Союз четырех "Э" |
Татьяна Васильева
|
Конференция "Рациональное использование природных ресурсов и экологическое воспитание населения" прошла в апреле на базе ИЭиУ. Секцией "Прикладная экология" руководил В.Ф. Литвинов, проректор по учебной работе ИСХиПР, заведующий кафедрой экологии и прикладной химии, член-корреспондент Международной Академии экологии и безопасности жизнедеятельности. На секции было заслушано 12 докладов, подготовленных учёными. Несмотря на актуальность этой тематики, многими она ещё недооценивается. Мы попросили Владимира Фёдоровича Литвинова рассказать о важности внедрения концептуальных основ в области устойчивого развития в региональные и вузовские дисциплины. |
- Владимир Фёдорович, формирование системы образования для устойчивого развития требует перехода от традиционного обучения к экологически ориентированной модели. Что должно лежать в её основе? - Широкие междисциплинарные знания, базирующиеся на комплексном подходе к развитию общества, экономики и окружающей среды. К сожалению, уровень экологической культуры и социальной ответственности современных людей не соответствует вызовам времени, это необходимо исправить посредством корректировки существующих и разработки новых образовательных программ в области устойчивого развития. Саммит, состоявшийся в сентябре 2002 года в Йоханнесбурге (ЮАР), постановил рассматривать образование в области устойчивого развития в качестве одного из основных приоритетов деятельности мирового сообщества. Об этом же говорится и в резолюции Всероссийского совещания "Образование для устойчивого развития", участником которого был и я. Оно состоялось в Москве 20 декабря 2002 года на географическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. В докладах и дискуссии было отмечено, что в системе высшего профессионального образования РФ отсутствуют нормативно-правовые и учебно-методические материалы, обеспечивающие подготовку специалистов в области устойчивого развития. Образование должно помочь людям в усвоении экологических и этических норм, ценностей и отношений, профессиональных навыков и образа жизни, которые требуются для обеспечения устойчивого развития; - А что понимается под устойчивым развитием? - В начале 1990-х годов устойчивое развитие стали рассматривать как состоящее из четырех "Э" - экологической целостности, экоэффективности экономической деятельности, экосправедливости и экологической безопасности. Устойчивое развитие открывает перед человечеством исключительные возможности: экономические - по развитию рынков и созданию рабочих мест, социальные - по улучшению условий жизни маргинальных слоев населения, политические - по смягчению напряженности в сфере использования ресурсов и, наконец, экологические - по охране экосистем и ресурсов, от которых зависит само существование жизни на Земле. Для процесса принятия решений большое значение имеет такой методический подход, как анализ сценариев будущего развития. Изучая массив возможных сценариев, можно получить более определенное представление о том, "что день грядущий нам готовит" с точки зрения благополучия общества и экологической безопасности. Различными экспертными группами рассматриваются преимущественно следующие сценарии. "Приоритет-рынок" отображает наше будущее как мир, в котором развитие основано на рыночных механизмах и подчинено ценностям и надеждам, которыми живут в основном промышленно развитые страны. "Приоритет-стратегия" предусматривает мир, в котором правительства стран предпринимают энергичные действия в стремлении решать определенные социальные и экологические проблемы. "Приоритет-безопасность" предсказывает наше будущее как мир господствующего неравенства, в котором процветает несправедливость и конфликты, вызванные социально-экономическими и экологическими кризисами. "Приоритет-устойчивость" предполагает, что назревшая необходимость в устойчивом сосуществовании природы и общества приведет к зарождению новой парадигмы развития, подкрепленной новой системой ценностей и институтов, в которых найдется больше места для справедливости. - Это задумывалось в рамках планеты, а что касается России, нашей области? - Переход к устойчивому развитию может быть достигнут, только если эта политика будет проводится на региональном уровне уровне субъектов РФ и при соблюдении необходимых межрегиональных взаимосвязей. На наш взгляд, переход к устойчивому развитию Новгородской области предполагает комплексное решение совокупности задач экономического, социального и экологического характера. В течение 1996-1997 годов в Новгородской области была выполнена работа по разработке стратегии ее перехода к устойчивому развитию. Участниками были Администрация Новгородской области, НовГУ и московское отделение Гарвардского института международного развития (ГИМР). В рабочих группах активно участвовали Администрация Новгородской области, государственный комитет по охране окружающей среды Новгородской области, НовГУ, представители представители общественных движений, экологи. Это была первая попытка осмыслить вопросы развития Новгородской области с позиции концепции устойчивого развития. - Что вы посчитали целесообразным выбрать в качестве приоритетных направлений? - Четыре направления. Во-первых, формирование регионального рыночно ориентированного хозяйственного механизма в промышленности, транспорте, энергетике, сельском хозяйстве, сфере финансов и услуг, включающего природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду. Во-вторых, разработку экологической стратегии области как составной части перехода к устойчивому развитию. В-третьих, осуществление мер по улучшению здоровья населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия. И, в-четвёртых, реконструкцию и развитие региональной экономической системы с учетом хозяйственной емкости экосистем. - Понятно, что для решения поставленных задач требуется длительный период времени и целенаправленная подготовка кадров. Наша область готова к этому? - Подготовка кадров, являющихся носителями идей стратегии устойчивого развития, уже осуществляется на базе НовГУ. Идеи устойчивого развития активно развиваются на кафедрах экологии и прикладной химии, экономической социологии и социально ориентированной экономики. На наш взгляд, перед образованием для устойчивого развития стоят две общие для региона проблемы: недостаточный интерес со стороны общественности и не разработанность программ подготовки преподавателей, обучения, учебных пособий. - Что нужно для реформирования системы образования в этом направлении? - Разработать методы обучения для многоуровневого образования, придавая особое значение системному мышлению и междисциплинарному подходу на всех уровнях - от начальной школы до университета. - Разработать и создать банк образовательных программ и педагогических технологий, внедрить новые методы обучения, включая дистанционные. - Ввести тематику устойчивого развития в программы профессионального образования и повышения квалификации преподавателей. - Разработать и осуществить после вузовскую учебную программу для тех, кто принимает решение на региональном и местном уровнях, проведение семинаров для бизнесменов и предпринимателей. - Реализовать принципы интернационализации в процессе обучения студентов. - Вовлечь средства массовой информации в информирование общественности о необходимости образования в области устойчивого развития. Грамотно выстроенная образовательная политика в регионах позволит внедрить в массовое сознание и повседневную жизнь людей идею о взаимосвязи своего благополучия с сохранением и обустройством территории проживания, о необходимости совершенствовать межличностные отношения, укреплять солидарность, заботиться о здоровье своем и окружающих, активно проявлять гражданскую позицию. Главный ориентир - достойная жизнь каждого гражданина в демократическом обществе. Достижение этой цели напрямую связано с повышением качества жизни населения, сохранением природного потенциала и здоровьем окружающей среды, иными словами, с устойчивым, бесконфликтным (непротиворечивым), безопасным развитием экономической, экологической, социальной, культурной и других сфер жизни общества. - Подразумевается, что только через систему образования можно изменить людей? - А так оно и есть. Вот почему IX Международная конференция по экологическому образованию, которая намечена в России на июнь 2003 года так и называется - "РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО БУДУЩЕГО". С инициативой её проведения выступил Российский "Зеленый Крест". Главной задачей конференции является обсуждение единой стратегии в области эколого-образовательной политики регионов. Мы от имени НовГУ подали заявку на участие в данной конференции и намерены быть её активными участниками. |