Газета "Новгородский университет". Все номера

Учебные материалы / Вестник НовГУ / 2009 / № 53
Название документа Описание Размер
Иванов А.Е. Педагогические идеи в новгородских фольклорных источниках X — XIV вв. УДК 37.017.92 И в а н о в А. Е. Педагогические идеи в новгородских фольклорных источниках X — XIV вв. // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.28-31. Раскрываются идеи народной педагогики, содержащиеся в новгородских фольклорных источниках. Показаны их историко-культурная специфика, а также теоретическое и прикладное значение в контексте проблем современного образования. Библиогр. 6 назв. 476 КБ
Александрова Е.Н. Факторы формирования развивающей музыкально-образовательной среды детских учреждений дополнительного образования УДК 378.14 А л е к с а н д р о в а Е. Н. Факторы формирования развивающей музыкально-образовательной среды детских учреждений дополнительного образова-ния // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. C.4-6. Статья посвящена определению роли музыки в духовно-нравственном развитии детей, раскрыта сущность музыкально-педагогической системы. Описана модель развивающей музыкально-образовательной среды как части образовательного пространства. Библиогр. 14 назв. Ил.1. 411 КБ
Анохина Е. Ю. Организация изучения тем курса «Теория функции комплексного переменного» на основе субъектного опыта студентов УДК 378.147 А н о х и н а Е. Ю. Организация изучения тем курса «Теория функции комплексного переменного» на основе субъектного опыта студентов // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психоло-гия. 2009. №53. С.7-10. Рассмотрена методика организации изучения тем курса «Теория функции комплексного переменного» на основе субъектного опыта студентов. Выделены специфические особенности курса, принципы обучения и этапы организации совместной деятельности преподавателя и студентов. Библиогр. 2 назв. 351 КБ
Анфимова Е.Б. Профессионально-ориентированная модель подготовки будущего архитектора и дизайнера в вузе УДК 378.12.14 А н ф и м о в а Е. Б. Профессионально-ориентированная модель подготовки будущего архитектора и дизайнера в вузе // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.10-13. Представлена и обоснована профессионально-ориентированная модель подготовки будущих архитекторов и дизайнеров в рамках учебной дисциплины общепрофессионального цикла «История культуры и искусств» в вузе. Содержание и структура модели сопоставлены с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства, с целями и задачами данной дисциплины в условиях дизайнерского образования. Библиогр. 8 назв. Ил.1. 304 КБ
Ваторпина С.В. Ситуация успеха как условие предупреждения депривации младших школьников в образовательном процессе УДК 373-053''465.06/.11'' В а т о р о п и н а С. В. Ситуация успеха как условие предупреждения депривации младших школьников в образовательном процессе // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. C.13-16. Проводится общий анализ результатов констатирующего эксперимента, позволяющий выявить у учащихся присутствие ситуации успеха, наличие желания добиваться успеха в учебе и наличие депривирующих факторов — как психологических, так и педагогических. Библиогр. 12 назв. Табл.1. 504 КБ
Григорьева И.Л., Салоников Н.В. История библиотеки Новгородской духовной семинарии: 1706 — 1925 гг. УДК 02(091) Г р и г о р ь е в а И. Л., С а л о н и к о в Н. В. История библиотеки Новгородской духовной семина-рии: 1706 — 1925 гг. // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. C.16-19. На обширном архивном материале рассматривается история библиотеки Новгородской духовной семинарии, одного из самых старых и значительных книжных собраний духовных учебных заведений России. Основное внимание уделено описанию отдельных книжных фондов библиотеки, включая ее первоначальное ядро: библиотеку Новгородской школы братьев Лихудов. Библиогр. 24 назв. 669 КБ
Дикарева С.В. Интеграция экологической и языковой подготовки студентов в условиях межкультурного учебно-производственного взаимодействия УДК 377.5 Д и к а р е в а С. В. Интеграция экологической и языковой подготовки студентов в условиях межкультурного учебно-производственного взаимодействия // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.19-22 Предложена концептуально-прогностическая модель интеграции экологической и языковой подготовки студентов сельскохозяйственных специальностей. Ведущее место в ней занимает специально разработанный блочно-модульный курс «Агроэкология и иностранный язык» (в данном случае немецкий). Опытно-экспериментальная работа со студентами Новгородского агротехнического колледжа показала эффективность избранного подхода. Библиогр. 10 назв. Ил.1. 550 КБ
