Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

В соответствии с планом выборов ректора НовГУ предлагаем вниманию читателей программы и персональные данные кандидатов

Программы кандидатов на должность ректора Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого на выборах 2008 г.В ИСХиПР прошло первое в этом году заседание диссертационного совета.


ВЕБЕР ВИКТОР РОБЕРТОВИЧ

Родился 9 августа 1954 г. в с. Кокпекты Семипалатинской области. Окончил в 1977 году Семипалатинский государственный медицинский институт (диплом Г-1 N№ 226736), специальность "Лечебное дело".

В списке научных трудов 492 наименования: статьи, монографии, авторские свидетельства и патенты. Тематика: исследования в области кардиологии и терапии.

Ученая степень кандидата медицинских наук присуждена по теме "Динамика показателей вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы в период становления гипертонической болезни" решением диссертационного совета при Новосибирском государственном мединституте 27.04.1983 г. Ученая степень доктора медицинских наук присуждена по теме "Возрастные и биоритмологические особенности гипертонической болезни у мужчин и женщин" решением ВАК при Совете Министров СССР 05.03.1993 г.

Ученое звание доцента по кафедре факультетской терапии присвоено решением Госкомитета СССР по народному образованию 22.02.1990 г. Ученое звание профессора по кафедре терапии присвоено решением Госкомитета РФ по высшему образованию 02.05.1996 г. Член-корреспондент РАМН, избран 25.05.2007 г. Участвует в совещаниях и семинарах по проблемам высшей школы, проводимых под эгидой Минобрнауки и Рос-образования.

Награды: нагрудный знак Минобразования России "Почетный работник высшего профессионального образования РФ" (2002 г.); нагрудный знак "Отличник здравоохранения" (2002 г.); Почетная грамота Министерства здравоохранения РФ (2003 г.); Почетная грамота Администрации Новгородской области и Великого Новгорода (2004 г.).

Общий трудовой стаж 30 лет: 1977/08/05 - 1994/10/06 - Семипалатинский государственный мединститут, ст. лаборант, ассистент, доцент, профессор; 1994/10/06 - 1997/01/14 - НовГУ, профессор, зав. кафедрой терапии, зав. кафедрой внутренних болезней; 1997/01/14 - по настоящее время - директор ИМО НовГУ, зав. кафедрой внутренних болезней.

Стаж работы в должностях на уровне управления вузом 10 лет.

Решением Ученого совета НовГУ от 18 марта 2008 г., протокол N№ 8, Вебер Виктор Робертович включен в список кандидатур на должность ректора НовГУ.

Стратегическая цель - устойчивое развитие НовГУ для обеспечения эффективной реализации федерального и регионального заказа, кадровых, научно-производственных и культурно-образовательных потребностей региона и страны.

Образовательный и воспитательный процесс:

- обеспечение высокого качества и широкого спектра образования, соответствующего лучшим отечественным и международным стандартам, современным и перспективным приоритетам общественного развития;

- завершение перехода на двухуровневую систему образования, с сохранением опыта и традиций российского образования;

- совершенствование многоуровневой подготовки кадров, обеспечение преемственности различных уровней непрерывного профессионального образования;

- открытие новых прогрессивных направлений подготовки специальностей и специализаций для формирования предложений, опережающих спрос на рынке образовательных услуг региона;

- развитие системы последипломной подготовки специалистов и повышения профессиональной квалификации преподавателей;

- совершенствование и расширение дополнительного профессионального образования, обеспечивающего квалифицированную и психологическую поддержку населения при смене видов деятельности и карьерном росте;

- развитие системы контроля качества образовательных услуг;

- широкое внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в образовательный процесс;

- создание и освоение инновационных и междисциплинарных образовательных программ, соединение их с прорывными высокими технологиями в сферах формирования и реализации человеческого капитала;

- развитие информационно-библиотечного фонда вуза;

- создание в вузе благоприятной среды для реализации творческих и научных способностей студентов, их постоянная поддержка;

- расширение числа форм поощрений успешных студентов (стипендий, грантов, премий и т.д.);

- воспитание всесторонне развитой, профессионально компетентной, активной и инициативной личности;

- воспитание у студентов чувства гордости за свою Родину, Новгородскую землю и университет, уважения к своей профессии, преподавателям и сотрудникам университета.

