Газета "Новгородский университет". Все номера

Учебные материалы / Вестник НовГУ / 2008 / № 45
Название документа Описание Размер
А н т о н о в а Т. А. Опыт работы с беспризорными детьми в первые годы советской власти УДК 376.564 А н т о н о в а Т. А. Опыт работы с беспризорными детьми в первые годы советской власти // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 22-25 Рассматривается беспризорность как социально-педагогический феномен в истории России, вскрываются причины ее возникновения на разных этапах развития Российского государства. Дается характеристика различным видам работы с беспризорными детьми в первые годы советской власти, сравнивается опыт работы А.С.Макаренко и В.Н.Сороки-Росинского. Указываются возможности использования этого опыта в работе с современными беспризорными детьми. Библиогр. 10 назв. 212 КБ
Б е р д и ч е в с к и й Е. Г. Преодоление педагогических затруднений в высшем художественном образовании УДК 378.147 Б е р д и ч е в с к и й Е. Г. Преодоление педагогических затруднений в высшем художественном образовании // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 25-26 Выявлены основные педагогические затруднения, имеющие место в практике высшего художественного образования. Показано, что можно успешно использовать нетривиальные формы оперативного контроля качества учебного процесса, в частности такую, как клаузурное задание, с привлечением современных информационных технологий. Библиогр. 2 назв. 170 КБ
Б о б к о в а Е. Ю. Локальный образовательный ресурс как элемент педагогической системы формирования конкурентоспособного маркетолога УДК 378. 004.77 Б о б к о в а Е. Ю. Локальный образовательный ресурс как элемент педагогической системы формирования конкурентоспособного маркетолога // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 26-29 На материале исследования кадрового рынка Самарской области выявлены ключевые требования к специалисту в области маркетинга. Раскрыто значение локальных образовательных ресурсов в педагогической системе формирования конкурентоспособного маркетолога. Библиогр. 7 назв. 202 КБ
Б у р у х и н а Л. В. Управление учебной группой колледжа: развивающий контекст УДК 378.2 Б у р у х и н а Л. В. Управление учебной группой колледжа: развивающий контекст // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 30-31 Анализируются существующие стили управления учебной группой, выявлено влияние развивающего стиля управления учебной группой на развитие личности в процессе учения, определены принципы развивающего стиля руководства. Выявлены типы управления учебной группой. Библиогр. 5 назв. Ил.1. 205 КБ
Д а н и л о в а М. В. Идеология образовательной политики Великобритании в отношении детей иммигрантов в середине — конце XX в. УДК 37 (410) Д а н и л о в а М. В. Идеология образовательной политики Великобритании в отношении детей иммигрантов в середине — конце XX в. // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 32-34 Статья освещает вопросы вхождения детей иммигрантов в образовательную систему Великобритании в середине — конце ХХ в. Рассматривается генезис идеологии образовательной политики в отношении данной категории детей, анализируются практика образовательных учреждений и подготовка педагогических кадров для работы в классах с этнокультурным составом учащихся. Библиогр. 6 назв. 204 КБ
З е д г е н и д з е В. Я. Особенности социально-психологического партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи воспитанника УДК 373.2 З е д г е н и д з е В. Я. Особенности социально-психологического партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи воспитанника // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 35-37 Социально-психологическое партнерство детского образовательного учреждения с семьями воспитанников рассмотрено на примере учреждения нового типа — Центра развития ребенка. Развернутая психологическая служба становится инициатором преобразования отношения взрослых к проблемам детства. Показано, что при взаимопонимании всех участников дошкольного образования достигаются педагогически значимые эффекты развивающих взаимодействий взрослых и детей. Библиогр. 2 назв. 176 КБ
И в а н о в Е. В., И в а н о в А. Е. Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстой о свободе как педагогическом феномене УДК 37(091) И в а н о в Е. В., И в а н о в А. Е. Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстой о свободе как педагогическом феномене // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 37-41 Дается характеристика двум подходам к пониманию сути свободы как педагогического феномена, исторически сложившихся на Западе и в России, на основе анализа и актуализации в сегодняшний день взглядов наиболее известных и авторитетных в данном вопросе мыслителей — Ж.-Ж.Руссо и Л.Н.Толстого. Библиогр. 5 назв. 206 КБ
