Название документа |
Описание |
Размер |
Александрова Л.Ю. Особенности присвоения вербально-просодического опыта детьми раннего возраста в условиях материнской депривации
|
УДК 376.37
А л е к с а н д р о в а Л. Ю. Особенности присвоения вербально-просодического опыта детьми раннего возраста в условиях материнской депривации // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 4-6
Статья посвящена речевым затруднениям детей, воспитывающихся в ситуации полной или частичной материнской депривации. Рассматривается ранний период речевого онтогенеза. Анализируется состояние просодического оформления речевых реакций трех категорий детей: воспитанников дома ребенка, детей из патронатных и опекунских семей и детей ясельного возраста из семей, посещающих круглосуточную группу дошкольного образовательного учреждения. Приводятся данные сравнительного анализа вербально-просодических возможностей депривированных детей и детей из условий достаточной эмоциональной заботы.
Библиогр. 9 назв. Табл.1. |
314 КБ |
Александрова С.А. Продуктивное взаимодействие субъектов образовательного процесса как условие преодоления коммуникативных барьеров в управлении школой
|
УДК 371.12
А л е к с а н д р о в а С. А. Продуктивное взаимодействие субъектов образовательного процесса как условие преодоления коммуникативных барьеров в управлении школой // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 7-9
Дана классификация коммуникативных барьеров, определена сущность продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса и обосновано, что организация продуктивного взаимодействия является важным условием преодоления коммуникативных барьеров в управлении школой.
Библиогр. 8 назв. |
294 КБ |
Блинов Р.Ю. Орфография в системе обучения английскому языку
|
УДК 801.1:802.0
Б л и н о в Р. Ю. Орфография в системе обучения английскому языку // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 10-11
Рассматриваются некоторые системные характеристики английской орфографии, подчеркивается актуальность ее изучения при овладении иностранным языком, важность знания графемно-фонемных соответствий для корректного произношения, чтения и письма. Приводится описание некоторых креативных приемов обучения английской графике и правилам орфографии.
Библиогр. 3 назв. |
298 КБ |
Ваторопина С.В. Феномен депривации младших школьников в учебном процессе
|
УДК 372.4
В а т о р о п и н а С. В. Феномен депривации младших школьников в учебном процессе // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 12-14
Исследуются негативные ситуации, приводящие к депривации младших школьников. Проводится общий анализ результатов констатирующего эксперимента и 8 факторов школьной тревожности, выявляющих общее внутреннее эмоциональное состояние школьника и характер тревожности, связанный со школой (тест школьной тревожности Филлипса).
Библиогр. 5 назв. |
283 КБ |
Даржинова С.В. Театральное искусство как средство формирования и развития личности будущего педагога
|
УДК 371.13
Д а р ж и н о в а С. В. Театральное искусство как средство формирования и развития личности будущего педагога // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 14-16
Рассматривается значение и роль театра в подготовке будущего педагога, особенности художественно-творческой деятельности в содержании педагогического образования. Представлен опыт работы студенческого театра «Кураж» Калмыцкого государственного университета.
Библиогр. 2 назв. |
287 КБ |
Ермилин А.И., Ермилина Е.В. Исторический опыт и современные проблемы организации исследовательской деятельности школьников в сфере дополнительного образования
|
УДК 371.388
Е р м и л и н А. И., Е р м и л и н а Е. В. Исторический опыт и современные проблемы организации исследовательской деятельности школьников в сфере дополнительного образования // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 17-20
Представлен 15-летний опыт реализации программы исследовательской деятельности школьников на базе академического научно-исследовательского института. В качестве одного из основных компонентов исследовательской деятельности рассматривается научная конференция школьников, ее содержание и организационные стороны. Обоснована потребность в разработке научных оснований взаимодействия взрослых и детей в сфере науки.
