Новости

24.11.2021  На педагогическом марафоне в Новгородском университете обсудили решения кадровой проблемы школ

Из 20 выпускников российских педагогических вузов только трое приходят работать в школу, а прием в профильные институты сократился в шесть раз из-за нехватки желающих. Об этом рассказали на круглом столе в рамках Педагогического марафона в Новгородском университете. В течение предстоящей недели эксперты из разных городов страны будут представлять региональные практики решения кадровой проблемы в образовательных учреждениях.

— На данный момент в новгородских школах работают 1574 педагога, 1330 — работают в детсадах, — сообщила председатель комитета по образованию администрации Великого Новгорода Ирина Шанаева. — И только 25% из обеих категорий — молодые специалисты в возрасте до 35 лет. Этот процент сохраняется в течение последних трех лет. В детских садах в целом работают более молодые педагоги, чем в школах и гимназиях.

Как отметила Ирина Шанаева, при этом требования к заработной плате у молодых специалистов — на удивление скромные.

— Они посчитали, что при средней нагрузке 22 часа желательная зарплата должна быть чуть больше 20 300 рублей, — пояснила глава комитета по образованию. — За полную смену в детском саду молодые педагоги хотели бы получать 18 500.

Отмечается недовольство молодых учителей наличием работы с детьми с ОВЗ. Ежегодно количество таких школьников растет, а учителей, получающих надбавки за работу с такими учениками, крайне мало. Педагоги испытывают стресс, работая одновременно по общеобразовательным и адаптированным для детей с ОВЗ программам.

— Эту проблему мы начали понемногу решать, — рассказала Ирина Шанаева. — В Великом Новгороде сейчас создаются первые ресурсные классы для детей с расстройствами аутистического спектра. Интересно, что тьюторами туда идут молодые специалисты на очень маленькую зарплату — чуть более 12 000 рублей. Оплата их не смущает, они работают ради опыта на протяжении двух-трех лет. Потом уезжают за границу и становятся там востребованными специалистами.

В этом году в новгородских школах сильнее всего ощущается нехватка учителей математики — 54 вакансии, английского языка — 50, начальных классов — 41, русского языка и литературы — 38, химии и физики — по 37. Кадровая потребность региона в учителях ежегодно составляет 400-500 человек.

— Для такого небольшого региона цифра очень значительная, — считает ректор Регионального института профессионального развития Ирина Середюк. — Мы опросили молодых специалистов, по каким причинам они не хотят работать в школе. Около 53% назвали проблемой отсутствие наставника. Практически все отметили, что не знают, как найти общий язык с родителями, мотивировать их к обучению своих детей. И абсолютное большинство указало маленькую зарплату, скромный социальный пакет, отсутствие льготного жилья и оплаты проезда до места работы в сельской местности. Результаты опроса войдут в доклад руководству области. Это системные проблемы, требующие больших финансовых вложений.

Участники марафона делились опытом решения кадровой проблемы в своих регионах. В качестве способов используются различные тренинги, региональные программы поддержки педагогов, привлечение на вакансии учителей студентов старших курсов с последующим трудоустройством. Интерес экспертов вызвали две практики Смоленского университета. Одна из них предусматривает создание педагогических классов в школах по аналогии с кадетскими. Вторая — открытие специальной магистерской программы, связанной с проектным управлением образовательными школьными учреждениями.

— Мы ведем разговор о создании проектной магистратуры для действующих директоров и завучей с разработкой конкретного проекта для их школ, — пояснил ректор Смоленского университета Михаил Артеменков. — В рамках этой программы мы готовы работать с управленческой командой школы, фактически формируя программу развития учебных заведений.

Педагогический марафон продлится до 26 ноября. В рамках интенсива пройдет кейс-чемпионат для команд выпускников вузов, педагогов НовГУ и учителей школ. Команды будут разрабатывать техники взаимодействия с лидерами мнений среди школьников, коллегами-учителями, родительской общественностью.

Служба новостей Новгородского университета