Новости

22.11.2021  На конференции в Новгородском университете профессор рассказала о трикстерских чертах Дональда Трампа, Oxxxymiron’а и Ксении Собчак

Трикстеризация медийного пространства становится ключевым трендом современности. Об этом рассказала доктор филологических наук, профессор МГУ Елена Корнилова на конференции «Бренное и вечное: мифология и социальные технологии цифровой цивилизации». Она проходит в Гуманитарном институте НовГУ 22-23 ноября. 

Трикстер — одна из ключевых мифологем в истории человечества, универсальный архетипический образ, соединяющий черты культурного героя и шута-провокатора. Определяющими чертами трикстерского поведения в древности были амбивалентность, смеховое начало, изворотливость, склонность к розыгрышу и «надувательству», подчеркнула Елена Корнилова. Для трикстера характерно превращение в свою противоположность и связь с сакральным, аморальным. 

— В современном мире триктстеры по-прежнему могут разрушать сложившиеся условия и традиции, привносить хаос в порядок, выступать посредниками между мирами и группами, инициировать социо-культурные действия, — рассказала Елена Корнилова. — Трикстеризация характерна для постмодерна. Она выражается в двойственных политических стандартах, постправде и фейк-ньюс в медиасфере, информационных предвыборных войнах с использованием комического и маргинального начала. 

По словам исследовательницы, медиатрикстер — это личность, которая провокационным поведением и неоднозначными высказываниями затрагивает глубокие злободневные вопросы, подрывает идеологии, инициирует острые дискуссии в обществе. Он использует для этого СМИ и новые медиаплатформы. 

Медиатрикстерами могут стать люди разных социальных положений и профессий. Прежде всего, это политики, строящие свои кампании на ярких, порой популистских заявлениях. Соцсети и новые медиа в такой ситуации обретают важную роль. 

— Трикстерские принципы сейчас становятся основной концепцией управления государством. Особенно это проявляется в странах, которые претендуют на роль культурных героев, мировых гегемонов или региональных лидеров. Сейчас в руках трикстеров сосредотачивается мощный экономический, политический, культурный и символический капитал. Образ политического деятеля, как и любой публичной персоны, в XX веке формировали официальные СМИ — они придавали фигуре качества мифологического характера. Сегодня, благодаря распространению соцсетей, политики для популярности прибегают к шутовству, клоунаде. Популизм заставляет их давать несбыточные обещания, заниматься нехарактерными для них вещами — например, экстремальными видами спорта. Многие политические действия оказываются постановкой, — рассказала исследовательница.

Она привела в пример блокировки страниц Дональда Трампа в соцсетях. Так политик потерял каналы для коммуникации с аудиторией. Хотя возможность обращаться напрямую к избирателям была для него одним из важнейших инструментов. 

Из политиков с ярко выраженными чертами трикстера на территории СССР учёная назвала Владимира Жириновского, Владимира Зеленского, из покойных — Бориса Ельцина. 

Второй крупнейшей «трикстерской» группой выступают журналисты и блогеры. Это блогеры «Вован и Лексус», телеведущий Дмитрий Киселёв, который применяет манипуляционный приёмы в цифровой среде, и Ксения Собчак со скандалами и вечной иронией к происходящему. 

Третья социальная группа, которая характеризуется трикстерским поведением — писатели, музыканты, шоумены. Они делают провокационные высказывания в произведениях, а также в СМИ и соцсетях. В пример Елена Корнилова привела писателей Дмитрия Пригова и Владимира Сорокина, музыканта Юза Алешковского, реперов Oxxxymiron и Слава КПСС, группу Pussy Riot.


Служба новостей Новгородского университета