Новости

07.12.2025  Успех заведующей лабораторией УИЛ НДПИ А.С. Хазутдиновой Новгородская педагогическая находка объединила всю Россию в «Орлёнке»

В Новгородской области, как и во всей стране, реализуется федеральный проект «Орлята России», призванный развивать социальную активность учащихся младших классов. Инициатива объединяет миллионы школьников, педагогов, родителей и старшеклассников-наставников. Всероссийский детский центр «Орлёнок» на берегу Черного моря на регулярной основе организует курсы повышения квалификации для учителей «орлят» со всех регионов страны.

В конце ноября в качестве спикеров в курсах приняли участие и новгородские педагоги высшей школы. В пятом потоке курсов в конце ноября перенимали опыт более 300 педагогов начальных классов из 69 регионов нашей страны, в том числе из ЛНР, ДНР и Запорожской области.

Доцент кафедры начального дошкольного образования и социального управления НовГУ, кандидат педагогических наук Ольга Тимонина представляла на курсах научную школу «Инновационные модели непрерывного этнохудожественного образования в России» имени Тамары Яковлевны Шпикаловой.

«Меня пригласили с открытой лекцией о социальном развитии младших школьников на материале народной культуры. Я активно поддерживаю программу «Орлята России». На мой взгляд, это очень интересная концепция, которую разработали сильные ученые и методисты. Программа помогает и в сохранении исторической памяти молодого поколения, и в развитии этнокультурной, гражданской идентичности.

 

Она открывает очень большие возможности для формирования нравственного культурного кода и этического воспитания будущих поколений. Вообще обращение к народному искусству способствует патриотическому воспитанию, учит содружеству, сотворчеству, связи поколений. Только человек, укоренённый в свою культуру, может быть патриотом России, любить свою Отчизну и менять окружающую действительность к лучшему. Учитель начальных классов должен быть отчасти и художником-педагогом и истинным носителем своей культуры», – считает Ольга Тимонина.

Вместе с ней в проведении курсов в «Орленке» активно участвовала молодой ученый НовГУ Айгуль Хазутдинова. Тема ее исследований связана с формированием этнохудожественной компетенции у будущих педагогов. Она участвовала и как руководитель учебно-исследовательской лаборатории по народному и декоративному искусству при кафедре технологического и художественного образования НовГУ и как мастер набойки — искусства оформления ткани. Новгородки провели мастер-класс в формате коллективного творческого дела «Карта художественных ремесел и промыслов России». Слушатели курсов, два потока по 150 человек, разделились на восемь команд в соответствии с федеральными округами страны.

Каждая команда сначала прошла обучение и освоила технику трафаретной набойки, а затем на карте России на большом отрезе ткани с помощью трафаретов члены команды наносили знаки, символизирующие художественные ремесла и промыслы определенного округа. Округа команды выбирали по жребию, трафареты изготавливали сами, образы выбирали из представленных в раздаточном материале.

Так, например, Южный федеральный округ представили семикаракорской керамикой, адыгейским золотным шитьем, ювелирным делом крымских татар, кубанской вышивкой, неподражаемым ковроделием Дагестана. Затем каждая команда представляла выпавший ей по жребию федеральный округ в творческой и необычной форме. Представления команд получились необычными: команды инсценировали путешествие по округу и    встречи с мастерами, прославили виды мастерства в песне, создали буквально за полчаса красивый монтаж из глубоких стихов о красоте этого края и его мастерах с музыкальным сопровождением, и даже вели повествование от имени изделий народных промыслов.

Все участники действа отметили инновационность привезенных из Великого Новгорода мастер-классов, полезность и новизну полученной информации, загорелись желанием провести нечто подобное в своих регионах.

Фото: пресс-служба ВДЦ «Орлёнок»

 

Кафедра технологического и художественного образования