"Чтобы сохраниться как нация - мы должны знать свои корни:" | ||||
Ольга Ходаковская
| ||||
Сотрудничество между НовГУ и Новгородским музеем-заповедником имеет давнюю историю. | ||||
Совместные мероприятия не раз проводились в рамках различных программ, но только с прошлого года, по инициативе ректора НовГУ В.Р. Вебера, сотрудничество приобрело постоянный характер: второй год подряд сотрудниками музея проводятся лекции по истории города для всех первокурсников университета. - Сразу было задумано, что это будет фактически два направления: первое - ознакомительный лекционный курс для первокурсников, и второе - выходы в музей, - рассказывает старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника В.Н. Варнаев. - Во время выходов в музей меня поразило то, что многие первокурсники, даже новгородцы, в кремле как в музее оказались впервые. Они, конечно, не раз посещали кремль во время праздников или прогулок, но как в историческое место, в музей, пришли в первый раз. Как это ни печально, подобная ситуация достаточно распространена. У меня много знакомых, которые живут в разных городах мира, например в Риме, и не думайте, что они утром выходят и восхищаются: "Ах, тут стоит Колизей, там - Римский Форум!". Нет, конечно. Они думают, что опять пробка, что во дворе не убрано и т.д. Это нормально. Невозможно восхищаться каждую минуту в течение многих лет одним и тем же, особенно если не получаешь никакой новой информации. Как говорится, "глаз замыливается", и ты перестаешь замечать привычные для тебя вещи, даже если это памятник архитектуры XI века. Идея как раз состояла в том, чтобы найти в этом обыкновенном (особенно для новгородцев) - необыкновенное, и показать, заинтересовать, обозначить, что это интересно. - Владимир Николаевич, студентам интересна история города или их "загоняют" на Ваши лекции? - Большинство, конечно, сначала идут добровольно-принудительно, и только некоторые - с интересом. Однако у нас не было ни одной лекции, чтобы не задавали вопросы. Причем много вопросов неожиданных, возникших именно в ходе лекции, потому что заинтересовались темой. Это касается и экскурсий. Нам есть что показать - в музее 134 здания. - Какие темы затрагиваются на лекциях? - В целом - это история города. Иногда лекции посвящаются какой-либо определенной тематике, например Великой Отечественной войне. Либо я могу по просьбе организаторов сделать акцент на определенном факте, направлении. Например, меня попросили прочитать ряд лекций с акцентом на новгородцев, участвовавших в войне 1812 года, потому что следующий год - юбилейный. - Многие лекции посвящены Великой Отечественной войне. Эта тема интересна студентам? - Да, и мы стараемся говорить всё: и бред, который там был, и нелогичность, и даже негатив. Без этого не получить достоверную картину. Но, в то же время, мы стараемся показать именно то, чем можно гордиться. Мы выиграли эту войну, и наши солдаты - герои, которые совершали такие подвиги, которые ни один солдат в мире не совершал. Он делал то, что никто в мире не делал. Не случайно даже иностранцы называли русских солдат "чудо-солдаты", "чудо-богатыри". И те же немцы, которые не очень любят вспоминать о поражении, тем не менее, считаются с нами до сих пор. Я уверен, что наш солдат - лучший в мире. К нему бы еще отношение нормальное! - В Ваших лекциях учитывается специфика институтов? - Я стараюсь это делать, хотя базу даю всем. Например, сегодня у меня будет лекция по архитектуре, где я сделаю упор на истории зданий, градостроительства. В прошлом учебном году на философском факультете Гуманитарного института мы практически говорили о смысле Новгорода, смысле жизни древних новгородцев. Им было настолько интересно, что они попросили прочитать вторую лекцию. С медиками было сложнее: я, в любом случае, донёс им, в каком месте они живут, но было такое ощущение, что лекции прошли "параллельно". Наверное, еще и потому, что у них в это же время была практика по патологоанатомии, и я понимаю, что после такого предмета переключаться на историю очень сложно. - Какой, на Ваш взгляд, институт наиболее отзывчивый к информации?