Взаимодействие с заказчиками и партнерами:

- обеспечение в полном объеме потребностей Новгородской области высококвалифицированными специалистами. Разработка долгосрочных целевых областных Программ подготовки кадров каждым структурным подразделением НовГУ совместно с "профильными" структурами областной администрации;

- расширение сотрудничества с традиционными для НовГУ государственными заказчиками (в том числе в рамках государственного оборонного заказа);

- развитие и совершенствование системы целевой контрактной подготовки на основе согласования учебных программ для нужд конкретного заказчика;

- укрепление сотрудничества с ведущими вузами РФ и мира, другими научными центрами для расширения академической мобильности студентов, аспирантов и сотрудников НовГУ.

Материально-техническое оснащение:

- развитие материально-технической базы и оснащение образовательной и научной деятельности современными технологиями;

- выполнение комплекса ремонтно-строительных работ по приведению в достойное состояние основных корпусов НовГУ, зданий и помещений структурных подразделений и территории НовГУ.

Научная работа:

- повышение объемов и экономической эффективности научно-исследовательской, опытно-конструкторской и инновационной деятельности; воспроизводство на ее базе научных работников и специалистов высшей квалификации;

- создание необходимых условий для развития и поддержания научных школ НовГУ, использование системы материальных поощрений научной деятельности сотрудников, аспирантов и студентов; повышение показателей работы аспирантуры университета;

- интеграция научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных работ и образовательного процесса, выполняемых в разных структурных подразделениях НовГУ (шире использовать имеющийся в университете возможности междисциплинарных исследований);

Система управления:

- оптимизация управленческих структур университета (с учетом внедрения двухуровневой системы обучения студентов);

- реорганизация структуры управления НовГУ: необходимо ввести должность президента университета;

- обеспечение принципов демократического управления - повысить роль Ученого совета в решении важнейших вопросов деятельности НовГУ, учет мнений структурных подразделений, студенческого союза по всем вопросам деятельности и развития университета;

- дальнейшее развитие системы студенческого самоуправления; привлечение студентов к вопросам управления и развития университета, а также проведения образовательной деятельности;

- для стимулирования образовательной и научной деятельности структурных подразделений НовГУ и повышения ответственности руководителей предоставление им определенного уровня финансовой самостоятельности;

- устойчивое расширение и поддержание источников и каналов финансирования и самофинансирования структурных подразделений НовГУ на основе договоров о сотрудничестве, хозяйственных договоров и заказов, грантов и целевых программ, курсов усовершенствования и переподготовки кадров.

Социальная сфера, общественное здоровье, безопасность:

- завершение строительства общежития, необходимого для привлечения на обучение талантливой молодежи из районов области и других регионов и закрепления в университете молодых, перспективных преподавателей и сотрудников;

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья студентов и сотрудников НовГУ, внедрение автоматизированных методов ранней диагностики заболеваний, укрепление и расширение Центра общеврачебной практики и профилактория НовГУ;

- защита законных прав преподавателей, сотрудников и студентов НовГУ;

- изыскание дополнительных возможностей обеспечения достойной оплаты и условий труда преподавателей и сотрудников НовГУ;

- развитие университетских баз оздоровления и отдыха;

- повышение эффективности работы служб, обеспечивающих жизнедеятельность и безопасность университета.

* * *

ГАВРИКОВ АНАТОЛИЙ ЛЕОНИДОВИЧ

Родился 3 сентября 1948 г. в Краматорске Донецкой области (УССР). Окончил в 1972 году Ленинградский ордена Ленина электротехнический институт им. В.И. Ульянова (Ленина), нынче Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина) (диплом Э N№ 438734), специальность "Радиотехника".

В списке научных трудов 146 наименований, в т.ч. статьи, монографии, авторские свидетельства на изобретения. Тематика: исследования в области информационных технологий и систем, социологии высшей школы, стратегического менеджмента и управления образовательными системами, построения систем менеджмента качества образовательных учреждений.

Ученая степень кандидата технических наук присуждена по спецтеме решением диссертационного совета 14.03.1980 г. ЛЭТИ. Ученая степень доктора социологических наук присуждена по теме "Теоретические основы развития регионального университета" решением ВАК Минобразования РФ 19.10.2001 г.

