Последствия преобразований - Разрушительны |
Замечания на проект закона "Об университетах", далее - новый закон (НЗ), подготовленного фракцией "Яблоко" с привлечением специалистов Санкт-Петербургского государственного университета |
По мнению авторов проекта, НЗ позволит решить три основных проблемы высшей школы:
С целью более глубокой интеграции научной и образовательной деятельности университетов в НЗ предлагается новое определение университета как "некоммерческой организации", имеющей двойной статус: учреждения образования и научной организации. Кроме того, вводятся новые критерии, которым должен удовлетворять университет. К сожалению, вводимые критерии ("демократизм", "широкое взаимодействие ...", "открытость", "высокое качество", "активность" и т.п.) не могут быть корректно охарактеризованы в рамках действующего в Российской Федерации правового поля (даже с учетом предлагаемого НЗ). Так, в настоящее время есть законодательно утвержденные определения университета, академии, института и однозначно определяемые качественные аккредитационные параметры, которые позволяют дать объективную оценку, к какой категории высших учебных заведений относится учреждение образования. Среди аккредитационных параметров больше половины характеризуют научную деятельность высшего учебного заведения. Для университета пороговые значения этих параметров - самые высокие по сравнению с другими категориями вузов. Кроме того, в настоящее время вузам предоставлена возможность аккредитации как научной организации. Ряд ведущих вузов страны такую аккредитацию уже прошли. Одним из наиболее важных действующих аккредитационных параметров для университетов является объем выполняемых фундаментальных исследований. Университеты России успешно участвуют в конкурсах проектов фундаментальных исследований, проводимых министерствами и ведомствами, российскими и зарубежными фондами. Одна треть средств федерального бюджета, выделяемых Минобразованию РФ на науку, направляется "на финансирование фундаментальной науки". Много лет работает научная программа "Интеграция", в рамках которой финансируются совместные фундаментальные исследования университетов и академических исследовательских институтов. В большинстве университетов имеются совместные с Академией наук России научные центры и лаборатории. Таким образом, первая проблема во многом надумана. Объем средств, выделяемых университетам на фундаментальные исследования, действительно меньше желаемого, но предлагаемый проект НЗ эту проблему не решает. В рамках решения второй проблемы НЗ предлагает расширить автономию университетов, в значительной степени сводя это расширение к наделению университетов правами присуждать ученые степени и звания (без последующего утверждения ВАК), самостоятельно утверждать составы диссертационных советов и требования к диссертациям, исключить единые государственные требования к соискателям ученых званий. Такие предложения уже высказывались общественными академиями наук, и предложенный ими законопроект был единодушно отвергнут научно-педагогической общественностью два года назад. Возврат к обсуждению этого вопроса под предлогом "расширения автономии университетов" нецелесообразен, так как его реализация в этой части не способствует формированию единого образовательного и научного пространства Российской Федерации и реализации государственной политики в сфере науки и образования. Для решения третьей проблемы в НЗ предлагается ввести специальную государственную регистрацию университетов, изменить Учредителей государственных университетов, ввести особый порядок лицензирования и аккредитации, которые будут осуществляться Постановлениями Правительства Российской Федерации, а также целый ряд других формальных бюрократических реформаций. Предполагается, что в реестр университетов войдут только ведущие университеты России с глубокой историей и традициями. Следует учесть, что в России только государственных университетов, имеющих лицензию и прошедших аттестацию и аккредитацию - 238. Что будет с остальными университетами? Что будет с сотнями тысяч студентов, обучающихся в этих вузах, и десятками тысяч преподавателей и сотрудников, работающий в этих вузах? Какие социальные последствия НЗ? На эти вопросы ответов в представленном проекте НЗ и пояснительной записке к нему нет. Есть лишь не подтвержденные конкретными расчетами утверждения, что введение НЗ не требует дополнительных затрат. Весьма спорным и экономически опасным для сохранения системы университетского образования представляется предлагаемое в НЗ изменение организационно-правовой формы университетов с "образовательного учреждения" на "некоммерческую организацию". Такая новация автоматически приводит к следующим экономическим последствиям:
Учитывая все выше сказанное, нам представляется нецелесообразным введение нового закона об университетах в предложенной редакции, так как ни одну из продекларированных и по сути правильных целей он не достигает, а последствия предлагаемых преобразований могут разрушить не только университетский сектор высшей школы, но и всю отрасль высшего профессионального образования. |