Новости

21.03.2023  Сотрудники НОЦ «Гуманитарная урбанистика» приняли участие в работе всероссийской конференции в Москве

15–16 марта 2023 г. в Москве на базе Института этнологии и антропологии Российской академии наук состоялась всероссийская научная конференция с международным участием «Этнография малых и средних городов: история и современные проблемы». Обсуждался ряд проблем, связанных с малыми и средними городами: антропологический подход к изучению города; малый и средний город как объекты историко-культурного наследия; процессы формирования городского населения; сельско-городские связи; брендирование как фактор развития городов; социокультурная среда города, формирование городского пространства в исторической динамике, материальная культура горожан и др.

В работе конференции приняли участие сотрудники НОЦ «Гуманитарная урбанистика» С. С. Аванесов, Э. Л. Гептинг и Е. И. Спешилова.

В первый день работы конференции Сергей Аванесов представил доклад «Город как предмет антропологии». Выступление было основано на гуманитарной парадигме в урбанистике, согласно которой город представляет собой сложный культурный конструкт, воплощающий в своём материальном «устройстве» фундаментальные эстетические, социальные и мировоззренческие установки людей. В докладе было показано, что визуальная организация городского пространства (1) фиксирует культурные смыслы, ценности, мифы и приоритеты, (2) продуцирует определённые эмоции, организует конкретное целеполагание, влияет на жизненную стратегию человека и его повседневную активность, предписывает человеку нормы и ориентиры. Эта двоякая функциональность города закреплена в визуальных знаках и маркерах. Изучение человеческих параметров городского пространства должно происходить в перспективе сближения семиотики и урбанистики в общем контексте антропологического знания; это позволит понимать и формировать городскую среду обитания как сферу коммуникативного праксиса горожан. Урбанистика может обнаружить три фундаментальных принципа организации городской среды: пространство, время и ценности. Эти принципы выражают собой основные параметры человеческого существования: неравномерную протяжённость материальной телесности, историчность бытия и нормативность деятельности. Ценности социальной памяти, национальных традиций, культурной истории, гражданской идентичности, личной жизни, конструктивного развития ориентируют активность горожан на солидарность как интегральную цель. На этом пути может быть преодолён известный контраст между планомерной деятельностью администраций и стихийным творчеством жителей. Такой путь ведёт к коллективной городской аскетике – к заботе о городе как общем «теле». Городское пространство как антропологический феномен представляет собой визуально структурированную сферу коммуникативных практик. В результате таких практик складывается общая биография города.

Елизавета Спешилова выступила с сообщением на тему «Urban Imaginary и конструирование образа города». Как писал Марк Оже, город существует благодаря воображаемому, подпитывает его и им же подпитывается. Именно воображаемое позволяет преодолеть имманентность городской среды, её данность, раздвигая метафизические границы города путём актуализации прошлого, переосмысления настоящего и проецирования будущего. Дискурс, посвящённый urban imaginary, активно развивается в течение последних десятилетий в зарубежных городских исследованиях, однако в российской урбанистической традиции он до сих пор представлен весьма фрагментарно. Вместе с тем роль воображаемого в процессе конструирования как индивидуального, так и коллективного образа города сложно переоценить. Соглашаясь с Кристофом Вульфом в том, что воображение есть conditio humana, то есть имеет экзистенциальную значимость для становления человека, было предложено обратить внимание на применение данной способности в восприятии и осмыслении города, поскольку искусственное городское пространство является, как правило, естественной средой для современного человека. Горожане в своей повседневной практике непосредственно взаимодействуют только с фрагментами городской среды: улица, дом, площадь воспринимаются как части ускользающего целого, которое само оказывается за пределами восприятия. Именно воображение конституирует единство разрозненных, фрагментарных восприятий, дополняет городскую реальность символическими значениями и чувством эмоциональной привязанности.

Во второй день работы конференции выступила Эльвира Гептинг с докладом «Поозёры: деревенские с городской идентичностью или наоборот?». Ильменское Поозерье – компактная историческая местность в нескольких километрах от Великого Новгорода, население которой смогло избежать позднейших переселений и ещё в первой половине ХХ в. в массе своей представляло «непосредственных потомков древних новгородцев». В советское время для многих жителей Поозерья (поозёров) деревня превратилась в место, откуда непременно нужно было бежать в город. В ходе интервью с местными жителями выяснилось, что горожане зачастую с пренебрежением относились к поозёрам, подвергали насмешкам их говор, и сам катойконим «поозёр» стал использоваться как ругательное слово, как обозначение малограмотного человека. Неудивительно, что некоторые жители Поозерья, даже не переезжая в город, сознательно отказывались от своего диалекта в пользу «городского языка». При этом стремление деревенских жителей говорить «по-городскому» нередко высмеивалось односельчанами. Проведённые интервью показывают, что сегодня некоторые коренные жители Поозерья идентифицируют себя с поозёрами, с гордостью заявляют о своей идентичности и говорят на диалекте. Есть и те, кто навсегда избавился от местного говора. В докладе были представлены разные модели соотношения городской и деревенской идентичностей на примерах поозёров, проживающих в городе, и поозёров, вернувшихся обратно в деревню.

В докладах были представлены результаты научных исследований, ведущихся сотрудниками НОЦ «Гуманитарная урбанистика» в рамках реализации стратегического проекта «Университет как генератор культурной идентичности» по программе «Приоритет 2030».

НОЦ "Гуманитарная урбанистика"