Донская О.А. Социально-педагогическое проектирование как фактор развития творческой индивидуальности педагогов и школьников УДК 371.3 Д о н с к а я О. А. Социально-педагогическое проектирование как фактор развития творческой индивидуальности педагогов и школьников // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.22-24. Представлены результаты экспериментального изучения взаимосвязи социально-педагогического проектирования и развития творческой индивидуальности педагогов и школьников, определены основополагающие принципы социально-педагогического проектирования, обеспечивающего создание ситуаций успешности каждому ребенку и каждому учителю. Библиогр. 3 назв. Табл.1. 555 КБ
Емельянова Е.И. Проблемы в профессиональной подготовке учителей иностранного языка: историко-педагогический контекст УДК 378.147 Е м е л ь я н о в а Е. И. Проблемы в профессиональной подготовке учителей иностранного языка: историко-педагогический контекст // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.25-28. Дан историко-педагогический анализ динамически развивающегося содержания профессиональной подготовки учителей иностранного языка в России в период с 60-х годов XIX в. по 90-е годы XX в. с целью исследования недостатков, осмысления проблем и выявления достоинств, позволяющих обеспечить эффективность профессионального становления специалиста в настоящее время. Библиогр. 10 назв. 364 КБ
Иванов И.А. Некоторые аспекты профильного обучения в системе общего математического образования УДК 378.147 И в а н о в И. А. Некоторые аспекты профильного обучения в системе общего математического образования // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.31-34. Исследуются прикладные умения и навыки, которыми должны владеть ученики профильных классов естественнонаучного направления. Показано, что эти умения и навыки наряду с соответствующими знаниями составляют основу профессиональной компетентности будущего специалиста, которому предстоит в своей деятельности применять математику. Сделаны выводы о месте и состоянии профильного обучения в современной системе математического образования. Библиогр. 10 назв. 451 КБ
Каплунович С.М. Психолого-педагогические методы естественной диагностики структуры мышления учащихся УДК 37.025.7 К а п л у н о в и ч С. М. Психолого-педагогические методы естественной диагностики структуры мышления учащихся // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.72-75. Статья посвящена проблеме апробации методов диагностики индивидуальных структур мышления в условиях естественного эксперимента. Описываются конкретные методики, которые легко внедряются в учебный процесс, могут быть непосредственно использованы в практике фронтального обучения, обсуждается их валидность и надежность. Библиогр. 4 назв. Ил.1. 368 КБ
Кокшарова Н.М. Дисциплины естественно-научного цикла в контексте компетентностного подхода УДК 378 К о к ш а р о в а Н. М. Дисциплины естественно-научного цикла в контексте компетентностного подхода // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.34-36. Рассматривается проблема формирования ключевых компетенций будущего специалиста в ходе изучения естественнонаучных дисциплин. Раскрывая мировоззренческие и методологические основания естественных наук, автор определяет их значение в присвоении субъектом практически всех компонентов ключевых компетенций за счет интеграции естественнонаучного знания с гуманитарным, специальным и общим профессиональным. Особое внимание уделяется организации исследовательской работы студентов. Библиогр. 7 назв. 531 КБ