Ученое звание ст. научного сотрудника по специальности "Организация структур и вычислительных процессов в ЭВМ, комплексах и системах" присвоено решением ВАК при СМ СССР 12.09.1984 г. Ученое звание профессора по кафедре информационных технологий и систем присвоено решением Минобразования РФ 22.04.1998 г. Участвует в совещаниях, семинарах и конференциях по проблемам профессионального образования и управления под эгидой Минобрнауки и Рособразования; в рабочих группах и комиссиях, в т.ч. организованных Российским союзом ректоров.

Награды: медаль "300 лет Российскому флоту" (1996 г.); почетное звание "Заслуженный работник высшей школы РФ" (1999 г.); лауреат премии Правительства РФ в области образования в 2002 и в 2007 гг.; нагрудный знак "Почетный работник высшего профессионального образования РФ" (1998 г.); медаль "200 лет МВД России" (2002 г.); медаль "50 лет общероссийской общественной организации ветеранов войны и военной службы" (2006 г.); почетные знаки "Ректор года-2004" и "Ректор года-2005" (лауреат конкурсов Золотая медаль "Европейское качество" в номинации "Сто лучших вузов России"); почетный нагрудный знак "Лидер СПО РОССИИ" (лауреат конкурса "Лидер СПО-2007").

Депутат Новгородской областной думы IV созыва.

Общий трудовой стаж 35 лет 11 месяцев. 1972/04/10-1972/08/03 - Новгородский филиал N№ 2 НИИ радиокомпонентов, инженер; 1972/08/03-1974/06/24 - Новгородское центральное КТБ, инженер, ст. инженер; 1974/07/01-1986/08/30 - Новгородский политехнический институт, мл. научный сотрудник, ст. инженер, ассистент, начальник вычислительного центра, начальник научно-исследовательского сектора, доцент; 1986/08/30-1988/10/27 - Октябрьский райком КПСС Новгорода, секретарь парткома политехнического института; 1988/10/27-1990/06/18 - Новгородский политехнический институт, доцент, зав. кафедрой; 1990/06/18-1993/06/30 - Новгородский "политех", первый проректор; 1993/06/30 - 1998/04/28 - НовГУ, первый проректор; 1998/04/28 - 2006/10/31 - НовГУ, Президент (ректор); с 2006/10/31 по настоящее время - НовГУ, ректор; с 1994/06/27 по настоящее время - НовГУ, зав. кафедрой информационных технологий и систем.

Стаж работы в должностях на уровне управления вузом более 20 лет.

Решением Ученого совета НовГУ от 18 марта 2008 г., протокол N№ 8, Гавриков Анатолий Леонидович включен в список кандидатур на должность ректора НовГУ.

1. В качестве стратегического приоритета считаю необходимым подтвердить уже выбранный университетом курс на обеспечение интеграции в российское и общеевропейское образовательное пространство и социокультурные сообщества, в том числе на основе принципов Болонской декларации (качество, мобильность, открытость и доступность, многообразие и гибкость образовательных программ). Университет имеет сегодня стратегический план развития до 2010 года и в основе - утвержденную Ученым советом миссию (прилагается) и корпоративную стратегию: качество и инновации. Предстоит дальнейшее раскрытие функциональных стратегий управления знаниями, ресурсами и изменениями в университете.

Управление знаниями

2. При решении задачи совершенствования образовательного процесса необходимо:

- обеспечить эффективный переход к двухуровневому высшему образованию, обеспечить поддержку инновационных научно-образовательных программ (в рамках сетевых, индивидуальных, проектных технологий), при этом более активно вести подготовку магистерских программ;

- вести планирование структуры подготовки, исходя из перспективной квалификационно-профессиональной структуры в регионе, обеспечить кадровую поддержку тем инвестиционным проектам, которые будут реализованы в ближайшей перспективе;

- в приоритетном порядке развивать кадровый потенциал для административного управления, бизнеса, сервиса, сельского хозяйства, производства материалов, строительства и жилищно-коммунального сектора, а также удовлетворить дополнительные кадровые потребности в химической отрасли, в машиностроении, электронике, в переработке древесины;

- обеспечить дальнейшее углубление педагогической подготовки на основе сотрудничества факультетов и кафедр с образовательными учреждениями в рамках региональных программ развития образования;

- активизировать переход к непрерывному образованию и обеспечить развитие новых моделей профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

- обеспечить отражение студенто-центрированной стратегической линии во всех формах и методах работы управлений, институтов, факультетов, кафедр и колледжей, сосредоточить в СМК университета нормативный потенциал, побуждающий преподавателей и студентов к сотворчеству, проявлению инициативы;

- добиться того, чтобы доверие и взаимное уважение стали основой внутренней академической жизни в университете, для студентов были созданы достаточные условия для активной и творческой самостоятельной работы и сформирована среда для воспитания высоких профессиональных и нравственных качеств выпускников университета;

- за счет снижения уровня аудиторной работы высвободить время преподавателям для выполнения исследований, для написания учебников, формирования разнообразных учебно-методических документов и внедрения современных и эффективных методов обучения и диагностики;

- обеспечить появление большого количества дисциплин и отдельных курсов по выбору, введение программ дополнительного образования, что позволит сформировать разнообразный спектр компетенций у выпускников.

