25.11.2015 Студенты и преподаватели НовГУ изучили американский опыт создания инклюзивной среды на трех уровнях: в школе, в университете, в организации 14-22 ноября 2015 делегация НовГУ в составе нач. информационно-аналитического отдела УМС, Натальи Ильяшенко, зав. кафедрой педагогики, технологии и ремесел Петра Петрякова, доцента кафедры специального (дефектологического) образования Виктории Клыпутенко, студентки гр. 5242 Дианы Ивановой, студента гр. 2701 Иннокентия Насирова и студентки гр. 5091 Валентины Пахомовой познакомилась с опытом создания инклюзивной среды в школах и организациях города Манси, Индиана. Визит состоялся в рамках реализации совместно с Государственным университетом Болл (Манси, штат Индиана, США) Российско-Американской программы партнерства университетов (UPP), финансируемой фондом Евразия. Тема проекта - создание инклюзивного образовательного пространства. Делегация НовГУ (слева направо: Иннокентий Насиров, Валентина Пахомова, Наталья Ильяшенко, Диана Иванова, Виктория Клыпутенко и Петр Петряков) Среднее образование Новгородская делегация получила уникальную возможность встретиться с суперинтендантом школ штата Индиана Глендой Ритц и директором отдела специального образования Департамента образования штата Индиана Пэм Райт, которые рассказали об организации инклюзивного образования в школах штата, об услугах и программах, предлагаемых учащимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также о системе подготовки учителей и администраторов школ к работе с учащимися с ОВЗ.
Встреча с суперинтендантом школ штата Индиана Глендой Ритц (в центре)
Встреча с директором и сотрудниками отдела специального образования Департамента образования штата Индиана Преподаватели и студенты НовГУ также узнали, как реализуется инклюзивное образование на практике на примере центральной старшей школы города Манси, в которой обучается 1500 учащихся, 301 из которых имеют ОВЗ. Как правило, в обычные классы интегрированы учащиеся с легкой степенью умственной отсталости или аутизма. При этом их количество не должно превышать 15% от общего количества учащихся в классе. Также в школе имеются классы специального образования, в которых обучаются учащиеся со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, аутизма и с синдромом Дауна. Для каждого из учащихся с ОВЗ разработан индивидуальный учебный план, для детей с ограниченными возможностями коммуникации бесплатно предоставляется специальное оборудование. Слепые и глухие учащихся обучаются в специализированных школах.
Посещение центральной старшей школы города Манси
Один из классов школы Высшее образование Следует отметить, что 2015 год является юбилейным – 40 лет назад, в 1975 году, был принят закон об образовании людей с ОВЗ в США. Государственный университет Болл, поистине, является университетом равных возможностей и изучение его опыта может быть очень полезным в плане создания инклюзивной среды в НовГУ. В нем созданы все условия для комфортного обучения студентов с различными видами ограниченных возможностей здоровья: слепых, слабовидящих, глухих, с ограниченными возможностями мобильности, с легкой формой аутизма и ограниченными возможностями в обучении, с психическими нарушениями и т.д. Обеспечением данных условий занимается Центр по обслуживанию студентов с ОВЗ (Disability Services). Так, например, для студентов с аутизмом предусмотрены следующие услуги: конспектирование лекций, приоритетность в записи на курс, создание особых условий для прохождения тестов. Для глухих студентов существует аудио клиника (проверка слуха, подбор вспомогательного оборудования и консультирование в его использовании), создание субтитров для учебных видеоматериалов, сурдоперевод, аренда видеофонов и текстовых телефонов (TTY). Для слепых и слабовидящих студентов – лаборатория адаптивных компьютерных технологий, распечатка учебных материалов на шрифте Брайля, увеличенные и тактильные карты университетского кампуса, ориентация по кампусу перед началом занятий, конспектирование лекций, аренда собак-поводырей и т.д. Об этих и других услугах можно более подробно узнать на сайте Центра. Доступная архитектурная среда: так выглядит сопряжения тротуаров с транспортными проездами. Нормативный уклон должен быть не более 1/10. Рельефная (тактильная) полоса предназначена для ориентации слепых и слабовидящих. Особое внимание следует обратить на опыт подготовки учителей-дефектологов, которой занимается кафедра специального образования Государственного университета Болл – крупнейшая кафедра специального образования в штате Индиана. О востребованности их выпускников говорит тот факт, что только на магистерской программе «Поведенческий анализ и аутизм» обучается 1500 (!) студентов. Всего кафедра ведет подготовку 3500 студентов, обучающихся по 10 программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. К сожалению, вызвано это печальной статистикой: один из 45 детей в США страдает аутизмом, 80% из них – это мальчики. Причина возникновения аутизма до сих пор не известна, но специалисты склонны предположить, что это – чрезмерное погружение современных родителей в информационные и цифровые технологии. Доцент кафедры специального образования Пенни Крейг продемонстрировала технологии и технические устройства, предназначенные для людей с ОВЗ. Более подробную информацию о технических средствах можно прочитать на страничке "Аугментированная (дополненная) коммуникация". Клавиатура с разноцветными клавишами: зеленые - клавиши управления, красные - цифры, желтые - согласные, оранжевый - гласные Перчатки для обучения работы с клавиатурой
Мышка, управляемая ногой
Мышки для людей с различными видами ограничения подвижности Перчатка для интерактивного набора букв на клавиатуре Трудоустройство людей с ОВЗ. Новгородцы получили возможность познакомиться с уникальным проектом – первым в США – по трудоустройству людей с ОВЗ. По инициативе и непосредственной поддержке мера города Манси Денниса Тайлера в городе ведется строительство гостиницы Марриотт, в которой будут работать 20% от общего количества персонала люди с легкой степенью умственной отсталости, аутизма, а также с синдромом Дауна. При гостинице будет также открыт учебный центр «Erskine Green Training Institute», который будет заниматься подготовкой и помощью при трудоустройстве людей с данными видами ОВЗ в индустрии гостеприимства. В Центре смогут обучаться не только жители Манси, но и жители Индианы и других штатов, а также граждане других стран. Если учесть, что уровень безработицы среди людей с ОВЗ в США очень велик (82%), то данная инициатива является прекрасной возможностью исправить положение, а также примером для других индустрий. Встреча с мером города Манси Деннисом Тайлером (в центре)
Гостиница Courtyard Marriott в Манси
Душевая кабина, оборудованная для людей с ограниченными возможностями мобильности
Набор средств с надписями на колпачках на шрифте Брайля Новости МД |