Коншин Н Н. Религиозно-нравственная направленность педагогической теории и практики С.А.Рачинского УДК 371.032.1 К о н ш и н Н. Н. Религиозно-нравственная направленность педагогической теории и практики С.А.Рачинского // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.37-39. Изучается система религиозно-нравственного воспитания выдающегося русского ученого, православного педагога С.А.Рачинского (1833 — 1902) и многолетний опыт ее применения в знаменитой Татевской школе. Наряду с этим впервые исследовано его отношение к оккультно-магической практике спиритизма, столь модного в то время, как духовно пагубной и разрушительной для личности. Введены в научный оборот новые архивные источники. Библиогр. 13 назв. 286 КБ
Макарченко М.Г. Деятельностно-ориентированный методический объект как средство формирования методического объекта у будущих учителей математики УДК 378.147 М а к а р ч е н к о М. Г. Деятельностно-ориентированный методический объект как средство формирования методического объекта у будущих учителей математики // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.40-42. Анализируются понятия «методический объект» и «деятельностно-ориентированный методический объект». Раскрыты их характеристики и взаимосвязи. Представлен исторический аспект развития методического объекта. Библиогр. 10 назв. 283 КБ
Масовер Н.Ю. Становление аутопедагогической компетентности будущего преподавателя в классическом университете УДК 378.14 М а с о в е р Н. Ю. Становление аутопедагогической компетентности будущего преподавателя в классическом университете // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.43-46. Предложена модель подготовки преподавателя в классическом университете, реализующая идею профессионального и личностного саморазвития студента в классическом университете на основе интегративного и компетентностного подходов. Библиогр. 8 назв. 369 КБ
Мельникова Л. А. Предпосылки общеобразовательной реформы в России во второй половине XIX в. УДК 371 (075. 8) М е л ь н и к о в а Л. А. Предпосылки общеобразовательной реформы в России во второй половине XIX в. // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.46-49. Исследуются предпосылки общеобразовательной реформы 60-70-х гг. XIX в. в России. Наряду с экономическим фактором, обусловившим проведение общеобразовательной реформы, рассматриваются факторы политического и социокультурного порядка, сыгравшие не менее важную роль в процессе реформирования. Показано, что общеобразовательная реформа стала необходимым условием проведения земской, военной и судебной реформ. Библиогр. 6 назв. 596 КБ
Новиков А.С. Адекватность «образа Я» студентов как признак защитной стратегии самопонимания УДК 159.923.2 Н о в и к о в А. С. Адекватность «образа Я» студентов как признак защитной стратегии самопонимания // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.75-77. Статья посвящена описанию результатов корреляционного исследования характеристик самопонимания. Приведены новые данные, подтверждающие теоретическое положение о существовании защитной стратегии самопонимания. Библиогр. 4 назв. Табл. 2. 500 КБ
Попов С.А., Жукова E.Ф. Вопросы совершенствования содержания подготовки переводчиков в области технического перевода УДК 81.2-7 П о п о в С. А., Ж у к о в а E. Ф. Вопросы совершенствования содержания подготовки переводчиков в области технического перевода // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.49-51. Рассматриваются актуальные проблемы преподавания технического перевода и даются рекомендации по переводу типичных для технических текстов лексических конструкций. Библиогр. 4 назв. 279 КБ
Пшеничникова Е.В. Научно-педагогические основы становления профессионализма бакалавров по направлению технология и конструирование изделий легкой промышленности УДК 378.02:372.8 П ш е н и ч н и к о в а Е. В. Научно-педагогические основы становления профессионализма бакалавров по направлению технология и конструирование изделий легкой промышленности // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.52-53. Представлены теоретические основы становления профессионализма и возможности их использования в построении педагогического процесса подготовки бакалавров по направлению технология и конструирование изделий легкой промышленности. Определены основные направления авторской концепции проектируемого педагогического процесса. Библиогр. 15 назв. 267 КБ