3. При совершенствовании научно-инновационной деятельности необходимо:

- акцентировать внимание на вопросах повышения эффективности научной деятельности, на поддержку продуктивных научных школ и молодежной науки, продолжить формирование научных комплексов по профилю всех институтов, общеуниверситетских факультетов, а также научных комплексов на междисциплинарной основе, добиваться реализации полного инновационного цикла от исследований до внедрения;

- разрабатывать ресурсную базу промышленности и АПК, осуществлять научную экспертизу, развивать консалтинговую деятельность.

Управление ресурсами

4. При решении проблем социального развития коллектива необходимо:

- довести уровень средней заработной платы до уровня региона, в том числе за счет сокращения малоэффективной деятельности и активизации внебюджетной деятельности;

- продолжить работу по совершенствованию условий труда, по выполнению требований по охране труда и противопожарной безопасности;

- способствовать улучшению жилищных условий сотрудников главным образом через ипотечное строительство, содействовать реализации программы "Жилье для молодых семей";

- продолжить работы по капитальному ремонту баз отдыха "Городно" и "Песочки", поддержать развитие базы "Валдайская", расширить возможности спортивно-массовой деятельности;

- завершить формирование центра общей врачебной практики, продолжить развитие санатория-профилактория и центров стоматологической помощи.

5. При совершенствовании информационной и материальной базы необходимо:

- усилить ориентацию на применение информационных технологий образования, научных исследований и управления, развитие компьютерных сетей и информационных ресурсов, обеспечить доставку информационных услуг во все основные структурные подразделения и расширить доступ к ним для профессорско-преподавательского состава и студентов, обеспечить приоритетное выделение средств на развитие информационной базы, расширение и обновление парка вычислительной техники;

- активизировать позиции на рынке информационных услуг;

- обеспечить и в дальнейшем применение программно-целевого способа планирования материальных ресурсов и финансовых средств, позволяющих концентрировать имеющиеся возможности и внимание на поэтапной реализации отдельных проектов, введении в эксплуатацию объектов реконструкции, капитального ремонта и строительства, привлечь дополнительные инвестиции;

- завершить в строительстве общежитие и учебно-лабораторный корпус (ул. Красной Армии).

Управление изменениями

6. Главное изменение должно состоять в реализации концепции "восприимчивого инновационного комплекса", для чего необходимо:

- осуществить переход к образовательным структурам предпринимательского типа для решения проблем, связанных с адаптацией к жестким конкурентным условиям, привить предпринимательскую культуру;

- разработать новый организационно-экономический механизм функционирования университета и новые подходы к оценке эффективности его деятельности с акцентом на результаты деятельности;

- произвести усиление верхнего уровня управления университетом (развитие менеджмента: стратегического, административного и финансового) и обеспечить расширение периферии развития вуза, провести диверсификацию финансовой базы, ввести стимулирование "академической активности";

- Ученому совету в течение 2008-го года обсудить и принять решение об изменении организационно-правовой формы университета путем изменения типа на государственное автономное образовательное учреждение.

Взаимодействие с заинтересованными сторонами

7. В организации взаимодействия с заинтересованными сторонами должно быть обеспечено:

- приоритетное выстраивание отношений с заинтересованными заказчиками, работодателями, придание региональной направленности академическим и научным программам, участие университета в реализации программ социально-экономического развития области;

- всемерное укрепление статуса НовГУ как центра науки, культуры и образования, формирование общественного диалога и укрепление доверия к имиджу университета среди населения;

- выстраивание согласованной политики в развитии территориальной системы образования, здравоохранения и культуры в сотрудничестве с органами государственной исполнительной власти Новгородской области, обеспечение "прозрачности" целей и принципов взаимодействия с административными и образовательными структурами региона;

- поощрение и развитие всех форм студенческого самоуправления, содействие реализации региональных молодежных программ и проектов.