Библиогр. 2 назв. |
386 КБ |
Иванова Н.В. Развитие образовательной активности человека как теоретико-педагогическая проблема
|
УДК 374.7
И в а н о в а Н. В. Развитие образовательной активности человека как теоретико-педагогическая проблема // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 20-22
Определены взаимосвязь и взаимообусловленность понятий «активность», «образование», «образовательная активность» и «образовательная компетентность», а также методологическая основа развития образовательной активности человека и критерии образовательной компетентности человека.
Библиогр. 9 назв. |
282 КБ |
Каплунович С.И. Экспериментальное исследование факторов развития психологической компетентности учителя
|
УДК 371.132
К а п л у н о в и ч С. И. Экспериментальное исследование факторов развития психологической компетентности учителя // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 23-25
Представлены результаты экспериментального изучения взаимосвязи уровня психологической компетентности педагогов со стажем профессиональной деятельности, анализ психологической составляющей программ профессиональной подготовки в вузе и на курсах повышения квалификации, выделены проблемы и направления совершенствования этой подготовки.
Библиогр. 1 назв. |
278 КБ |
Колпакова А.Н. Актуализация креативности как компонента самоактуализации у студентов педагогического вуза
|
УДК 88.4
К о л п а к о в а А. Н. Актуализация креативности как компонента самоактуализации у студентов педагогического вуза // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 67-69
Представлены результаты исследования проблемы формирования целостной творческой личности студента в педагогическом вузе. Определены возможности студентов-гуманитариев в реализации креативности как одной из составляющих элементов самоактуализации в процессе учебно-профессиональной деятельности. Рассмотрено отношение к проявлению креативности в процессе обучения как студентов, так и преподавателей.
Библиогр. 4 назв. |
248 КБ |
Кондратова Н.А. Психологическая структура жизненного пространства личности
|
УДК 159.922
К о н д р а т о в а Н. А. Психологическая структура жизненного пространства личности // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 70-72
Раскрывается понятие жизненного пространства личности и описывается его структурная организация. Выделены два уровня, центр (ядро), периферия и граница жизненного пространства личности. На одном из уровней доминируют универсальные смысловые конструкты, такие как «свое — чужое», «близкое — далекое», «знакомое — незнакомое», «любимое — нелюбимое», на другом — смысловые конструкты, отражающие индивидуально значимые характеристики собственного мира.
Библиогр. 10 назв. Ил. 2. |
293 КБ |
Коротких Ю.Ю. Межкультурная компетенция старшеклассников как результат соизучения родной и иноязычной культур
|
УДК 37.036 (045)
К о р о т к и х Ю. Ю. Межкультурная компетенция старшеклассников как результат соизучения родной и иноязычной культур // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 25-28
Теоретически обоснована необходимость формирования межкультурной компетенции у старшеклассников в процессе соизучения родной и иноязычной культур. Представлена разработанная автором «Программа межкультурного воспитания старшеклассников», методы и приемы ее реализации, охарактеризованы полученные результаты.
Библиогр. 4 назв. |
296 КБ |
Лаврикова Л.Н. Методика изучения двухступенчатого курса математики в начальной профессиональной школе
|
УДК 372.851
Л а в р и к о в а Л. Н. Методика изучения двухступенчатого курса математики в начальной профессиональной школе // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 28-30
Разработана двухступенчатая модель построения общеобразовательного курса математики для системы начального профессионального образования. Сформулированы требования к методике реализации базового и вариативного компонентов этого курса. Для ряда специальностей приведены конкретные примеры реализации предложенных требований.
Библиогр. 2 назв. Ил.1. |
293 КБ |
Лунёв Р.С. П.Ф.Каптерев о сущности педагогического процесса
|
УДК 37.091
Л у н ё в Р. С. П.Ф.Каптерев о сущности педагогического процесса // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 31-33
Исследуется педагогическое наследие П.Ф.Каптере-ва (1849 — 1922) — блестящего русского педагога и психолога, последователя К.Д.Ушинского, создателя единой психологически обоснованной школьной системы обучения, теории развивающего обучения. Показано значение идей Каптерева для современной педагогики.