Сергиенко Е.Б. Экспериментальная апробация моделей дистанционного обучения в условиях современного гуманитарного вуза УДК 378.14 С е р г и е н к о Е. Б. Экспериментальная апробация моделей дистанционного обучения в условиях современного гуманитарного вуза // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.54-57. Вопросы организации дистанционного обучения рассматриваются с точки зрения как дидактики, так и технологического решения. Обоснованы и экспериментально апробированы четыре модели организации дистанционного обучения. В рамках этих моделей можно осуществлять работу студентов в режимах от жестко управляемого, задающего исполнительскую деятельность обучаемого в строго определенных рамках информационно-тренинговой программы, до исследовательского, применимого для работы над единым групповым проектом или индивидуальным исследованием. 376 КБ
Снегурова В.И. Проблемы и ограничения дистанционного обучения математике УДК 372.851 С н е г у р о в а В. И. Проблемы и ограничения дистанционного обучения математике // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.57-60. Выделяются пять групп проблем дистанционного обучения математике, которые необходимо решить для эффективной организации процесса обучения. Особое внимание уделяется рассмотрению ограничений, которые следует учитывать при решении рассматриваемых проблем. Библиогр. 10 назв. 624 КБ
Соколова Г.Ю., Моркин C.А. Методологические основы создания сетевого регионального сообщества работников образования УДК 37.013 С о к о л о в а Г. Ю., М о р к и н С. А. Методологические основы создания сетевого регионального сообщества работников образования // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.60-64. Раскрывается содержание понятия «сетевого сообщества работников образования», процесса его моделирования и форм взаимодействия. Приводятся основные виды сетевых информационных ресурсов. Предлагается вариант модели повышения квалификации специалистов в области сетевого взаимодействия. Приведена концептуальная модель сетевого сообщества специалистов системы образования. Библиогр. 3 назв. Ил. 4. 709 КБ
Стефанова Н.Л. Система методического обеспечения самостоятельной учебно-профессиональной деятельности будущих учителей математики УДК 377 С т е ф а н о в а Н. Л. Система методического обеспечения самостоятельной учебно-профессиональной деятельности будущих учителей математики // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.65-68. Содержание понятия «методическое обеспечение» раскрывается применительно к процессу подготовки учителя математики в вузе. Самостоятельная учебно-профессиональная деятельность студентов рассматривается как часть учебной деятельности, направленная на овладение базовыми профессиональными умениями учителя математики. Предлагается вариант создания системы методического обеспечения этой деятельности. Библиогр. 5 назв. Табл.1. 369 КБ
Троянская А.И. Профессиональная рефлексия: кросс-культурный ракурс УДК 159.923 Т р о я н с к а я А. И. Профессиональная рефлексия: кросскультурный ракурс // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.77-79. Сопоставлены структуры профессиональной рефлексии специалистов разных национальностей на различных этапах профессионализации. Рассмотрена связь профессиональной рефлексии и этнического самосознания во внутреннем мире человека. Библиогр. 7 назв. Ил. 2. 272 КБ
Федина В.А. О содержании понятия «качественная математическая задача» УДК 372.851 Ф е д и н а В. А. О содержании понятия «качественная математическая задача» // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.68-71. На основе рассмотрения различных подходов к определению понятия «качественная задача» в рамках методики обучения физике и методики обучения математике уточняется содержание понятия «качественная математическая задача». Выделяется класс качественных математических задач на оценку. Библиогр. 10 назв. 522 КБ
Чурилова И.А. Психолого-педагогические особенности сопровождения курсантов первого года обучения, направленных на учебу из Северокавказского региона УДК 159.9:34 Ч у р и л о в а И. А. Психолого-педагогические особенности сопровождения курсантов первого года обучения, направленных на учебу из Северокавказского региона // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.79-82. Представлены концептуальные основы экспериментальной программы психолого-педагогического сопровождения абитуриентов и курсантов первого года обучения с учетом их национально-психологических особенностей и даны некоторые методические рекомендации по ее реализации. Библиогр. 3 назв. 547 КБ