8. В развитии международного сотрудничества должны быть обеспечены:

- приоритетное развитие таких проектов и грантовых программ, в реализации которых имеется потенциал развития самого университета, его кадрового потенциала, научно-методической, информационной, материальной и социальной сторон деятельности;

- поддержка международной академической мобильности.

Миссия НовГУ

Университет носит имя Новгородского князя Ярослава Мудрого и, продолжая его государственную и просветительскую миссию, видит свое предназначение во всемерном развитии российского образования и науки в интересах личности, общества и государства, в прославлении земли Новгородской ученостью и соборностью.

Сегодня университет в Великом Новгороде известен как уникальный федерально-региональный "мультиуниверситет-технополис", который впервые в России объединил на добровольной основе несколько вузов, техникумов и научно-производственных структур, сохранив и приумножив их научный, образовательный и социально-культурный потенциал. Он призван нести профессиональные знания и опыт, воплощать в жизнь гуманистические идеалы и формировать социальный тип личности, адекватный требованиям времени.

НовГУ представляет собой открытую социальную научно-образовательную систему, ориентированную на содействие становлению инновационной российской экономики и гражданского общества. Он способствует культурному развитию регионального сообщества на национально-исторической, духовно-нравственной и новейшей организационной и технологической основе.

Университет формирует новое поколение специалистов, обладающих современными компетенциями. Он обеспечивает получение и использование новых знаний на основе фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру направлений, выступает в качестве аналитического центра, осуществляющего интеллектуальное сопровождение в научной, образовательной, социально-культурной и производственной сферах. Университет оказывает системное воздействие на другие образовательные структуры, направленное на повышение качества образовательного, воспитательного и научного процессов.

Оставаясь федерально-региональным центром образования, науки и культуры, он должен обрести черты и динамику "обучающегося университета", обеспечивающего возможности творческой самореализации преподавателей и сотрудников, студентов и аспирантов. Залог успеха деятельности НовГУ - имеющийся высокий потенциал самообновления, коллективного самообучения и управления.

Становление такого федерального университета на Новгородской земле позволит ей стать обучающимся регионом с высоким уровнем инвестиций в развитие человеческого потенциала и гармонично взаимодействующим с российским и зарубежным образовательным, научным и культурным сообществом.

* * *

ТИМОФЕЕВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Родился 1 мая 1959 г. в Новгороде. Окончил в 1983 году Новгородский политехнический институт (диплом ЕВ N№ 219483), специальность "Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты".

В списке научных трудов 74 наименования, в т.ч. статьи, монографии, авторские свидетельства и патенты. Тематика: исследования в области технологии машиностроения, процессов механической обработки и инструмента, а также региональных образовательных систем.

Ученая степень кандидата технических наук присуждена по теме "Разработка и исследование процесса зачистки ленты - носителя интегральных микросхем от облоя" решением диссертационного совета при Ленинградском институте авиационного приборостроения 09.02.1989 г. Ученая степень доктора технических наук присуждена по теме "Повышение эффективности зачистки изделий из пластмасс на базе разработки теоретических основ и технологических средств удаления грата" решением ВАК РФ 10.02.1995 г.

Ученое звание доцента по кафедре технологии обслуживания и ремонта автомобилей присвоено решением Комитета по высшей школе РФ 15.04.1992 г. Ученое звание профессора по кафедре технологии машиностроения присвоено решением Министерства общего и профобразования РФ 29.10.1997 г. Участие в качестве председателя оргкомитета в работе Всероссийских совещаний-семинаров по вопросам обеспечения эффективного функционирования и развития региональных систем непрерывного многоуровневого профобразования, проводимых под эгидой Рособразования (2005, 2006, 2007 гг.); научное руководство проектами по программе "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования" Минобразования РФ (2001, 2002 гг.); разработчик методики рейтинговой оценки деятельности образовательных учреждений, используемой в 2007 и 2008 годах для определения рейтинга учреждений среднего профобразования; повышение квалификации по программе "Обеспечение качества подготовки специалистов среднего звена в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования".

Награды: медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени (2001 г.); лауреат премии Правительства РФ в области образования, 2007 гг.; почетная грамота Минобразования РФ (2003 г.); победитель Всероссийского конкурса "Лидер среднего профессионального образования - 2004"; почетный знак "Директор года - 2007" конкурса Золотая медаль "Европейское качество"; лауреат Всероссийского выставочного центра (2003, 2004, 2006, 2007 гг.).