Библиогр. 9 назв. |
285 КБ |
Мельников В.Е. Современная система высшего технологического образования: влияние тенденций Болонского процесса
|
УДК 371.159
М е л ь н и к о в В. Е. Современная система высшего технологического образования: влияние тенденций Болонского процесса // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 33-36
Анализируются процессы, происходящие при модернизации в системе высшего профессионального образования. Показано влияние Болонского процесса на технологическое образование студентов в вузах. Представлены основные задачи и этапы перехода на двухуровневую систему обучения при подготовке бакалавров технологического образования.
Библиогр. 3 назв. |
299 КБ |
Мигунова Е.В. Подготовка студентов вуза к организации театрализованной деятельности в детском саду
|
УДК 378
М и г у н о в а Е. В. Подготовка студентов вуза к организации театрализованной деятельности в детском саду // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 36-38
Раскрываются организационно-педагогические условия подготовки студентов вуза к организации театрализованной деятельности в детском саду. Обоснована актуальность введения элективного курса в образовательный процесс вуза, раскрыты его содержание, связь с другими дисциплинами учебного плана.
Библиогр. 6 назв. |
278 КБ |
Никитина Н.В. Профессиональная компетентность дошкольного работника: уровневый подход
|
УДК 373.2
Н и к и т и н а Н. В. Профессиональная компетентность дошкольного работника: уровневый подход // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 38-40
Обосновывается необходимость реализации уровневого подхода в процессе формирования профессиональной компетентности дошкольных работников, выявляются уровни компетентности и дается их характеристика.
Библиогр. 8 назв. |
280 КБ |
Новиков А.С. Исследование адекватности самопонимания студентов
|
УДК 159.923.2
Н о в и к о в А. С. Исследование адекватности самопонимания студентов // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 73-75
Введено определение адекватности самопонимания как характеристики данного процесса. Приведены эмпирические результаты исследования адекватности самопонимания студентов.
Библиогр. 4 назв. Табл. 3. |
300 КБ |
Новикова Я.В. Пропедевтический подход к многоуровневой подготовке дизайнеров
|
УДК 378.147
Н о в и к о в а Я. В. Пропедевтический подход к многоуровневой подготовке дизайнеров // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 40-43
Рассматриваются некоторые психолого-педагогические аспекты пропедевтического подхода в дизайн-образовании. Пропедевтический подход, выделяющий начальный этап обучения, позволяет снять противоречия между специализированностью современного обучения дизайнерской деятельности и требованиями многоуровневой подготовки, в которой выделен этап бакалавриата.
Библиогр. 9 назв. |
291 КБ |
Петренко А.А. Ведущие тенденции профессионального становления педагога
|
УДК 371.30
П е т р е н к о А. А. Ведущие тенденции профессионального становления педагога // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 43-45
В статье актуализируется проблема становления педагога-профессионала как субъекта развития современной сферы образования. Рассматриваются тенденции формирования его профессионализма, связанные с обогащением содержания образования, овладением личностно-ориентированными технологиями обучения, использованием информационно-коммуникационных технологий.
Библиогр. 1 назв. |
280 КБ |
Петрова Е.А. Факторы, влияющие на формирование феномена созависимости у специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
|
УДК 37.015.325
П е т р о в а Е. А. Факторы, влияющие на формирование феномена созависимости у специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 75-77
Статья посвящена феномену созависимости среди специалистов социальных учреждений для детей-сирот. Выделены группы риска по развитию созависимости.
Библиогр. 3 назв. Табл. 1. |
274 КБ |
Петунин О.В. Цель, задачи и принципы реализации системно-цивилизационной теории активизации познавательной самостоятельности старших школьников
|
УДК 37.013.46
П е т у н и н О. В. Цель, задачи и принципы реализации системно-цивилизационной теории активизации познавательной самостоятельности старших школьников // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 46-49
Излагаются цель, задачи и принципы разработанной автором системно-цивилизационной теории активизации познавательной самостоятельности старших школьников. Центральным ориентиром предлагаемой теории является образ цивилизации XXI века.