Журнал "Время открытий". Все номера

Учебные материалы / Вестник НовГУ / 2009 / № 53
Название документа Описание Размер
Иванов А.Е. Педагогические идеи в новгородских фольклорных источниках X — XIV вв. УДК 37.017.92 И в а н о в А. Е. Педагогические идеи в новгородских фольклорных источниках X — XIV вв. // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.28-31. Раскрываются идеи народной педагогики, содержащиеся в новгородских фольклорных источниках. Показаны их историко-культурная специфика, а также теоретическое и прикладное значение в контексте проблем современного образования. Библиогр. 6 назв. 476 КБ
Александрова Е.Н. Факторы формирования развивающей музыкально-образовательной среды детских учреждений дополнительного образования УДК 378.14 А л е к с а н д р о в а Е. Н. Факторы формирования развивающей музыкально-образовательной среды детских учреждений дополнительного образова-ния // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. C.4-6. Статья посвящена определению роли музыки в духовно-нравственном развитии детей, раскрыта сущность музыкально-педагогической системы. Описана модель развивающей музыкально-образовательной среды как части образовательного пространства. Библиогр. 14 назв. Ил.1. 411 КБ
Анохина Е. Ю. Организация изучения тем курса «Теория функции комплексного переменного» на основе субъектного опыта студентов УДК 378.147 А н о х и н а Е. Ю. Организация изучения тем курса «Теория функции комплексного переменного» на основе субъектного опыта студентов // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психоло-гия. 2009. №53. С.7-10. Рассмотрена методика организации изучения тем курса «Теория функции комплексного переменного» на основе субъектного опыта студентов. Выделены специфические особенности курса, принципы обучения и этапы организации совместной деятельности преподавателя и студентов. Библиогр. 2 назв. 351 КБ
Анфимова Е.Б. Профессионально-ориентированная модель подготовки будущего архитектора и дизайнера в вузе УДК 378.12.14 А н ф и м о в а Е. Б. Профессионально-ориентированная модель подготовки будущего архитектора и дизайнера в вузе // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.10-13. Представлена и обоснована профессионально-ориентированная модель подготовки будущих архитекторов и дизайнеров в рамках учебной дисциплины общепрофессионального цикла «История культуры и искусств» в вузе. Содержание и структура модели сопоставлены с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства, с целями и задачами данной дисциплины в условиях дизайнерского образования. Библиогр. 8 назв. Ил.1. 304 КБ
Ваторпина С.В. Ситуация успеха как условие предупреждения депривации младших школьников в образовательном процессе УДК 373-053''465.06/.11'' В а т о р о п и н а С. В. Ситуация успеха как условие предупреждения депривации младших школьников в образовательном процессе // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. C.13-16. Проводится общий анализ результатов констатирующего эксперимента, позволяющий выявить у учащихся присутствие ситуации успеха, наличие желания добиваться успеха в учебе и наличие депривирующих факторов — как психологических, так и педагогических. Библиогр. 12 назв. Табл.1. 504 КБ
Григорьева И.Л., Салоников Н.В. История библиотеки Новгородской духовной семинарии: 1706 — 1925 гг. УДК 02(091) Г р и г о р ь е в а И. Л., С а л о н и к о в Н. В. История библиотеки Новгородской духовной семина-рии: 1706 — 1925 гг. // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. C.16-19. На обширном архивном материале рассматривается история библиотеки Новгородской духовной семинарии, одного из самых старых и значительных книжных собраний духовных учебных заведений России. Основное внимание уделено описанию отдельных книжных фондов библиотеки, включая ее первоначальное ядро: библиотеку Новгородской школы братьев Лихудов. Библиогр. 24 назв. 669 КБ
Дикарева С.В. Интеграция экологической и языковой подготовки студентов в условиях межкультурного учебно-производственного взаимодействия УДК 377.5 Д и к а р е в а С. В. Интеграция экологической и языковой подготовки студентов в условиях межкультурного учебно-производственного взаимодействия // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.19-22 Предложена концептуально-прогностическая модель интеграции экологической и языковой подготовки студентов сельскохозяйственных специальностей. Ведущее место в ней занимает специально разработанный блочно-модульный курс «Агроэкология и иностранный язык» (в данном случае немецкий). Опытно-экспериментальная работа со студентами Новгородского агротехнического колледжа показала эффективность избранного подхода. Библиогр. 10 назв. Ил.1. 550 КБ
