Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Будем работать с Европой? Придется менять систему

О новых формах получения экономического образования нашему корреспонденту Ирине Брутман рассказал проректор по учебной работе Института экономики и управления Евгений Александрович Бондаренко.


- Наш вуз вошёл в новый проект - создание и институционализация постоянно действующего союза учреждений повышения квалификации и переподготовки преподавателей экономических дисциплин. В этом проекте головная организация - Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования в Москве участвуют три университета - НовГУ, Казанский и Воронежский.

Задача проекта - разработать курсы для обучения так называемых тьюторов. Мы, как и каждый из регионов, должны обучить 30 тьюторов, а каждый из них потом обучит примерно 300 преподавателей школ. При этом будет использоваться дистанционное обучение. Эта задача связана с тем, что сейчас готовится новый стандарт по полному общему образованию и там предполагается введение в обязательную школьную программу курса по экономике.

- А сейчас нет школьных учителей по экономике?

- Есть. Но, как правило, без базисной экономической подготовки. К тому же экономика - предмет, содержащий множество дисциплин. А школьникам нужно давать основы. Очень вредно, на мой взгляд, когда в гимназиях начинают забегать в программу высшего образования. Причём, дают её не полностью, скажем, за семестр, но только определённые разделы. Из-за этого возникают проблемы уже в вузе: студент с такой подготовкой ходит на лекции и понимает, что это он уже знает, потому желание дальше посещать лекции пропадает. Но ведь спустя какое-то время начинают читать то, чего он не знает!

В проекте за основу взят опыт Германии по организации обучения тьюторов. В частности, по таким разделам как "домашнее хозяйство", "предприятие", "муниципально-парламентский уровень" (это связано с глобализацией). В Германии несколько уровней. Мы взяли тот, который проходят все школьники, бытовой.

Задача тьюторов - дать представление школьнику о предприятии, внешней экономике, процентах и практические знания, необходимые в повседневной жизни. Это полезно и необходимо каждому человеку.

Наша цель сегодня - не только подготовка тьюторов, но и разработка программы. В сентябре 2002 года в Падеборне состоялась первая конференция по этому проекту. Вторая - в начале февраля в Москве, на базе Академии повышения квалификации. Третья тоже в феврале, уже на базе нашего института повышения квалификации. Следующие конференции состоятся в Воронеже, Казани и Москве.

Кроме Падеборнского университета в проекте участвует Венский экономический университет и университет города Халл (Великобритания) - они выступают экспертами.

В перспективе - внедрение системы зачётных баллов (CPS), о чём мы разговаривали с д-ром Кайзером, с которым сотрудничаем с 1996 года. Есть определённая сумма "кредитов" (баллов), которую необходимо набрать за семестр. И эту сумму студент набирает самостоятельно. То есть он может выбрать те дисциплины, которые на данный момент его больше интересуют, и выстраивать для себя цепочку предметов с условием, что к концу семестра он набирает заданную сумму кредитов.

Экзамены по этой системе (по немецкому опыту) проводятся письменно, причём, студенты сами записываются на них. В Германии экзамены по одному и тому же предмету можно пересдавать два раза, но если не сдал в третий раз - дорога к этой специальности уже перекрыта.

Эта система также призвана объединить вузы Европы, поскольку там нет государственных стандартов, как у нас: каждый университет сам себе хозяин. И если студенты по тем или иным причинам переводятся из одного университета в другой, то возникают серьёзные проблемы при перезачёте ранее пройденных предметов. В итоге это удлиняет срок обучения. Чтобы это неудобство ликвидировать, около 80 стран Европы подписались под системой зачётных баллов, то есть согласились признавать предметы, преподаваемые в другом вузе.

Система зачётных баллов повысит мобильность студентов. Они получат возможность проходить определённые предметы в том вузе, который выберут. Скажем, если наши студенты поедут в Падеборн и смогут пройти там определённые дисциплины, то у нас они будут перезачтены.

Также делается акцент на двухуровневом обучении: бакалавры (первый уровень) и магистры (второй уровень). У нас в России бакалавриат только внедряется. А в Европе такая система признана. И если говорить о совместной работе с Европой, то придётся на такую систему переходить.

К тому же, по европейским стандартам принято изучение двух иностранных языков, что также повышает возможности студентов по выбору страны и вуза для прохождения обучения.

- Что ИЭиУ даёт участие в подобных проектах?

- По первому проекту мы получали оборудование, по второму может быть получена техника для работы над курсами, которые нам необходимо сформировать.

- Готовы ли к изменениям наши преподаватели и студенты?

- Под лежачий камень вода не течёт. Рано или поздно, но изменения придётся вносить. В Европе ведь эта система тоже недавно установилась, хотя в Америке существует давно.

В нашей сегодняшней системе обучения есть близкие вещи, которые можно использовать. Это обучение по форме экстерната, которое предполагает получение образования самостоятельно. Причём, согласно положению об экстернате, срок овладения программой равен двум нормативным срокам, то есть в принципе человек может учиться 10 лет. Слушатель получает индивидуальный план обучения, и если у него ранее было получено высшее образование, то часть предметов перезачитывается. Ему выдаётся индивидуальный план, где отражено то, что он должен изучить. Сессий, как таковых, нет. Но мы предлагаем такую образовательную услугу, как индивидуальные консультации по предметам. Эта форма образования, естественно, платная.

Первых экстернов мы выпустили через два года и восемь месяцев. В среднем же обучение идёт три года. То есть, сюда система "CPS" вполне вписывается. А срок обучения сокращается.

Ещё одно важное направление, которым мы сейчас активно занимаемся - дистанционное обучение. Известно несколько его вариантов. В течение трёх лет мы практиковали выезд наших преподавателей на места для проведения занятий. У нас даже были выпускники, обучившиеся по такой форме. Но из-за инфляции и других факторов это направление не имеет достаточной экономической эффективности.

Сейчас мы разрабатываем несколько курсов под вариант дистанционного обучения. Его введение связано, прежде всего, с дороговизной получения образования в Москве, Петербурге и даже в Новгороде. А при наличии этой системы вполне можно организовать учебные центры в Старой Руссе, Парфинском, Волотовском и других районах.

Есть другие системы. Например, создание учебников на CD-ROM. Причём, не просто тексты конспектов, а учебники с мнемонической схемой (структурой курса), где краткий конспект лекций по каждому разделу перемежается тестами. То есть преподаватель сможет отследить, сколько времени студент потратил на изучение этого предмета, какие темы студенту непонятны. На этот случай в учебнике содержится поисковая система, которая подскажет, когда лучше связаться с электронной библиотекой, как найти понятие в тексте конспектов. Сдача экзаменов происходит по компьютеру, через Интернет.

Конечно, стоимость такого обучения очень высока. Но рынок образовательных услуг, по крайней мере, в Новгороде, сужается, а система позволяет его расширить и охватить районы области.