Библиогр. 7 назв. |
319 КБ |
Попов С.А., Жукова Е.Ф., Каменкова П.А. Проектирование билингвального курса информатики
|
УДК 378.147
П о п о в С. А., Ж у к о в а Е. Ф., К а м е н к о в а П. А. Проектирование билингвального курса информатики // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 49-52
Основываясь на опыте преподавания курса информатики с элементами билингвального обучения, авторы представляют конструкцию такого курса, описывают его сложности и дают рекомендации по конструированию подобных наукоемких курсов.
Библиогр. 3 назв. |
296 КБ |
Поровский А.Г. Формирование компетенций художника-педагога в области графического дизайна на основе процессного подхода
|
УДК 378
П о р о в с к и й А. Г. Формирование компетенций художника-педагога в области графического дизайна на основе процессного подхода // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 52-55
В статье раскрывается понятие и выделяются компоненты профессиональной компетенции художника-педагога, а также рассмотрен процесс ее формирования в области графического дизайна на основе использования методологии процессного подхода.
Библиогр. 8 назв. Ил. 1. |
349 КБ |
Сметанина А.Ю. Художественная деятельность как способ духовно-нравственного развития учащихся
|
УДК 37.036
С м е т а н и н а А. Ю. Художественная деятельность как способ духовно-нравственного развития учащихся // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 56-60
Статья посвящена проблеме определения понятия «духовность» с позиций соотношения смежных гуманитарных дисциплин: теологии, психологии и педагогики. Представлена педагогическая модель использования искусства в духовном воспитании и попытка определить диагностические признаки духовно-нравственного развития учащихся.
Библиогр. 8 назв. Табл. 3. |
366 КБ |
Смирнова Г.В. Развивающая парадигма в стратегическом проектировании прогимназического образования
|
УДК 377.6
С м и р н о в а Г. В. Развивающая парадигма в стратегическом проектировании прогимназического образования // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 60-63
Определена сущность прогимназического образования, дан сравнительный анализ опыта реализации идеи развивающего образования при проектировании программ и технологий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приведено описание инновационной стратегии прогимназии, базирующейся на акмеологическом подходе.
Библиогр. 5 назв. |
296 КБ |
Углова Т.В. Формирование толерантного отношения к другому у студентов
|
УДК 159.9:378
У г л о в а Т. В. Формирование толерантного отношения к другому у студентов // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 78-80
Предложен новый подход к формированию общей коммуникативной толерантности через коррекцию свойств личности. Проанализированы существующие подходы к данной проблеме в отечественной психологии. Выявлены свойства и особенности личности, провоцирующие нетерпимость. Представлены результаты апробации программы тренинга, разработанного с учетом выявленных факторов. Доказана эффективность предложенного подхода.
Библиогр. 5 назв. Табл. 2. Ил. 1. |
297 КБ |
Филенко А.С. Психоаналитическое учение в контексте нравственного воспитания ребенка
|
УДК 37.034
Ф и л е н к о А. С. Психоаналитическое учение в контексте нравственного воспитания ребенка // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 81-83
Впервые рассматривается роль и влияние психоанализа в процессе нравственного воспитания, а также предпринимается попытка обоснования нравственной природы психоаналитической теории.
Библиогр. 9 назв. |
254 КБ |
Яровиков О.Б. Взаимосвязь патриотического и поликультурного воспитания в рамках учебной деятельности студентов
|
УДК 378
Я р о в и к о в О. Б. Взаимосвязь патриотического и поликультурного воспитания в рамках учебной деятельности студентов // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 63-66
Раскрываются теоретические и практические основы гармонизации патриотических и поликультурных составляющих в образовательном пространстве вуза. Показана роль различных учебных дисциплин, а также студенческой мобильности в этом процессе. Особый акцент делается на использовании межкультурного диалога в патриотическом воспитании студентов на всех этапах учебного процесса.
Библиогр. 7 назв. |
340 КБ |