Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Учить стоматологов по-новому

Д.Ю. Мадай, зав. каф. стоматологии ИМО

В последние годы многие медицинские вузы РФ стали гордо именоваться университетами и академиями, но незаметно, чтобы смена "вывески" ознаменовала переход к истинно университетскому образованию, которое, в частности, предполагает формирование гармоничной, всесторонне развитой личности.


И мысль о том, что система медицинского образования, восходящая к средневековой Сорбонне, нуждается в пересмотре, сегодня мало кому покажется крамольной. Сегодняшние реалии требуют коренной реорганизации и стоматологической службы, которая неотделима от реформы профессионального образования на всех его ступенях.

В мире разные модели финансирования подготовки стоматологов: платная (США, Корея и т.д.), госбюджетная (Франция, Германия, Англия, Турция), в некоторых странах, например в России, - смешанная. Один год обучения стоматолога в США стоит $25 тыс., в университете КЕНХИ (Сеул, Южная Корея) - $6 тыс. в год при 6-летнем обучении.

Как видно, обучение стоматолога - весьма дорогостоящий процесс. По-другому и быть не может: стоматологическая помощь всегда была и есть науко- и техноёмкая специальность.

В НовГУ система стоматологической подготовки базировалась на Европейской университетской модели образования. Так, в Германии стоматолог учится 5 лет, затем обязательно должен пройти двухгодичную стажировку. Закономерный вопрос: почему Европа уделяет такое большое внимание последипломной стажировке?

Ответ только один: это связано со сложностью освоения теоретических, клинических и мануальных навыков. Мы же переняли только первую часть: 5-летнее образование без стажировки. Под двухгодичной стажировкой в СССР и РФ подразумевалась клиническая ординатура, куда не все могли попасть, - она была строго лимитирована.

Следующая большая проблема - создание современных клинических баз, соответствующих возросшим требованиям. Она стала еще более актуальной в связи с необдуманной приватизацией стоматологических поликлиник, являвшихся клиническими базами кафедр. В результате стоматологические кафедры остались без клинических баз.

Такое положение является катастрофой, так как стоматолог может состояться как специалист только в результате кропотливого приобретения тончайших мануальных навыков на уровне "автоматизма". Ведь никто не посадит шофёра за руль без освоения практического вождения. А современный стоматолог, кроме глубокой фундаментальной теоретической подготовки, должен освоить огромное количество современной дорогостоящей техники и уметь правильно на ней работать.

За рубежом студент, прежде чем будет допущен для работы с пациентом в клинике, должен отработать свои мануальные навыки на фантомах-тренажерах. Этому фантомному курсу (или предклинике) отведено значительное количество учебных часов, например, в Европе - 1008.

Наконец, подготовка профессорско-преподавательского состава: перспективные молодые специалисты не желают обременять себя малооплачиваемой и трудной работой преподавателя вуза, уходят работать в частный сектор.

В НовГУ мы предлагаем реорганизацию учебно-клинического стоматологического центра, где будут сочетаться высокое качество подготовки врачей на уровне мировых стандартов с квалифицированной и специализированной стоматологической помощью. Есть все предпосылки для реформирования УСЦ НовГУ:

- абсолютно реальна его необходимость, особенно в центре города, где выгодное стратегическое положение;

- необходим кадровый ресурс, понимающий концепцию центра, его цели, задачи, а главное - знающий пути его реализации и обладающий достаточным опытом, международными связями и доступом в международное информационное пространство;

- понимание руководства университета, его участие и поддержка в реализации проекта.

Воплощением сегодняшних высоких требований по реформированию высшей школы на уровне современных задач должен стать Университетский стоматологический центр в качестве лечебного, учебного, методического, консультативного и научного центра в виде университетской клиники.

Мы считаем, что для обеспечения подготовки молодых специалистов стоматологический центр должен включать несколько модулей:

- приема, учета и распределения пациентов по кабинетам (регистратура, офис);

- фантомный класс (6 фантомов);

- учебные классы и конференц-зал для семинаров и клинических разборов; помещения для преподавателей и ординаторов;

- лечебные кабинеты для приема по линии ДМС (5 кабинетов);

- лечебные кабинеты для работы преподавателей с клиническими ординаторами и интернами (2 кабинета по 3 кресла);

- рентгенкабинет, стерилизационная, компрессорная и др. вспомогательные помещения.

Учебный центр по своему статусу - университетский, работает для всех кафедр стоматологического профиля. Вместе с этим существует базисная кафедра, вокруг которой формируется учебная инфраструктура - например, кафедра стоматологии.

Штат центра: постоянный, обеспечивающий работу лечебных кабинетов; обеспечивающий работу учебного блока; постоянный штат базисной кафедры, участвующей в обеспечении работы центра; переменный состав преподавателей, приходящих с интернами и клиническими ординаторами с других кафедр.

Стоматологические фантомы: имитация должна быть достоверной. Ежегодно на кафедру поступает 40-60 студентов, для которых очень важно приобретение не только теоретических, но и мануальных навыков. Поэтому крайне необходимо широкое использование фантомов в спецклассах. Благодаря помощи руководства НовГУ на кафедре стоматологии идет подготовка к созданию фантомного класса.

Надеюсь, что данные предложения о дальнейшем реформировании высшего стоматологического образования в университете найдут широкий отклик и активное обсуждение.

Кафедра стоматологии, опираясь на поддержку руководства университета, делает все возможное, чтобы данный проект был воплощен в жизнь.