К и с л и ц ы н а Г. В. Оптимизация условий школьного образования как социокультурная задача УДК 37.013.77 К и с л и ц ы н а Г. В. Оптимизация условий школьного образования как социокультурная задача // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 41-43 Феномен «взросление» рассматривается как предмет партнерских взаимоотношений школы и семьи. Формат сотрудничества обусловливается уставом образовательного учреждения. Создаваемые условия для благополучного взросления являются психолого-педагогической задачей, решаемой в контексте ведущих идей Б.Д.Эльконина. Библиогр. 4 назв. 168 КБ
К о б о з е в а Е. В. Государственная символика как средство патриотического воспитания школьников УДК 37.035.6 К о б о з е в а Е. В. Государственная символика как средство патриотического воспитания школьников // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 43-46 Рассматривается особая роль популяризации государственной символики в патриотическом воспитании юных граждан России. Показано, что основной функцией занятий в процессе изучения государственных символов является содействие социализации личности, т.е. ее становлению, усвоению учеником культурных ценностей, норм, установок, достойных образцов поведения, формированию жизненной позиции ученика на основе усвоения социального опыта. Библиогр. 7 назв. 192 КБ
К о р о л е в а Ю. Г. Семья в системе ценностных ориентаций студентов УДК 37.018.1 К о р о л е в а Ю. Г. Семья в системе ценностных ориентаций студентов // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 46-49 На основе историко-дидактического анализа раскрывается проблема подготовки молодого поколения к браку и семейной жизни. Предлагаются дидактические средства, приемы и методы построения системы воспитательной работы в образовательных учреждениях, направленные на осознание семьи как ценности с целью позитивного влияния на семейно-брачные отношения молодежи в будущем. Библиогр. 7 назв. 192 КБ
К р у г о в а Н. В. Профессиональная компетентность следователя органов внутренних дел УДК 343.85 К р у г о в а Н. В. Профессиональная компетентность следователя органов внутренних дел // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 49-51 Анализируются различные научные подходы к раскрытию сущности понятия «профессиональная компетентность». Уточнено понятие «профессиональная компетентность следователя внутренних дел», представлена содержательная составляющая ее структуры. Библиогр. 7 назв. 180 КБ
К р ы л о в а Е. В. Изучение особенностей связной речи учащихся с задержкой психического развития УДК 376.1 К р ы л о в а Е. В. Изучение особенностей связной речи учащихся с задержкой психического развития // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 4-7 Представлены сравнительные результаты диагностического исследования связной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и нормальным психофизическим развитием. Выделены группы детей в соответствии с уровнями успешности выполнения заданий, дан анализ семантических и лексико-грамматических ошибок. Библиогр. 10 назв. Табл.1. 220 КБ
Л е о н т ь е в а О. В. Культурологический подход к подготовке будущих учителей технологии в вузе УДК 378 Л е о н т ь е в а О. В. Культурологический подход к подготовке будущих учителей технологии в вузе // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 51-54 Раскрываются методологические основы культурологического подхода, его сущность и особенности. Рассмотрены возможности организации процесса подготовки будущих учителей технологии с точки зрения культурологического подхода. Библиогр. 7 назв. 193 КБ
М а ч у р и н а Л. Ф. Непрерывное профессиональное образование педагога как управленческая проблема руководителя УДК 378.046.4 М а ч у р и н а Л. Ф. Непрерывное профессиональное образование педагога как управленческая проблема руководителя // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 8-10 Профессиональное совершенствование и карьерный рост педагога, считает автор, является одной из важнейших задач руководителя образовательного учреждения. Для ее решения процесс постдипломного образования во всех его формах направляется на развитие способностей педагога интерпретировать эффекты своей деятельности и презентировать их педагогический смысл в количественном и качественном выражении. Библиогр. 2 назв. 166 КБ
М е л ь н и к о в а М. С. Непрерывное билингвальное образование: современный контекст УДК 37.02 М е л ь н и к о в а М. С. Непрерывное билингвальное образование: современный контекст // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 54-57 Раскрыт характер влияния современного образовательного контекста на основные компоненты процесса билингвального обучения в системе непрерывного билингвального образования. На основе дидактического анализа непрерывного билингвального образования на различных уровнях образовательного контекста показана актуальность проблемы разработки эффективной технологии билингвального обучения. Библиогр. 12 назв. 201 КБ
М и т р а к о в а Е. В. Некоторые аспекты формирования педагогического мастерства преподавателей технических вузов в процессе повышения их квалификации УДК 378.02 М и т р а к о в а Е. В. Некоторые аспекты формирования педагогического мастерства преподавателей технических вузов в процессе повышения их квалификации // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 57-59 Статья посвящена проблеме формирования педагогического мастерства преподавателей технических вузов. Рассмотрено содержание разработанной автором программы по его формированию в процессе повышения квалификации. Библиогр. 5 назв. 191 КБ