Депутат Новгородского городского Совета народных депутатов 18 созыва (1983-1985 гг.).

Общий трудовой стаж 30 лет. 1983/09/01-1983/09/16 - Новгородский политехнический институт, инженер НИСа каф. технологии машиностроения; 1983/09/16-1984/11/05 - председатель профкома студентов, Новгородский обком профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений; 1984/11/16-1993/07/01 - Новгородский политехнический институт, инженер НИСа, аспирант, мл. научный сотрудник, ст. преподаватель, доцент, ст. научный сотрудник; 1993/07/01-2004/12/28 - НовГУ, доцент, профессор, зав. кафедрой технологии машиностроения, начальник УСПО; с 2004/12/28 по настоящее время - НовГУ, зав. кафедрой технологии машиностроения, начальник УСПО.

Стаж работы в должностях на уровне управления вузом 11 лет.

Решением Ученого совета НовГУ от 18 марта 2008 г., протокол N№ 8, Тимофеев Владимир Владимирович включен в список кандидатур на должность ректора НовГУ.

НовГУ представляет собой федерально-региональный университетский комплекс, сформированный как единое юридическое лицо, имманентно сохраняющий единство профессионального, культурного и исследовательского институтов и являющийся классическим университетом с высокой степенью ответственности за развитие региона, в котором он осуществляет свою деятельность. НовГУ является центром образования, науки и культуры в Новгородской области, проводником национальной политики в области повышения качества профессионального образования всех уровней, основным ядром территориальной системы непрерывного многоуровневого профессионального образования, важнейшим фактором ускорения социально-экономического развития региона.

В настоящее время в НовГУ сложились объективные условия для его успешного развития,однако эффективное функционирование университетского комплекса требует от его руководства определения новых приоритетов в силу происходящих на государственном и региональном уровнях сложных процессов, к которым следует отнести: формирование новых требований к высшим учебным заведениям со стороны государства и общества, обусловленными необходимостью инновационного развития образования, а также интеграцией российской системы профессионального образования в международное образовательное пространство и участием в Болонском процессе; изменение принципов финансирования системы профессионального образования; усиление конкуренции на рынке образовательных услуг; отток квалифицированных специалистов из университета; демографический спад.

Адекватная реакция руководства университета на вызовы современности предполагает осуществление следующего комплекса взаимосвязанных мероприятий:

1. Совершенствование политики в области качества образования на основе анализа качества предоставляемых образовательных услуг и востребованности выпускников, оптимизации направлений и специальностей подготовки по программам высшего и среднего профессионального образования.

2. Гибкое реагирование на потребности регионального рынка труда посредством подготовки специалистов среднего звена, прошедших обучение по востребованным рабочим профессиям, а также ориентации специалистов с высшим профессиональным образованием на особенности социально-экономического развития Новгородской области при сохранении лучших традиций университетского образования.

3. Развитие системы непрерывного многоуровневого профессионального образования на основе обеспечения преемственности программ высшего и среднего профессионального образования в рамках университетского комплекса и предоставления возможности выпускникам колледжей в составе университета получать высшее профессиональное образование в сокращенные сроки.

4. Совершенствование системы довузовской подготовки и профессиональной ориентации школьников, включая организацию профессиональной подготовки старшеклассников по рабочим профессиям на базе колледжей с участием профильных кафедр университета.

5. Разработка и принятие с участием представителей работодателей, органов исполнительной власти Новгородской области и местного самоуправления целевой программы "Кадры НовГУ", создающей условия для обеспечения стабильности кадрового потенциала университета, осуществления комплекса мер по социальной поддержке всех категорий работников университета, формирования фонда грантов для привлечения и закрепления специалистов, отбора и направления на подготовку в ведущие российские и зарубежные вузы студентов, аспирантов и докторантов, а также приглашения на работу в университет высококвалифицированных специалистов из других регионов России и ближнего зарубежья.

6. Укрепление связей с ведущими зарубежными университетами и международными образовательными организациями. Расширение программ международных студенческих обменов. Внедрение практики приглашения в НовГУ ведущих российских и зарубежных ученых для чтения лекций и проведения научных исследований в рамках договоров по обмену и международных научных программ. Создание условий для увеличения контингента иностранных студентов и аспирантов.

