Закон нужно доработать |
Людмила Симонова
|
В декабре на итоговом заседании Российского союза ректоров (РСР) одним из главных был вопрос работы ректорского сообщества над новой редакцией проекта Федерального закона "Об образовании". |
В итоге всем вузам было предложено: до 24 января выслать окончательные варианты предложений по доработке документа. Коллектив НовГУ принял активное участие в обсуждении этого жизненно важного Закона, и 17 января на расширенном заседании Учебно-методической комиссии НовГУ были рассмотрены предложения со стороны профессионального сообщества. Более подробно об этом нашим читателям рассказал президент НовГУ профессор А.Л. Гавриков. Он отметил, что среди самых острых вопросов, обозначенных Союзом ректоров, - введение обязательного дошкольного образования, исключение из проекта ФЗ начального профобразования как самостоятельного уровня, ликвидация академий из перечня вузов. Недостаточно чётко прописаны основные принципы - единства образования и воспитания, интеграции науки и образования, академической свободы. Нашим университетом, по словам Анатолия Леонидовича, были выделены 15 основных предложений, которые легли в основу официального документа от НовГУ. А центральная мысль подготовленного документа такова: законопроект требует большой доработки. В частности (на это особый упор сделали представители Гуманитарного института), положение Конституции о личности, имеющей право на образование, нарушается. Смысловая суть Закона сводится только к подготовке кадров для всех сфер деятельности общества и государства. В проекте Закона предусмотрена новая система структуры высших образовательных учреждений: университет, институт, колледж. То есть, колледж становится вузом, зато из структуры "выпадает" академия. А это устоявшийся и уважаемый вид вуза. В наших предложениях предлагается не менять сложившуюся структуру, и колледжи оставить в структуре среднего специального образования. Коллектив НовГУ отметил, что процедура аккредитации имеет ограничительный характер. Более того, она становится ещё более тяжеловесной. Это сказывается на свое-временном введении в вузе новых, востребованных в стране или в регионе специальностей. Нас очень беспокоит и то, как прописан вопрос о категориях: прописаны "федеральный" и "исследовательский" университеты. И точка. Но, как следует из юридических норм, за точкой ничего нет. Значит, нет и других видов университетов. Ряд замечаний сделали, опираясь на опыт работы, проректор по учебной работе, начальник УМУ. Надо отметить, что в новый законопроект не вошло финансовое обеспечение образовательных учреждений, в нем ничего не сказано о критериях оплаты труда работников сферы образования. Нужно бережно отнестись к тому, чтобы сохранить социальные гарантии преподавательскому составу и студентам. Из Закона 1992 года в 2005 году изъяли государственные обязательства по уровню оплаты, и они так и не вернулись. А это бьёт по статусу ППС. 18 января обсуждение Закона продолжилось на площадке Новгородского института развития образования, где акцент сместился в сторону дошкольного, начального общего образования и проблем воспитания. В целом, чтобы Закон работал и на него можно было опереться как на действующую законодательную силу, необходимо продолжить его доработку, считают руководители и работники НовГУ. |