М и х а й л о в а А. Е. Подготовка студентов-педагогов к воспитательной деятельности средствами традиционной культуры Псковского края УДК 378.2 М и х а й л о в а А. Е. Подготовка студентов-педагогов к воспитательной деятельности средствами традиционной культуры Псковского края // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 59-62 Представлены результаты исследования использования интеграции культурологического и регионального компонентов в профессиональной подготовке студентов вуза к воспитательной деятельности средствами традиционной культуры Псковского края. Идеи такой интеграции представлены в виде культуроориентированной модели, где осуществляется синкретическое единство психолого-педагогических и культурологических функций в воспитательной деятельности, а также полифункциональность народной культуры. Библиогр. 3 назв. 179 КБ
М о з а л е в с к а я Е. В. Становление субъектности студентов в логике творческих циклов в образовательной деятельности УДК 378 М о з а л е в с к а я Е. В. Становление субъектности студентов в логике творческих циклов в образовательной дея-тельности // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 10-13 Рассматривается понятие «субъектность». Представлена динамика изучения этой проблематики в зарубежной и отечественной науке. Раскрыты способы формирования субъектности в логике модели творческих циклов, с помощью которой организуется процесс обучения. Библиогр. 16 назв. 198 КБ
П е т р о в С. М. Проблема профессиональной адаптации педагога в контексте «эпохи перемен» УДК 378.046.4 П е т р о в С. М. Проблема профессиональной адаптации педагога в контексте «эпохи перемен» // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 62-64 Профессиональная адаптация рассматривается как проблема современного образования. Показана необходимость адаптации педагога к меняющимся условиям общественной жизни, в том числе — в сфере образования. Подчеркнуто, что профессиональное совершенствование и карьерный рост педагога является одной из важнейших задач руководителя образовательного учреждения. Библиогр. 12 назв. 178 КБ
П о з д н я к о в а О. М. Становление профессиональной компетентности будущего учителя на этапе высшего образования УДК 378+159.9 П о з д н я к о в а О. М. Становление профессиональной компетентности будущего учителя на этапе высшего образования // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 64-67 Проанализированы основные категории компетентностного подхода и представлена оригинальная модель формирования и развития профессиональной компетентности будущего учителя в процессе обучения. Особое внимание уделено описанию механизмов актуализации педагогического потенциала культуры как фактора становления специалиста на этапе высшего педагогического образования. Библиогр. 8 назв. 196 КБ
Р е к е ш е в а Ф. М. Профессионально важные качества и умения психолога как фактор его профессиональной готовности УДК 378.046 Р е к е ш е в а Ф. М. Профессионально важные качества и умения психолога как фактор его профессиональной готовности // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 13-16 На основе всестороннего анализа личностных качеств психолога и их развития сделан вывод, что знания и умения в сочетании с соответствующими личными качествами, мотивами и способностью к творчеству могут рассматриваться как его готовность к профессиональной деятельности. Библиогр. 6 назв. 184 КБ
С е л и н а В. В. Педагогические условия развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания УДК 373. 2 С е л и н а В. В. Педагогические условия развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 68-70 Представлен комплекс педагогических условий развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста: реализация деятельностного подхода; поэтапная организация вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс; использование интерактивных форм и методов развития когнитивной, операционально-технологической и эмоционально-личностной сторон компетентности родителей; психолого-педагогическая поддержка родителей в воспитании детей раннего возраста. Библиогр. 3 назв. 173 КБ
Т а м и л и н а Т. В. Содержание понятия «эвристические способности» в контексте современных научных исследований УДК 37.015.3 Т а м и л и н а Т. В. Содержание понятия «эвристические способности» в контексте современных научных исследований // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 16-19 Рассматриваются основные аспекты проблемы эвристических способностей личности. Анализируются как классические подходы к определению сущности творческих способностей, так и современные тенденции научных исследований в данной сфере. Библиогр. 6 назв. Ил.1. 233 КБ
