Знать, как качественно обучать |
Г.И. Грекова, директор ИЭУ, д.э.н., профессор; Т.В. Кудряшова, зам. директора, к.э.н., доцент.
|
Для непрерывного улучшения качества образовательного процесса в вузе с 2006 года в нашем университете на регулярной основе ведется обучение уполномоченных по качеству институтов и факультетов. |
Нужно, на наш взгляд, чтобы такое обучение прошли все преподаватели и сотрудники на специальных курсах в соответствии с Планом стратегического развития университета. Это необходимо, так как многие из них рассматривают систему менеджмента качества (СМК) только в рамках своих функциональных обязанностей, не воспринимая её целостно, как скоординированную деятельность по руководству и управлению кафедрой, факультетом, институтом, применительно к качеству. По инициативе руководства и уполномоченных по качеству факультетов ИЭУ с декабря 2009 г. в рамках ФПКП НовГУ проводился обучающий семинар "Менеджмент качества в вузе". Цель семинара: формирование у преподавателей, руководителей кафедр, факультетов и института, профессорско-преподавательского состава и специалистов ИЭУ знаний и понимания принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях, умений построения систем качества в вузе, применения методов и инструментов менеджмента качества для улучшения ключевых процессов деятельности. Практическое задание, выполненное участниками по экспресс-самооценке деятельности ИЭУ по модели делового совершенства, помогло быстрому вхождению слушателей в проблематику семинара. Участники семинара познакомились с тенденциями в российской, европейской и мировой образовательной практике по обеспечению качества высшего профессионального образования, с нормативной документацией Минобразования по вопросам качества, с принципами менеджмента качества и моделями построения систем менеджмента качества в вузах. Большое внимание уделили изучению международных стандартов качества ИСО 9001-2008, стандартов и директив по обеспечению качества в высшем образовании на территории Европы ENQA, положенных в основу модели системы менеджмента качества НовГУ, путях и методах выполнения их требований в ИЭУ. Практические задания по процессному подходу в вузе, ориентации на потребителей и др. выполнялись слушателями с привязкой к требованиям новых ФГОС по проектированию основных образовательных программ направлений НовГУ. Мультимедийный способ подачи информации, использованный ведущими семинар начальником отдела стратегического развития Г.С. Поровским и начальником информацонно-аналитического отдела УМД Н.Н. Ильяшенко, позволил представить большой и содержательный объём информации по актуальной теме. По завершении семинара слушатели ответили на вопросы анкеты по оценке семинара. На первый вопрос о том, что нового узнали слушатели, наиболее интересными были такие ответы: "Много нового, иной подход к процессу обучения и оценка его с точки зрения качества", "Уточнение положений СМК в вузе", "Стандарты ENQA", "Трактовка стандарта по качеству в области управления в разрезе образовательной деятельности". На вопрос, что они могут использовать в своей дальнейшей работе, отвечали так: "8 принципов менеджмента качества", "Цикл Деминга. Всё должно быть задокументировано", "Процессный подход буду использовать осознанно, а не интуитивно". Завершился семинар вручением удостоверений государственного образца о повышении квалификации по программе "Менеджмент качества в вузе". |