Донская О.А. Социально-педагогическое проектирование как фактор развития творческой индивидуальности педагогов и школьников УДК 371.3 Д о н с к а я О. А. Социально-педагогическое проектирование как фактор развития творческой индивидуальности педагогов и школьников // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.22-24. Представлены результаты экспериментального изучения взаимосвязи социально-педагогического проектирования и развития творческой индивидуальности педагогов и школьников, определены основополагающие принципы социально-педагогического проектирования, обеспечивающего создание ситуаций успешности каждому ребенку и каждому учителю. Библиогр. 3 назв. Табл.1. 555 КБ
Емельянова Е.И. Проблемы в профессиональной подготовке учителей иностранного языка: историко-педагогический контекст УДК 378.147 Е м е л ь я н о в а Е. И. Проблемы в профессиональной подготовке учителей иностранного языка: историко-педагогический контекст // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.25-28. Дан историко-педагогический анализ динамически развивающегося содержания профессиональной подготовки учителей иностранного языка в России в период с 60-х годов XIX в. по 90-е годы XX в. с целью исследования недостатков, осмысления проблем и выявления достоинств, позволяющих обеспечить эффективность профессионального становления специалиста в настоящее время. Библиогр. 10 назв. 364 КБ
Иванов И.А. Некоторые аспекты профильного обучения в системе общего математического образования УДК 378.147 И в а н о в И. А. Некоторые аспекты профильного обучения в системе общего математического образования // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.31-34. Исследуются прикладные умения и навыки, которыми должны владеть ученики профильных классов естественнонаучного направления. Показано, что эти умения и навыки наряду с соответствующими знаниями составляют основу профессиональной компетентности будущего специалиста, которому предстоит в своей деятельности применять математику. Сделаны выводы о месте и состоянии профильного обучения в современной системе математического образования. Библиогр. 10 назв. 451 КБ
Каплунович С.М. Психолого-педагогические методы естественной диагностики структуры мышления учащихся УДК 37.025.7 К а п л у н о в и ч С. М. Психолого-педагогические методы естественной диагностики структуры мышления учащихся // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.72-75. Статья посвящена проблеме апробации методов диагностики индивидуальных структур мышления в условиях естественного эксперимента. Описываются конкретные методики, которые легко внедряются в учебный процесс, могут быть непосредственно использованы в практике фронтального обучения, обсуждается их валидность и надежность. Библиогр. 4 назв. Ил.1. 368 КБ
Кокшарова Н.М. Дисциплины естественно-научного цикла в контексте компетентностного подхода УДК 378 К о к ш а р о в а Н. М. Дисциплины естественно-научного цикла в контексте компетентностного подхода // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.34-36. Рассматривается проблема формирования ключевых компетенций будущего специалиста в ходе изучения естественнонаучных дисциплин. Раскрывая мировоззренческие и методологические основания естественных наук, автор определяет их значение в присвоении субъектом практически всех компонентов ключевых компетенций за счет интеграции естественнонаучного знания с гуманитарным, специальным и общим профессиональным. Особое внимание уделяется организации исследовательской работы студентов. Библиогр. 7 назв. 531 КБ