Ш а б а л и н а Н. Г. Карьера как междисциплинарный феномен: концептуальный анализ УДК 378. 2 Ш а б а л и н а Н. Г. Карьера как междисциплинарный феномен: концептуальный анализ // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 70-72 В статье представлены различные подходы к пониманию карьеры: психологический, экономический и социологический, рассмотрены сферы самореализации личности и факторы развития ее психических функций, проблема профессионального выбора с позиции профессионального развития. Библиогр. 11 назв. 167 КБ
Ш а й д о р о в а Н. А., Ш у б и н С. В. Развитие бикультурной профессиональной компетенции студентов в условиях искусственного билингвизма УДК 378.02: 372.8 Ш а й д о р о в а Н. А., Ш у б и н С. В. Развитие бикультурной профессиональной компетенции студентов в условиях искусственного билингвизма // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 72-75 Анализируя собственный опыт работы в рамках совместного проекта факультета психологии и педагогики НовГУ и университета г. Дортмунда (Германия) по подготовке специалистов в области управления персоналом, авторы показывают, что существует определенный разрыв между изначально декларируемой концепцией билингвального обучения и сложившейся практикой. Билингвальные курсы не всегда способствуют реальному повышению шансов выпускников на внутреннем рынке труда. Выходом из сложившейся ситуации может стать определенная дифференциация образовательного процесса и создание разнообразных билингвальных курсов с учетом личностных целевых установок студентов. Библиогр. 8 назв. 211 КБ
Ю ш м а н о в а Т. Н. Эмоциональная составляющая процесса формирования ценностного отношения к родному языку у детей старшего дошкольного возраста УДК 373.21 Ю ш м а н о в а Т. Н. Эмоциональная составляющая процесса формирования ценностного отношения к родному языку у детей старшего дошкольного возраста // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 19-21 Показано, что старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для эмоционального развития, поэтому в формировании ценностного отношения к родному языку педагог должен отводить эмоциям особую роль. Описан авторский подход к проблеме эмоционально-ценностного отношения к родному языку у детей дошкольного возраста. Библиогр. 5 назв. 168 КБ

Журнал "Время открытий". Все номера

Учебные материалы / Вестник НовГУ / 2008 / № 45
Название документа Описание Размер
А н т о н о в а Т. А. Опыт работы с беспризорными детьми в первые годы советской власти УДК 376.564 А н т о н о в а Т. А. Опыт работы с беспризорными детьми в первые годы советской власти // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 22-25 Рассматривается беспризорность как социально-педагогический феномен в истории России, вскрываются причины ее возникновения на разных этапах развития Российского государства. Дается характеристика различным видам работы с беспризорными детьми в первые годы советской власти, сравнивается опыт работы А.С.Макаренко и В.Н.Сороки-Росинского. Указываются возможности использования этого опыта в работе с современными беспризорными детьми. Библиогр. 10 назв. 212 КБ
Б е р д и ч е в с к и й Е. Г. Преодоление педагогических затруднений в высшем художественном образовании УДК 378.147 Б е р д и ч е в с к и й Е. Г. Преодоление педагогических затруднений в высшем художественном образовании // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 25-26 Выявлены основные педагогические затруднения, имеющие место в практике высшего художественного образования. Показано, что можно успешно использовать нетривиальные формы оперативного контроля качества учебного процесса, в частности такую, как клаузурное задание, с привлечением современных информационных технологий. Библиогр. 2 назв. 170 КБ
Б о б к о в а Е. Ю. Локальный образовательный ресурс как элемент педагогической системы формирования конкурентоспособного маркетолога УДК 378. 004.77 Б о б к о в а Е. Ю. Локальный образовательный ресурс как элемент педагогической системы формирования конкурентоспособного маркетолога // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 26-29 На материале исследования кадрового рынка Самарской области выявлены ключевые требования к специалисту в области маркетинга. Раскрыто значение локальных образовательных ресурсов в педагогической системе формирования конкурентоспособного маркетолога. Библиогр. 7 назв. 202 КБ
Б у р у х и н а Л. В. Управление учебной группой колледжа: развивающий контекст УДК 378.2 Б у р у х и н а Л. В. Управление учебной группой колледжа: развивающий контекст // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 30-31 Анализируются существующие стили управления учебной группой, выявлено влияние развивающего стиля управления учебной группой на развитие личности в процессе учения, определены принципы развивающего стиля руководства. Выявлены типы управления учебной группой. Библиогр. 5 назв. Ил.1. 205 КБ
