Рабочая, скоростная, отвязная. И у студента есть мнение |
Мария Клапатнюк
|
"А у нас - перерыв!" - поддельно-беззаботный и неожиданный голос разносится над аудиторией после долгих и мучительных раздумий, кому же сообщить задумавшемуся преподавателю о том, что лекция уже кончена. |
Обычно это сообщает самый смелый. Тот, кто не боится зоркого глаза "товарища учителя", ставящего крикуна на заметку. Или самый нетерпеливый, кому уже совсем не в мочь сидеть на месте. А сидеть приходится очень и очень долго. Иногда по шесть-семь часов в день. Конечно же, сохранять приличный вид и заинтересованность в происходящем на протяжении всего времени просто не реально. Самым удобным, в плане расписания, будет не обязательно тот день, что короче других, а тот, в который часы занятий подобраны грамотно. Вот мы и подошли к проблеме вплотную. Грамотное расписание - это чередование различных типов занятий, их преподавателей и методов ведения. Теперь обо всём этом поподробнее. Рабочая лекция. Лекция с большой буквы. Преподаватель чаще всего довольно строгий, но и юморной, живой человек, бдительно относящийся к обстановке в аудитории. Читает интересно и увлекательно. В этом случае аудитория откликается внимательным эхом. Все лица стараются озаряться светом разума, ручки исправно бегают по чистым листкам, а руки автоматически трогают нос, трут лоб - кому что больше помогает. Как правило, время на таких занятиях проходит незаметно, с пользой и иногда... процесс доставляет удовольствие (я не шучу!). Скоростная лекция. И это не та, что короче или быстрее других. Это когда преподаватель читает её очень, слишком быстро. Студенты также внимательны, их лица вынуждены излучать интеллект, но причина совершенно другая. Мозг, руки, весь организм работает в едином режиме: "Успеть!" Именно эти лекции окончательно портят без того кошмарный почерк и заставляют изобретать новые письменные символы. После таких занятий студент испытывает раздражение, усталость, гордость (в зависимости от достигнутых результатов) и всегда облегчение - наконец-то кончилась. Практика показывает, что по лекциям, записанным в формате "Успеть!" готовиться к зачёту или экзамену почти невозможно. Кстати, такой же эффект наблюдается после преподавателей, тихо говорящих, непонятно говорящих, мелко или плохо пишущих - в общем, с изъянами, затрудняющими понимание. Сонная лекция. Даже не знаю, какая лекция хуже: та, на которой приходится работать в авральном режиме, или та, на которой работать совершенно невозможно. Причём обстоятельства, не дающие работать, до сих пор не выяснены до конца. То ли скука и монотонность в голосе лектора, то ли абсолютно неинтересная тема для изучения, а может общий гипнотический эффект - результат один и тот же. Ручка сама снижает темп движения, все звуки становятся нарочито громкими и эти ужасные веки (для чего они вообще созданы) наползают на глаза. Обидно, этот тип лекций тянется в замедленном времени. Но вот парадокс: после объявления перерыва, народ оживает за несколько минут. Отвязная лекция. Все узнают её из тысячи, по преподавателю. Он говорит в принципе для себя, и ему безразлично, что творится в аудитории. По лекционным тетрадям: за два-три часа в них в лучшем случае прибавится заголовок. По оживлённым лицам студентов. Именно на этих лекциях решаются действительно важные проблемы: пишутся письма, читаются журналы, идёт подготовка к работе и рабочей лекции, поправляется маникюр, да мало ли... Главное, что преподаватель смотрит на всё затуманенными глазами и продолжает читать. На эту картину в целом любо-дорого смотреть: идеальный симбиоз, модель общества будущего, где все счастливы. Время летит быстро, и целые семестры проходят незаметно. К счастью, и зачёты у таких преподавателей сдаются также легко. Вот основные типы лекций, существующие в современном мире высшего образования. А к чему вся эта классификация? Да к тому, что к нам стоит прислушиваться. Правильное и удобное дозирование различных типов лекций повышает уровень производительности и полезный эффект. А не это ли цель образовательного процесса? |