не сквер, а солидное пространство, где горожане могут ощутить спокойное удовольствие от пребывания в городе с давней и легендарной историей. Где даже близко не услышишь шум городского транспорта и промышленных предприятий. Откуда видна настоящая перспектива исторического центра, ибо "лицом к лицу лица не увидать". В Смоленске я заметил аж две пешеходных улицы (возможно, их даже больше), причем одна из них - настоящий пешеходный проспект, если можно так выразиться, проходящий практически через весь центр города. При этом городскому транспорту есть, где развернуться, и пробок, в отличие от Новгорода, не бывает. У нас любые робкие попытки учредить пешеходную зону натыкаются на страшное сопротивление и утверждения о транспортном коллапсе, который нас неминуемо ожидает в этом случае. Не претендуя на лавры специалиста, все же тихо подозреваю, что проблему решить можно так, чтобы это никому не повредило. Если говорить о преимуществах наличия пешеходных улиц, то, помимо уже отмеченных мною ощущений, такие зоны обычно притягивают толпы туристов и становятся центрами торговли сувенирами, отдыха и развлечений. У нас же подобное можно наблюдать в одной-единственной аллейке парка, что, как ни крути, несолидно. Остальные доводы лежат в той же плоскости, и умный читатель сам их сформулирует.
Музеи Смоленск перенял от западных городов очень хорошую традицию - создавать побольше музеев, больших и малых, связанных с историей города напрямую - как исторический или музей Великой Отечественной войны, - или, скажем так, косвенно - как музей сказки или музей водки. Музеи рассыпаны по лицу города затейливой мозаикой и способны раззадорить немало любителей занимательного ориентирования в пространстве. Каждый из них придает своеобразный оттенок той точке города, в которой находится. Почему бы, дилетантски рассуждаю я, не создать в Новгороде хотя бы филиалы музеев Некрасова, Достоевского, Суворова и других славных людей, связанных с историей края? Вряд ли турист, приехавший в Новгород, пустится дальше в долгое и утомительное путешествие по области с целью посмотреть все дома-музеи упомянутых деятелей. Да и дети, живущие в областном центре (а их, что ни говори, большинство), зачастую слабо представляют (если и представляют), какими на самом деле были герои учебников. Поскольку одно дело прочитать несколько общих фраз, а совсем другое - увидеть воочию следы, оставленные великими людьми на земле. Культурные герои С кем ассоциируется Новгородская земля? С Садко, Александром Невским, Достоевским, Рахманиновым. Насколько это видно на городском ландшафте? Два памятника Невскому, один фонтан с Садко, названия некоторых улиц (хотя тот же Достоевский здесь не представлен), учреждений. Но современное культурное пространство требует более весомого, я бы сказал, телесного присутствия героев в жизни города. Смоленск в этом смысле также, как мне кажется, многое взял с Запада. Легендой Смоленска стала княгиня Мария Тенишева, этакий Савва Мамонтов в юбке, повлиявшая на культурный уровень дореволюционного Смоленска не меньше, чем прославленный меценат на развитие московского искусства той же эпохи. Помню, еще в 2000 году покойный ныне профессор В.А. Какичев познакомил меня с автобиографией Тенишевой, отметив, что именно такой личности сильно не хватает Новгороду. Теперь я получил возможность убедиться в этом своими глазами. Имя и дела Тенишевой определяют во многом облик и идею Смоленска. Ее коллекции составляют основу собраний местных музеев, причем, что характерно, передала их городу сама Тенишева, а отнюдь не большевики. Ее стремление повлиять на все сферы жизни города, поднимать, помимо художественно-творческого, еще и технический уровень (телефон, автомобили и пр.) окружающего пространства создают очень привлекательный прецедент для местных денежных мешков. Фактически перед нами наилучшее свидетельство, за счет чего именно предприниматель может обессмертить свое имя в истории.
Понятно, что мы мимо такого варианта культурного героя проехали безвозвратно. Но есть и другие. Те, кто в серьезной степени повлияли на становление истории, морали и традиций не только Новгорода, но и России в целом. И их держать на положении каменных изваяний не годится. По идее, они должны каждый день активно напоминать и новгородцам, и гостям города о том, по какой земле они ходят. Памятный всем ход одной новгородской компании с увековечиванием заслуг прославленных новгородцев на рекламных щитах для этой цели хорош, но явно недостаточен. Конечно, Смоленск находится вовсе не на другой планете, а все в той же России. И проблем в нем не меньше нашего. Вежливые гиды в музеях сетовали на то, что стоит слегка отойти от защищаемого всевозможными законами исторического центра, как начинаются мусорные свалки и запустение. Не знаю, сам не видел. Конечно, и Новгород кое в чем выглядит лучше Смоленска. Например, берега Волхова включены в культурный контекст города и больше обжиты, чем берега Днепра в Смоленске. Но: позиционируя накануне юбилея Новгород как туристский центр новой формации, совсем недурно, на мой дилетантский взгляд, присматриваться к опыту совсем не таких уж и далеких соседей. Или я не прав? |