Д а н и л о в а М. В. Идеология образовательной политики Великобритании в отношении детей иммигрантов в середине — конце XX в. УДК 37 (410) Д а н и л о в а М. В. Идеология образовательной политики Великобритании в отношении детей иммигрантов в середине — конце XX в. // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 32-34 Статья освещает вопросы вхождения детей иммигрантов в образовательную систему Великобритании в середине — конце ХХ в. Рассматривается генезис идеологии образовательной политики в отношении данной категории детей, анализируются практика образовательных учреждений и подготовка педагогических кадров для работы в классах с этнокультурным составом учащихся. Библиогр. 6 назв. 204 КБ
З е д г е н и д з е В. Я. Особенности социально-психологического партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи воспитанника УДК 373.2 З е д г е н и д з е В. Я. Особенности социально-психологического партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи воспитанника // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 35-37 Социально-психологическое партнерство детского образовательного учреждения с семьями воспитанников рассмотрено на примере учреждения нового типа — Центра развития ребенка. Развернутая психологическая служба становится инициатором преобразования отношения взрослых к проблемам детства. Показано, что при взаимопонимании всех участников дошкольного образования достигаются педагогически значимые эффекты развивающих взаимодействий взрослых и детей. Библиогр. 2 назв. 176 КБ
И в а н о в Е. В., И в а н о в А. Е. Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстой о свободе как педагогическом феномене УДК 37(091) И в а н о в Е. В., И в а н о в А. Е. Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстой о свободе как педагогическом феномене // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 37-41 Дается характеристика двум подходам к пониманию сути свободы как педагогического феномена, исторически сложившихся на Западе и в России, на основе анализа и актуализации в сегодняшний день взглядов наиболее известных и авторитетных в данном вопросе мыслителей — Ж.-Ж.Руссо и Л.Н.Толстого. Библиогр. 5 назв. 206 КБ
К и с л и ц ы н а Г. В. Оптимизация условий школьного образования как социокультурная задача УДК 37.013.77 К и с л и ц ы н а Г. В. Оптимизация условий школьного образования как социокультурная задача // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 41-43 Феномен «взросление» рассматривается как предмет партнерских взаимоотношений школы и семьи. Формат сотрудничества обусловливается уставом образовательного учреждения. Создаваемые условия для благополучного взросления являются психолого-педагогической задачей, решаемой в контексте ведущих идей Б.Д.Эльконина. Библиогр. 4 назв. 168 КБ
К о б о з е в а Е. В. Государственная символика как средство патриотического воспитания школьников УДК 37.035.6 К о б о з е в а Е. В. Государственная символика как средство патриотического воспитания школьников // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 43-46 Рассматривается особая роль популяризации государственной символики в патриотическом воспитании юных граждан России. Показано, что основной функцией занятий в процессе изучения государственных символов является содействие социализации личности, т.е. ее становлению, усвоению учеником культурных ценностей, норм, установок, достойных образцов поведения, формированию жизненной позиции ученика на основе усвоения социального опыта. Библиогр. 7 назв. 192 КБ
К о р о л е в а Ю. Г. Семья в системе ценностных ориентаций студентов УДК 37.018.1 К о р о л е в а Ю. Г. Семья в системе ценностных ориентаций студентов // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 46-49 На основе историко-дидактического анализа раскрывается проблема подготовки молодого поколения к браку и семейной жизни. Предлагаются дидактические средства, приемы и методы построения системы воспитательной работы в образовательных учреждениях, направленные на осознание семьи как ценности с целью позитивного влияния на семейно-брачные отношения молодежи в будущем. Библиогр. 7 назв. 192 КБ
К р у г о в а Н. В. Профессиональная компетентность следователя органов внутренних дел УДК 343.85 К р у г о в а Н. В. Профессиональная компетентность следователя органов внутренних дел // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 49-51 Анализируются различные научные подходы к раскрытию сущности понятия «профессиональная компетентность». Уточнено понятие «профессиональная компетентность следователя внутренних дел», представлена содержательная составляющая ее структуры. Библиогр. 7 назв. 180 КБ
К р ы л о в а Е. В. Изучение особенностей связной речи учащихся с задержкой психического развития УДК 376.1 К р ы л о в а Е. В. Изучение особенностей связной речи учащихся с задержкой психического развития // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 4-7 Представлены сравнительные результаты диагностического исследования связной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и нормальным психофизическим развитием. Выделены группы детей в соответствии с уровнями успешности выполнения заданий, дан анализ семантических и лексико-грамматических ошибок. Библиогр. 10 назв. Табл.1. 220 КБ
Л е о н т ь е в а О. В. Культурологический подход к подготовке будущих учителей технологии в вузе УДК 378 Л е о н т ь е в а О. В. