Время вносит изменения | ||
Вера Григорьевна Фёдорова, заведующая секцией зоологии кафедры биологии ИСХиПР
| ||
Я думаю, экология должна улучшаться, иначе как же? Ведь для чего мы природу изучаем? Чтобы была пользу человеку. | ||
А изучать её надо на клеточном уровне, на тканевом уровне, а потом уже на организменном. Чтобы её изучать на клеточном уровне, у нас такой прибор есть - биотестер. Мы проводим занятия в курсе "Биоэкология" (это третий-четвёртый курсы) по биотестированию на клеточном уровне, то есть на живых клетках. Даже часов на третьем курсе прибавили, потому что мы обеспечили студентов лабораторным практикумом - вышла методичка, много материала в моей монографии, который используется в курсе биоэкологии. Подчеркну: на клеточном уровне - не случайно. Потому что скажем, мало пока известно, как минеральные удобрения, органика, радон, детергенты (моющие вещества) воспринимаются человеком на уровне клетки. Поэтому мы с коллегами и студентами проводим эксперименты в своей лаборатории - разводим разные концентрации химических веществ, которые широко применяются в быту, в сельском хозяйстве и испытываем на одноклеточных животных. Когда мы первый раз сделали доклад в Военно-медицинской академии и показали на экране изменения формы клетки и проницаемости мембраны - многие были в шоке. Как часто происходит резорбция мембраны, то есть распад. Была она и всё, её нет, превратилась в пузырьки. Клетки разрушаются при определённых концентрациях минеральных удобрений, детергентов, ядов. Мы изучаем предельно допустимые концентрации, изучаем, например, как действует радоновая вода на гидрофауну и на одноклеточном, и многоклеточном уровнях. Студенты работают с живым материалом. Это во многом заслуга лаборантов, они работают досконально, а им приходится варить травы, разводить, мыть посуду без мыла, иначе одноклеточные будут погибать - это сложный процесс.
На секции зоологии работают мои воспитанники: аспирантка Елена Викторовна Кункова, старший преподаватель - дипломница Ульяна Николаевна Максимова, ещё два человека готовятся в аспирантуру. Они знают требования, они профессионалы и понимают, что если что-то у нас сделано не так, то опыт не получится. Тогда уже и занятие не имеет эффекта. А нам необходимо получить результат. Мы много лет первые изучаем действие минеральных удобрений, радоновой воды, детергентов, влияние органических удобрений, занимаемся биотестированием, изучаем сопробность водоёмов - это оценка степени загрязнения водоёмов открытого типа. Делаем оценку загрязнения водоёмов по составу животного мира. Есть методики разные, они у нас хорошо изучены, переработаны, внесены в методички. Над этими темами работают дипломники. Время бежит, вносит изменения. В 1997 году у меня вышла книга "Насекомые Новгородской области", сейчас накоплено столько нового материала по ряду отрядов, что ощущается необходимость в подготовке нового, переработанного издания. Всей секцией готовим книгу "Животный мир Новгородской области", потребность в этой книге в школах большая. Другая книга - "Экология насекомых в условиях антропогенной нагрузки" - плод моих трудов за четверть века. Описывается влияние автодорог, техногенных выбросов (с того же "Акрона"), применения минеральных удобрений, осушительной мелиорации. Мало кто задумывается, как это серьёзно влияет на состав и численность популяции насекомых области. А многие из них, мы знаем, являются индикаторами состояния окружающей среды. Например, происходит осветление биоценоза, смена видов - тенелюбивых на светлолюбивых. Фактически мы мало знаем о подземных жителях Новгородчины. Большую пользу бы в связи с этим принесло изучение почвенной фауны. Мы лишились многих видов, восстановить их в ближайшие двадцать лет будет трудно. Жалко, что к мнению учёных у нас всё ещё мало прислушиваются. Проведённая в нашей области в 70-80-е годы мелиорация принесла как много хорошего, так и немало плохого. Я тогда готовила диссертацию о влиянии осушения земель на насекомых, особенно на переносчиков инфекций. Изменения мы отмечали колоссальные. Мелиорация всегда требует контроля, и в процессе прокладки дрен и потом, ведь подземные дренажные сети могут засоряться. Нередко дрены закладывались ниже уровня грунтовых вод, и корневая система растений не достигала влаги. По Вернадскому, только тридцатисантиметровый слой земли живой, а тут землю переворачивали мёртвым слоем кверху. От "изнанки" не было никакого толку, наверху получалась нежилая плёнка. А всего-то надо было чуть-чуть изменить технологию: проезжает один бульдозер - переворачивает землю плодородной стороной вниз, следом проезжает другой - и переворачивает слой в прежнее положение. Хотя мы и писали служебные записки в облисполком, нашими рекомендациями не воспользовались. Что мы, какие-то преподаватели института, а тут - люди у власти! Сейчас на биологах лежит огромная ответственность - сохранение жизни на земном шаре. Мы должны работать над многими важными проблемами. Перед нами более узкие задачи- дать биологическую оценку почв; внедрить в практическую деятельность оценку сопробности водоёмов; дать оценку многолетних последствий осушительной мелиорации. Большая проблема - оценка влияния детергентов. По подсчётам комитета охраны природы только 5 % водоёмов загрязнены ими. Но у нас по области столько бань по берегам, частных и общественных. Чем опасны детергенты? Они губят мелких беспозвоночных животных, следовательно, крупным остаётся меньше пищи, нарушается трофика водоёмов. Когда говорим об уменьшении улова рыбы, внимание на этом не сосредотачиваем. А проблема контроля за фруктами и овощами? У нас никто не делает в области исследований по влиянию на клеточном уровне. Я купила внучкам лимоны, и решила их подвергнуть контролю на биотестере. Взяла два плода, у одного образец внутренней поверхности кожуры, у другого - наружной. В смыве из первой пробы погибло 40% одноклеточных, во втором - все 100%. А ведь у нас десятки мини-рынков, отделов в разных магазинах. Мне кажется, тут университет мог бы помочь населению. Наша кафедра могла бы проводить анализ фруктов. Можно создать экологический студенческий отряд и делать анализы плодов за умеренную плату, ребята таким образом смогли бы заработать немного денег. Да, конечно, аккуратная хозяйка моет фрукты перед употреблением. Но если фрукты прошли обработку химическими газами, антибиотиками, чтобы дольше сохранять товарный вид, это не поможет. Может быть, университету и кафедре заключить с торговлей договора на проведение необходимых анализов на клеточном уровне. Нужен местный биоэкологический контроль. Важная народнохозяйственная проблема - дать оценку продуктивности почв Новгородской области. Последнее у нас в стране было сделано в 1951 году, и то по югу России. По Нечерноземной зоне никто не давал оценок на основе жизнедеятельности организмов. А ведь, когда берёшь анализы почв, видно, что в одних имеются живые организмы, в других - нет. Наши студенты приносят почву со своих дач на анализ, потом говорят: "Надо маме сказать, что у нас в том месте никто не живёт". Даже по одноклеточным можно судить о плодородии почв. Подводя итог нашему рассказу, можно сделать заключение, что на секции зоологии непочатый край научной деятельности. Биологические проблемы, касающиеся биоценотических связей в природе и сохранения жизни на земле на одноклеточном и многоклеточном уровнях в различных экосистемах - вопрос, требующий серьёзных длительных исследований и для его выполнения требуется время, знания и обновление материальной базы. |