- В целом все институты воспринимают информацию хорошо. Но абсолютный лидер - Политехнический институт. Здесь и преподаватели настолько отзывчивые (во всем стараются помочь), и студенты. И потом, здесь есть системная работа, что очень важно. И эта система великолепно работает. Они не просто слушают отдельные лекции, мы выезжаем с ними на объекты. Например, ездили недавно в Мясной Бор и т.д. В Политехническом институте вышла книга о Великой Отечественной войне, в подготовке которой студенты принимали активное участие. К тому же, Алла Филипповна Булгакова - это абсолютный "двигатель" всей патриотической работы со студентами. Мне понравилось отношение в Институте сельского хозяйства и природных ресурсов, где на лекциях присутствовало много преподавателей. Особая атмосфера в Институте непрерывного педагогического образования. - А со школьниками вы работаете? - Со школьниками мы очень много работаем. У нас создан Детский музейный центр, который - мы шутим - могут посещать дети от четырех лет до преклонного возраста. Здесь все участвуют. Такие центры за последние десять лет появились во многих музеях. Например, в Русском музее (Санкт-Петербург) берут два класса, и целый коллектив с ними работает. У них 2 программы для школьников, а у нас более 200 - у нас гигантские масштабы работы в этом направлении. - Со школьниками труднее работать, чем со студентами, или, наоборот, они более восприимчивы к информации? - Здесь есть своя специфика. У детей младшего школьного возраста, например, еще не сформировалось понятие времени. Для них это все очень далекое. И здесь есть свои сложности, но мы делаем акцент на чем-то более понятном, например, в Великой Отечественной войне - на героизме. У нас был случай, когда экскурсовод рассказывала младшим школьникам про Великую Отечественную войну. А в середине экскурсии подходит девочка и говорит: "Тётенька, а вы кем на войне были?". Понятно, что для них во времени сливаются такие понятия, как древнерусский богатырь и герой Великой Отечественной войны. Может быть, это и не важно, но я всегда считал, что наша главная задача - показать, что это интересно. Мы должны сформировать впечатление, что этим стоит интересоваться, что это нужно знать. А информацию потом можно найти, где угодно: в Интернете, в книгах, которые сейчас без труда можно купить, и т.д. - Что, на Ваш взгляд, самое интересное в Новгороде? - Новгородский абсолютный брэнд - это древности, который мы еще почти совсем не используем. Я говорю не только как историк, а как новгородец, человек, переживающий за это. Меня всегда поражало, как крестьяне какой-то деревушки в Испании скинулись и выкупили замок, где сделали музей, который после музея Прадо занимает по посещаемости второе место в Испании. Со всего мира едут в эту деревню. А у нас не деревня - у нас город с великими памятниками мирового значения. Найдите еще город, по крайней мере, в Восточной Европе, где было бы столько памятников, охраняемых ЮНЕСКО, - у нас 38! Это больше, чем во всех остальных городах России, практически вместе взятых. У нас есть что показать. Но существует такое мнение - у нас нет туристического продукта. Это проблема, которую надо решать, и начинать надо со школы. - Зачем современному молодому человеку знать историю? - Я бы ответил словами историка Ключевского: "Без знания истории своего народа мы должны признать себя случайностями в этой жизни". Сейчас, в эпоху глобализации, возникла проблема национальной идентификации. Чтобы в этом мире выжить какому-либо народу - он должен себя понимать. Пусть мы иногда посмеиваемся над некоторыми народами, которые слишком углубились в себя, но это нормально для выживания этого народа. Этот вопрос актуален сейчас, а лет через 10 будет еще актуальнее. Ещё больше стран опомнятся и начнут искать свои национальные корни, в том числе Россия. Мы должны знать свои корни, чтобы сохраниться как нация, как народ. |