Мы - единомышленники по жизни | ||
Анна Михайлова
| ||
После перехода Михаила Наумовича Певзнера в Управление международной деятельности НовГУ новым деканом психолого-педагогического факультета ИНПО стала к.п.н. доцент кафедры педагогики Марина Валентиновна Звяглова. Это стало поводом для разговора с ней о первых шагах на этом ответственном посту, о тайнах педагогической науки и просто о жизни | ||
Марина Валентиновна Звяглова родилась 3 мая 1959 года. Окончила Новгородский государственный педагогический институт, филологический факультет по специальности "Учитель русского языка и литературы". С 1982 года работает на кафедре педагогики. В 1989 году защитила кандидатскую диссертацию на кафедре общей педагогики Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена. Основное направление ее научной деятельности - история образования и педагогической науки, в последние годы - проблемы социальной педагогики. Читает курсы "История образования и педагогической мысли" и "Социальная педагогика". - Вы занимаетесь изучением истории педагогики. Откуда этот интерес? - Дело в том, что тема моей дипломной работы была связана с изучением литературной деятельности Антона Семеновича Макаренко. И хотя я люблю всех педагогов, но Макаренко - особая любовь и особенная боль. После его смерти отношение к деятельности этого педагога либо высокое, вплоть до идеализации и абсолютного нежелания видеть в нем живого человека, либо, как началось в 90-е годы, - безапелляционная критика и ниспровержение. Говорят, это человек сталинской эпохи, который принес в педагогику элементы режима колонии. К сожалению, критика связана с тем, что Макаренко не читают. Систему воспитания и перевоспитания человека, которую он создал, никто не смог повторить и не пытался понять ее суть. А Макаренко любил детей. Его основная установка - необходимо помогать детям, которые "выброшены на обочину жизни". "Выброшенных" много и сейчас, и с ними надо работать. Как сказал Симон Соловейчик, у Макаренко была требовательная любовь. Это очень интересное сочетание не каждому дается. - А испытывают ли интерес к истории образования Ваши студенты? - Сказать, что все увлечены, не могу. Но интерес есть. Он проявляется в выборе тем дипломных работ, в подготовке к занятиям, в написании рефератов по историко-педагогическим проблемам. - Ваши взаимоотношения со студентами? Я их люблю, студенты у нас интересные, талантливые. А мы даем им очень хорошую педагогическую, психологическую и даже человеческую подготовку. - Вы стали деканом. Грядут ли перемены? - Нет. И тому есть объяснение: Михаил Наумович, который возглавлял факультет, формировал нас как команду. Я на факультете с 1993 года, с его основания была заместителем декана по учебной работе. И согласилась занять должность декана потому, что это мой факультет, мой дом, мои работа и жизнь. Мы - не просто профессиональные единомышленники, мы - единомышленники по жизни. Я считаю, что факультет работает стабильно. А развитие, конечно, будет. Оно связано с теми социальными изменениями, которые будут происходить. Но резкие перемены: Зачем? У нас хорошие традиции, сформировавшийся коллектив на кафедрах, каждая из которых дополняет факультет и делает его разноликим. - Используете ли Вы профессиональный опыт в семейной жизни? - В педагогике есть понятие "профессиональная деформация личности". И когда долго работаешь в сфере педагогики, трудно переходить от одной социальной роли к другой. Иногда возникает такое желание поучить и посоветовать! Но еще в начале моей педагогической деятельности был человек, который сказал, что самое главное в жизни -женская мудрость. Надо всегда помнить о том, что в семье женщина - жена, а руководитель - на работе. И надо стараться не путать эти роли никогда. Я стараюсь всегда это помнить. - Ваше увлечение педагогикой - семейное? - Нет. Мой отец - военный. У мамы уникальная профессия: на Пролетарском фарфоровом заводе она получила профессию "Живописец по фарфору". Но она работала мало: выйдя замуж за военного, повсюду следовала за мужем. У меня замечательная семья. Она мне дала то ощущение счастья, которое нужно по жизни любому человеку. Я помню, как отец, откуда бы он ни возвращался, приносил огромные букеты цветов маме. У меня есть брат, на десять лет меня младше, есть племянница. - А почему же Вы решили стать педагогом? - Хороший вопрос: Может, это было внутреннее желание. У меня были самые разные интересы. В конце школы я мечтала поступить в Институт культуры на библиотечное отделение: я очень люблю читать, и библиотека была для меня заповедным местом. Тогда я еще не задумывалась, буду ли я учителем. Но тем не менее, вместе со своими одноклассницами я поехала поступать на филологический факультет Дальневосточного государственного университета - семья тогда жила на Дальнем Востоке. Потом я перевелась в Новгород. Тому, что я стала педагогом, во многом способствовал удивительный человек, научный руководитель моей дипломной работы, преподаватель истории педагогики в Новгородском пединституте Ирина Васильевна Лукашенко. У нее было очень интересно учиться: ее лекции, увлеченность и удивительная манера преподавания просто завораживали. В определенной степени я могу назвать ее своей "крестной" в педагогике. Позже я стала работать на кафедре, сначала лаборантом, затем ассистентом: мне предложили читать курс истории педагогики. А в аспирантуру я пришла уже осознанно, зная, что хочу быть преподавателем вуза. Какое качество вы цените в людях? Порядочность. Где Вы хотели бы жить? Жить в другом месте, кроме России, думаю, нет. Побывать: Меня очень манит Австралия. Любимый писатель. Куприн, Бунин и Тютчев, к словам которого я часто обращаюсь: "Чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса:". Любимый композитор. Чайковский, Моцарт, Штраус. У Вас есть девиз? Несмотря ни на какие трудности, человек всегда должен верить только в хорошее. |