Коншин Н Н. Религиозно-нравственная направленность педагогической теории и практики С.А.Рачинского УДК 371.032.1 К о н ш и н Н. Н. Религиозно-нравственная направленность педагогической теории и практики С.А.Рачинского // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.37-39. Изучается система религиозно-нравственного воспитания выдающегося русского ученого, православного педагога С.А.Рачинского (1833 — 1902) и многолетний опыт ее применения в знаменитой Татевской школе. Наряду с этим впервые исследовано его отношение к оккультно-магической практике спиритизма, столь модного в то время, как духовно пагубной и разрушительной для личности. Введены в научный оборот новые архивные источники. Библиогр. 13 назв. 286 КБ
Макарченко М.Г. Деятельностно-ориентированный методический объект как средство формирования методического объекта у будущих учителей математики УДК 378.147 М а к а р ч е н к о М. Г. Деятельностно-ориентированный методический объект как средство формирования методического объекта у будущих учителей математики // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.40-42. Анализируются понятия «методический объект» и «деятельностно-ориентированный методический объект». Раскрыты их характеристики и взаимосвязи. Представлен исторический аспект развития методического объекта. Библиогр. 10 назв. 283 КБ
Масовер Н.Ю. Становление аутопедагогической компетентности будущего преподавателя в классическом университете УДК 378.14 М а с о в е р Н. Ю. Становление аутопедагогической компетентности будущего преподавателя в классическом университете // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.43-46. Предложена модель подготовки преподавателя в классическом университете, реализующая идею профессионального и личностного саморазвития студента в классическом университете на основе интегративного и компетентностного подходов. Библиогр. 8 назв. 369 КБ
Мельникова Л. А. Предпосылки общеобразовательной реформы в России во второй половине XIX в. УДК 371 (075. 8) М е л ь н и к о в а Л. А. Предпосылки общеобразовательной реформы в России во второй половине XIX в. // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.46-49. Исследуются предпосылки общеобразовательной реформы 60-70-х гг. XIX в. в России. Наряду с экономическим фактором, обусловившим проведение общеобразовательной реформы, рассматриваются факторы политического и социокультурного порядка, сыгравшие не менее важную роль в процессе реформирования. Показано, что общеобразовательная реформа стала необходимым условием проведения земской, военной и судебной реформ. Библиогр. 6 назв. 596 КБ
Новиков А.С. Адекватность «образа Я» студентов как признак защитной стратегии самопонимания УДК 159.923.2 Н о в и к о в А. С. Адекватность «образа Я» студентов как признак защитной стратегии самопонимания // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.75-77. Статья посвящена описанию результатов корреляционного исследования характеристик самопонимания. Приведены новые данные, подтверждающие теоретическое положение о существовании защитной стратегии самопонимания. Библиогр. 4 назв. Табл. 2. 500 КБ
Попов С.А., Жукова E.Ф. Вопросы совершенствования содержания подготовки переводчиков в области технического перевода УДК 81.2-7 П о п о в С. А., Ж у к о в а E. Ф. Вопросы совершенствования содержания подготовки переводчиков в области технического перевода // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.49-51. Рассматриваются актуальные проблемы преподавания технического перевода и даются рекомендации по переводу типичных для технических текстов лексических конструкций. Библиогр. 4 назв. 279 КБ
Пшеничникова Е.В. Научно-педагогические основы становления профессионализма бакалавров по направлению технология и конструирование изделий легкой промышленности УДК 378.02:372.8 П ш е н и ч н и к о в а Е. В. Научно-педагогические основы становления профессионализма бакалавров по направлению технология и конструирование изделий легкой промышленности // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.52-53. Представлены теоретические основы становления профессионализма и возможности их использования в построении педагогического процесса подготовки бакалавров по направлению технология и конструирование изделий легкой промышленности. Определены основные направления авторской концепции проектируемого педагогического процесса. Библиогр. 15 назв. 267 КБ