7. Позиционирование НовГУ как научного и инновационного центра, ориентирующего прикладные научные разработки на развитие региона. Интеграция образования, науки и производства посредством создания филиалов кафедр на предприятиях, совместных научно-исследовательских центров и лабораторий, а также малых научно-производственных предприятий. Создание специализированного конференц-зала, оснащенного современным презентационным оборудованием, для проведения международных, всероссийских и региональных конференций, семинаров, выставок.

8. Окончание в течение 2008/2009 учебного года разработки и внедрения системы менеджмента качества НовГУ в целом и системы среднего профессионального образования университета в частности, проведение их сертификации и поддерживание в актуальном состоянии как инструмента для реализации стратегического плана развития университетского комплекса.

9. Обеспечение реализации принципа коллективности управления университетом и прозрачности принимаемых решений посредством усиления роли ректората как консультативного органа для обсуждения важных решений, направленных на развитие университетского комплекса.

10. Расширение финансовой самостоятельности институтов и общеуниверситетских факультетов университета, предполагающей учет бюджетных средств и внебюджетных поступлений на лицевых счетах структурных подразделений в Управлении бухгалтерского учета НовГУ и расходование данных средств в соответствии с утвержденными Ученым советом НовГУ сметами доходов и расходов.

11. Совершенствование системы общественного управления университетским комплексом со стороны представителей органов исполнительной власти области и местного самоуправления, производственно-финансовой сферы, общественных деятелей и спонсоров на основе усиления роли попечительских советов университета и его структурных подразделений. Создание Ассоциации выпускников НовГУ.

12. Создание необходимых условий, способствующих активному вовлечению студентов в различные сферы жизнедеятельности университетского комплекса, с передачей в ведение студенческого самоуправления решение основных студенческих проблем. Ежегодное участие НовГУ и колледжей университета в Открытом всероссийском конкурсе среди органов студенческого самоуправления.

13. Развитие воспитательного потенциала университетского комплекса посредством ориентации воспитательной деятельности на духовно-нравственное становление студентов, реализацию приобретенных ими знаний в соответствии с реальными потребностями регионального рынка труда, формирование гражданского самосознания, чувства патриотизма, стремления активного участия в общественно-политических акциях, выборах и референдумах.

14. Укрепление связей НовГУ с региональными и другими общественными организациями, учреждениями культуры, досуга, спорта, творческими союзами. Активное участие в организации и проведении областных и городских спортивно-массовых, культурно-досуговых мероприятий с целью поддержания статуса НовГУ как регионального центра культуры и спорта.

15. Создание структурного подразделения университета, отвечающего за связи с общественностью, проведение рекламных мероприятий в средствах массовой информации, а также формирование корпоративного имиджа и репутации университета как одного из престижных высших учебных заведений в РФ.

16. Установление конструктивных и взаимовыгодных отношений с представителями всех ветвей власти, от муниципального до федерального уровней, новгородскими ассоциациями товаропроизводителей с целью представления университета как участника общего дела, способного внести решающий вклад в социально-экономическое развитие области.

* * *

ФИЛИППОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Родился 20 ноября 1957 года в д. Выползово, Парфинского района Новгородской области.

Окончил в 1980 году Новгородский политехнический институт, впоследствии НовГУ (диплом Г-1 N№ 349943), специальность "Полупроводниковые и микроэлектронные приборы".

В списке научных трудов 101 наименование, в т.ч. статьи, монографии. Тематика: исследования в области физики конденсированного состояния, в частности кинетических явлений, магнитных и магитоэлектрических свойств твердых тел.

Ученая степень кандидата физико-математических наук присуждена по теме "Обобщение принципа симметрии кинетических коэффициентов и восприимчивостей на нелинейные эффекты" решением диссертационного совета при Физико-техническом институте имени А.Ф. Иоффе АН СССР 26.11.1987 г. Ученая степень доктора физико-математических наук присуждена по теме "Магнитоэлектрический эффект в магнитоупорядоченных кристаллах с 3d-ионами и феррит-пьезоэлектрических композитах в области магнитного и электромеханического резонансов" решением ВАК 09.12.2005 г.

Ученое звание доцента по кафедре физики присвоено решением Комитета по высшей школе Министерства науки РФ 18.06.1992 г. Ученое звание профессора по кафедре физики твердого тела и микроэлектроники присвоено приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки 17.10.2007 г.

