Учить стоматологов по-новому | ||
Д.Ю. Мадай, зав. каф. стоматологии ИМО
| ||
В последние годы многие медицинские вузы РФ стали гордо именоваться университетами и академиями, но незаметно, чтобы смена "вывески" ознаменовала переход к истинно университетскому образованию, которое, в частности, предполагает формирование гармоничной, всесторонне развитой личности. | ||
И мысль о том, что система медицинского образования, восходящая к средневековой Сорбонне, нуждается в пересмотре, сегодня мало кому покажется крамольной. Сегодняшние реалии требуют коренной реорганизации и стоматологической службы, которая неотделима от реформы профессионального образования на всех его ступенях. В мире разные модели финансирования подготовки стоматологов: платная (США, Корея и т.д.), госбюджетная (Франция, Германия, Англия, Турция), в некоторых странах, например в России, - смешанная. Один год обучения стоматолога в США стоит $25 тыс., в университете КЕНХИ (Сеул, Южная Корея) - $6 тыс. в год при 6-летнем обучении. Как видно, обучение стоматолога - весьма дорогостоящий процесс. По-другому и быть не может: стоматологическая помощь всегда была и есть науко- и техноёмкая специальность. В НовГУ система стоматологической подготовки базировалась на Европейской университетской модели образования. Так, в Германии стоматолог учится 5 лет, затем обязательно должен пройти двухгодичную стажировку. Закономерный вопрос: почему Европа уделяет такое большое внимание последипломной стажировке? Ответ только один: это связано со сложностью освоения теоретических, клинических и мануальных навыков. Мы же переняли только первую часть: 5-летнее образование без стажировки. Под двухгодичной стажировкой в СССР и РФ подразумевалась клиническая ординатура, куда не все могли попасть, - она была строго лимитирована. Следующая большая проблема - создание современных клинических баз, соответствующих возросшим требованиям. Она стала еще более актуальной в связи с необдуманной приватизацией стоматологических поликлиник, являвшихся клиническими базами кафедр. В результате стоматологические кафедры остались без клинических баз. Такое положение является катастрофой, так как стоматолог может состояться как специалист только в результате кропотливого приобретения тончайших мануальных навыков на уровне "автоматизма". Ведь никто не посадит шофёра за руль без освоения практического вождения. А современный стоматолог, кроме глубокой фундаментальной теоретической подготовки, должен освоить огромное количество современной дорогостоящей техники и уметь правильно на ней работать. За рубежом студент, прежде чем будет допущен для работы с пациентом в клинике, должен отработать свои мануальные навыки на фантомах-тренажерах. Этому фантомному курсу (или предклинике) отведено значительное количество учебных часов, например, в Европе - 1008. Наконец, подготовка профессорско-преподавательского состава: перспективные молодые специалисты не желают обременять себя малооплачиваемой и трудной работой преподавателя вуза, уходят работать в частный сектор. В НовГУ мы предлагаем реорганизацию учебно-клинического стоматологического центра, где будут сочетаться высокое качество подготовки врачей на уровне мировых стандартов с квалифицированной и специализированной стоматологической помощью. Есть все предпосылки для реформирования УСЦ НовГУ: - абсолютно реальна его необходимость, особенно в центре города, где выгодное стратегическое положение; - необходим кадровый ресурс, понимающий концепцию центра, его цели, задачи, а главное - знающий пути его реализации и обладающий достаточным опытом, международными связями и доступом в международное информационное пространство; - понимание руководства университета, его участие и поддержка в реализации проекта. Воплощением сегодняшних высоких требований по реформированию высшей школы на уровне современных задач должен стать Университетский стоматологический центр в качестве лечебного, учебного, методического, консультативного и научного центра в виде университетской клиники. Мы считаем, что для обеспечения подготовки молодых специалистов стоматологический центр должен включать несколько модулей: - приема, учета и распределения пациентов по кабинетам (регистратура, офис); - фантомный класс (6 фантомов); - учебные классы и конференц-зал для семинаров и клинических разборов; помещения для преподавателей и ординаторов; - лечебные кабинеты для приема по линии ДМС (5 кабинетов); - лечебные кабинеты для работы преподавателей с клиническими ординаторами и интернами (2 кабинета по 3 кресла); - рентгенкабинет, стерилизационная, компрессорная и др. вспомогательные помещения. Учебный центр по своему статусу - университетский, работает для всех кафедр стоматологического профиля. Вместе с этим существует базисная кафедра, вокруг которой формируется учебная инфраструктура - например, кафедра стоматологии. Штат центра: постоянный, обеспечивающий работу лечебных кабинетов; обеспечивающий работу учебного блока; постоянный штат базисной кафедры, участвующей в обеспечении работы центра; переменный состав преподавателей, приходящих с интернами и клиническими ординаторами с других кафедр. Стоматологические фантомы: имитация должна быть достоверной. Ежегодно на кафедру поступает 40-60 студентов, для которых очень важно приобретение не только теоретических, но и мануальных навыков. Поэтому крайне необходимо широкое использование фантомов в спецклассах. Благодаря помощи руководства НовГУ на кафедре стоматологии идет подготовка к созданию фантомного класса. Надеюсь, что данные предложения о дальнейшем реформировании высшего стоматологического образования в университете найдут широкий отклик и активное обсуждение. Кафедра стоматологии, опираясь на поддержку руководства университета, делает все возможное, чтобы данный проект был воплощен в жизнь. |