Сергиенко Е.Б. Экспериментальная апробация моделей дистанционного обучения в условиях современного гуманитарного вуза УДК 378.14 С е р г и е н к о Е. Б. Экспериментальная апробация моделей дистанционного обучения в условиях современного гуманитарного вуза // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.54-57. Вопросы организации дистанционного обучения рассматриваются с точки зрения как дидактики, так и технологического решения. Обоснованы и экспериментально апробированы четыре модели организации дистанционного обучения. В рамках этих моделей можно осуществлять работу студентов в режимах от жестко управляемого, задающего исполнительскую деятельность обучаемого в строго определенных рамках информационно-тренинговой программы, до исследовательского, применимого для работы над единым групповым проектом или индивидуальным исследованием. 376 КБ
Снегурова В.И. Проблемы и ограничения дистанционного обучения математике УДК 372.851 С н е г у р о в а В. И. Проблемы и ограничения дистанционного обучения математике // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.57-60. Выделяются пять групп проблем дистанционного обучения математике, которые необходимо решить для эффективной организации процесса обучения. Особое внимание уделяется рассмотрению ограничений, которые следует учитывать при решении рассматриваемых проблем. Библиогр. 10 назв. 624 КБ
Соколова Г.Ю., Моркин C.А. Методологические основы создания сетевого регионального сообщества работников образования УДК 37.013 С о к о л о в а Г. Ю., М о р к и н С. А. Методологические основы создания сетевого регионального сообщества работников образования // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.60-64. Раскрывается содержание понятия «сетевого сообщества работников образования», процесса его моделирования и форм взаимодействия. Приводятся основные виды сетевых информационных ресурсов. Предлагается вариант модели повышения квалификации специалистов в области сетевого взаимодействия. Приведена концептуальная модель сетевого сообщества специалистов системы образования. Библиогр. 3 назв. Ил. 4. 709 КБ
Стефанова Н.Л. Система методического обеспечения самостоятельной учебно-профессиональной деятельности будущих учителей математики УДК 377 С т е ф а н о в а Н. Л. Система методического обеспечения самостоятельной учебно-профессиональной деятельности будущих учителей математики // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.65-68. Содержание понятия «методическое обеспечение» раскрывается применительно к процессу подготовки учителя математики в вузе. Самостоятельная учебно-профессиональная деятельность студентов рассматривается как часть учебной деятельности, направленная на овладение базовыми профессиональными умениями учителя математики. Предлагается вариант создания системы методического обеспечения этой деятельности. Библиогр. 5 назв. Табл.1. 369 КБ
Троянская А.И. Профессиональная рефлексия: кросс-культурный ракурс УДК 159.923 Т р о я н с к а я А. И. Профессиональная рефлексия: кросскультурный ракурс // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.77-79. Сопоставлены структуры профессиональной рефлексии специалистов разных национальностей на различных этапах профессионализации. Рассмотрена связь профессиональной рефлексии и этнического самосознания во внутреннем мире человека. Библиогр. 7 назв. Ил. 2. 272 КБ
Федина В.А. О содержании понятия «качественная математическая задача» УДК 372.851 Ф е д и н а В. А. О содержании понятия «качественная математическая задача» // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.68-71. На основе рассмотрения различных подходов к определению понятия «качественная задача» в рамках методики обучения физике и методики обучения математике уточняется содержание понятия «качественная математическая задача». Выделяется класс качественных математических задач на оценку. Библиогр. 10 назв. 522 КБ
Чурилова И.А. Психолого-педагогические особенности сопровождения курсантов первого года обучения, направленных на учебу из Северокавказского региона УДК 159.9:34 Ч у р и л о в а И. А. Психолого-педагогические особенности сопровождения курсантов первого года обучения, направленных на учебу из Северокавказского региона // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.79-82. Представлены концептуальные основы экспериментальной программы психолого-педагогического сопровождения абитуриентов и курсантов первого года обучения с учетом их национально-психологических особенностей и даны некоторые методические рекомендации по ее реализации. Библиогр. 3 назв. 547 КБ