Участвует в работе совещаний и семинаров по проблемам высшей школы, проводимых под эгидой Минобрнауки и Рособразования.

Общий трудовой стаж 27 лет. 1980/10/28-1984/10/29 - Новгородский политехнический институт, инженер НИСа ОКБ; 1984/10/30-1987/03/25 - мл. научный сотрудник кафедры физики; 1987/03/25-1993/06/30 - ассистент, ст. преподаватель, доцент; 1993/06/30-2001/07/01 - доцент НовГУ; 2001/07/01-2007/01/01 - зам. проректора по научной работе НовГУ; 2007/01/01 - по настоящее время - проректор по научной работе НовГУ.

Стаж работы в должностях на уровне управления вузом составляет 7 лет.

Решением Ученого совета НовГУ от 18 марта 2008 г., протокол N№ 8, Филиппов Дмитрий Александрович включен в список кандидатур на должность ректора НовГУ.

Сохранение статуса НовГУ.

Созданный на базе трех институтов Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого представляет собой классический университет. У него есть ряд уникальных особенностей, которых нет ни у одного другого вуза:

а) имея 6 институтов и два общеуниверситетских факультета, он объединяет представителей всех основных отраслей знаний;

б) обучение студентов в НовГУ основано на научных исследованиях, путем создания и внедрения инноваций;

в) в составе НовГУ есть аспирантура, докторантура, диссерситет должен решать не только те задачи, которые ставятся государством, но и те, которые ставит рыночная экономика, наша повседневная.

Поэтому НовГУ должен соответствовать времени, предлагать принципиально новые образовательные услуги и формы получения образования, живо реагируя на запросы населения.

Доля средств, полученных вузом от платных образовательных услуг, должна составлять не менее половины университетского бюджета. Ректор должен рассматривать ее рост как позитивный показатель, свидетельствующий о востребованности университетских знаний. Нужно не сокращение "внебюджетных" студентов, а расширение их приема на востребованные специальности и специализации - при обеспечении достойной базы для учебного процесса; приближение университетского образования к запросам реальной жизни; развитие послевузовского, дополнительного образования; участие в Болонском процессе.

Администрация вуза должна изучать рынок образовательных услуг и учитывать его законы, грамотно участвуя в конкурентной борьбе. Игнорирование рынка с его законами и безоглядная погоня за прибылью, заставляющая терять университетский уровень - две крайности, которые нельзя допустить.

Больше опираться на свои силы, не принижать собственных возможностей.

В современном обществе университеты должны все более активно обеспечивать свое существование, не надеясь жить полностью на иждивении государства. Они не "торгуют знаниями", но и не "распространяют знания бескорыстно". Университеты выступают равноправными партнерами, вступающими в сотрудничество с юридическими и физическими лицами.

НовГУ вполне способен зарабатывать средства не только на поддержание своего существования, но и на развитие. Для этого необходимо использование всех возможных путей: участие в приоритетных национальных проектах; предложение своих "наукоемких" инициатив Администрации Новгородской области, предприятиям региона, научное сопровождение и участие в их практической реализации; активизация научных исследований по грантам; российским и зарубежным программам, выстраивание непрерывного образования, начиная со старших классов школы и вплоть до дополнительного и послевузовского; т.е. использование "профильного" потенциала структурных подразделений.

Материальное стимулирование работников, всемерное развитие инновационной деятельности.

Деятельность университета должна быть построена так, чтобы преподавателю, студенту, сотруднику было выгодно предлагать и внедрять новое, эффективное, современное, причем именно в стенах НовГУ, а не за его пределами, в частных фирмах или негосударственных вузах.

Для этого необходимо дальнейшее развитие в НовГУ инновационной инфраструктуры, создание условий для плодотворной научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Для вовлечения молодежи в инновационный процесс необходимо создать на базе НовГУ бизнес-инкубатор, где молодые сотрудники университета могут реализовывать свои идеи. Шире использовать возможности промышленных предприятий города и области для учебного и научного процессов, создания на их основе целой системы базовых кафедр.

Дальнейшее развитие университетской демократии; более широкая финансовая самостоятельность структурных подразделений при координационной функции ректората; сотрудничество институтов, общеуниверситетских факультетов для решения общеуниверситетских проблем; прогрессивная, экономически обоснованная система оплаты труда, обеспечивающая сотрудникам университета достойное состояние.