Трата времени и нервов |
Исследуют студенты
|
Трое студентов отделения журналистики ЦДО (при газете "Новгородский университет")провели опрос на разных факультетах. Вопросы, которые они задавали сверстникам, звучали так: 1. Считаете ли вы необходимым преподавание высшей математики на гуманитарных специальностях? Почему? 2. Что эти занятия непосредственно вам дали и применимы ли они в будущем? |
В опросе на юридическом факультете ГИ участвовали 34 четверокурсника и 9 третьекурсников, всего 43 человека, "за" - 23 человека, "против" - 20. Любопытно проследить аргументы защитников и противников математики. Вот какие доводы приводят первые. Самые распространённые ответы - "Нужна для общего развития", "Способствует развитию логического мышления" (например, Марина отвечает: "Конечно нужна, развивать логические процессы. Этим мне и пригодилась"). Многие делают при этом такую приписку "В жизни всё пригодится". Правда, следом сознаются: ":но мне лично ничего не дала". А одна из Марин вообще категорична: "Раз поставили - нужна. Мне лично никакой ощутимой пользы не принесла". Встречаются и одиночные ответы: "Мне она ничем не мешала, тратой времени не считаю" (Оля), "Чем математика хуже КСЕ, например?" (Маша), "Нужна, вот только многое остаётся неясным, объясняли бы получше" (Игорь), "Нужна, нужно же человеку с высшим образованием хотя бы представлять, что такое теория вероятностей" (Аня). Добряк Денис к этому добавляет ещё такую сентенцию: "Мы мучаемся, пусть помучаются другие". Нет разногласия по поводу объёма преподаваемого предмета: "Самый лучший вариант - в течение полугода, ознакомительный характер", "Оптимальный вариант - зачёт", лишь только два человека высказались за более углублённое изучение. Противники математики в выражениях не стесняются: "Сорный предмет, трата времени", "Пустая трата времени", "Это не нужно для профессии", "Трата времени и нервов", "Не нужна, лично мне она ничего кроме хлопот не дала". Обосновывают свою нелюбовь к предмету прагматично: "Не нужна, так как знания не применимы" (Ира), "Не нужна, лучше эти часы отдать специальным предметам" (Ира), "Я не против спецкурса, но только для тех, кто хочет" (Надя), "Лучше компьютер изучать всё это время - полезнее" (Дима). "Была, но лучше б не было?" Мне удалось расспросить несколько студентов с гуманитарных факультетов, будущих экономистов и ребят с радиотехнического факультета. На мой вопрос, была ли у них на первом курсе высшая математика, лица гуманитариев просто перевоплощались и изображали что-то ужасно несуразное, видимо, от мучительных воспоминаний об этом предмете. Трое так и заявили: "Была, но лучше бы не было". А первокурсник, у которого математика только началась, говорил о ней с особым неприятием. Оказалось, что все трое недолюбливали математику ещё в школе, а тут в универе "та же запара". Девушка с ППФа честно призналась, что для неё курс математики был слишком напряжённым, она даже боялась, что вообще завалит экзамен, но: успешно сдала его на четвёрку. Молодой человек с иняза пожаловался, что математика отнимает у него слишком много времени, отвлекая от дисциплин, непосредственно имеющих важное значение для его будущей профессии. - Задают огромное количество примеров, которые просто невозможно физически решить к следующему занятию. Кроме того, завалившись на математике, он потерял стипендию, являясь при этом практически отличником по своим основным предметам. В общем, гуманитарии сходились в том, что математика им не нужна. Общую школьную программу они изучили, и этого для цивилизованного человека хватит. И не для того они выбрали себе специальность, далёкую от математики, чтобы сидеть и решать примеры. Хотя против отдельных курсов по математике для желающих никто ничего не имел против. Только один молодой человек пожалел о математике, сказав, что среди языкознания, стилистики, культуры речи, она вносила разнообразие и заставляла думать, а не только зубрить наизусть. Однако, как оказалось, в итоге многие из гуманитариев преодолели столь сложнейший для них барьер, как математика, всё-таки взявшись и осилив непосильный предмет. Совсем другое мнение можно было услышать от экономистов и радиотехников, которые математики-то уж успели вкусить за два года. У некоторых из них тоже были определённые проблемы с математикой, и всё-таки они считают её необходимой наукой. Радиотехники вообще жизни своей не представляют без математики, у экономистов мнения разделились, но большинство всё же было на стороне математики. - Математика - одна из самых древних наук, и любой образованный человек должен её знать. Ведь мы, экономисты, изучаем философию, историю, культуру речи, социологию и прочие гуманитарные науки. Почему же гуманитарии не должны изучать математику? Математика развивает логику, мышление, и в наш век развития современных технологий тем более необходима математика, что она учит нас мыслить абстрактно. Впрочем, теперь я тоже согласна с тем, что у того, кто изучает математику, ум работает лучше, он быстрее схватывает и осваивает материал, а потому и в других дисциплинах позволяет добиться больших результатов. Я была удивлена, насколько разносторонне развитыми являются техники. Мои знакомые со специальности "радиотехника" не только хорошо разбираются в компьютерах, решают любые математические задачи, но ещё и очень интересно пишут, интересуются психологией, литературой и прекрасно осваивают новые нематематические науки. |