Отважен лишь один из десяти |
18 сентября в Москве состоялся IV (внеочередной) Съезд Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации. Мы публикуем выдержки из обращения делегатов Съезда к Президенту РФ ПУТИНУ В.В., Федеральному Собранию РФ, Правительству России. |
Проблема кадрового обеспечения реализации задач модернизации образования в России продолжает обостряться. Из образовательных учреждений активно "вымывается" слой молодых квалифицированных научных и педагогических кадров... Только треть выпускников учреждений профессионального образования, готовящих педагогические кадры, трудоустраивается по специальности. И только один из десяти молодых учителей отваживается сегодня проработать в школе хотя бы пять лет. За последние два года в школу пришли менее 6 процентов учителей от общего их числа, работающих в настоящее время. Дефицит педагогических кадров по регионам России составляет от 10 до 50 процентов. Основная причина этого положения - недопустимо низкий и, по-нашему мнению, экономически неоправданный уровень оплаты труда учителя, воспитателя, преподавателя. Работники образования постоянно испытывают на себе последствия сложившейся поляризации доходов в нашем обществе, разрушительным образом влияющие на условия профессиональной деятельности их повседневной жизни. Разрыв в оплате труда работающих в образовании и промышленности вновь, после последнего повышения зарплаты (декабрь 2001 г.), нарастает. За первое полугодие 2003 года средняя заработная плата в образовании составляет уже только 52,4 процента от зарплаты в промышленности и только на 40 процентов превышает официально утвержденный прожиточный минимум трудоспособного населения. Предусмотренная с октября 2003 года индексация ставок и окладов в размере 33-х процентов не сможет остановить негативную тенденцию снижения реального уровня жизни учителей, воспитателей, преподавателей. Ставка заработной платы начинающего учителя изменится с 900 до 1200 рублей; учителя с 20-летним стажем работы - с 1300 до 1730 рублей, а оклад доцента станет равен 2168 рублям. Несмотря на неоднократные обращения Профсоюза, Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ в адрес Правительства России, в Государственную Думу, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, проведенные в течение лета многочисленные консультации проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год", внесенным в Государственную Думу Правительством России, не предусмотрено очередное повышение заработной платы работников образования в 2004 году. Не решен вопрос о введении надбавок молодым специалистам за первые три года деятельности, а также надбавок за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях, тогда как аналогичные надбавки применяются в системе здравоохранения уже около 30 лет. Таким образом, Правительство России, в нарушение статьи 192 Бюджетного кодекса РФ намерено ограничиться проведением за весь трехлетний период (2002-2004 годы) индексации ставок и окладов работников образования лишь в размере 33-х процентов, тогда как за этот период даже по прогнозным оценкам самого Правительства потребительские цены возрастут более чем на 45 процентов, не говоря уже о росте стоимости жизни в целом. Делегаты IV Съезда Профсоюза заявляют, что непроведение очередного повышения заработной платы в 2004 году неизбежно приведет к снижению реального уровня материального обеспечения работников образования даже по сравнению с тяжелым для отрасли 2001 годом. Приходится констатировать, что основная направленность действий Правительства ориентируется на снижение уровня социальных обязательств государства, что фактически противоречит Конституции Российской Федерации (статья 7), которая определяет российское государство - социальным. Мы заявляем о категорическом несогласии с фактическим пренебрежением условиями выживания работников образования в ходе проводимых радикальных экономических преобразований в стране. Нам непонятна позиция Правительства, выбирающего пути ускорения темпов экономического роста без учета социальных последствий для общества. Нам непонятна позиция либерально настроенной части депутатов, которые даже в своих предвыборных заявлениях и программах не стыдятся признаться в одобрении такой социальной политики. Уважаемый ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ! Мы уверены, что не повысив уровень минимальных государственных гарантий в сфере оплаты труда работников образования, не обеспечив значительного повышения уровня их жизни, нельзя рассчитывать на реализацию провозглашенных задач модернизации образования. Мы не можем согласиться с мнением, что высоких и устойчивых темпов экономического роста можно добиться только путем снижения налоговой нагрузки на реальный сектор экономики и жесткой экономии на социальной сфере. Достижение этой задачи, по нашему глубокому убеждению, невозможно без четкой, инновационно ориентированной промышленной политики, в осуществлении которой одинаково важны как инвестиционная составляющая, так и интеллектуальный человеческий капитал. Надеемся на Ваше внимательное отношение к изложенной в обращении проблеме. Уверены, что Ваш авторитет, политическая воля позволят придать федеральному бюджету на 2004 год социально-ориентированный характер, позволят не допустить дальнейшего обнищания работников образования, и, как следствие, ухудшения кадровой ситуации в отрасли. |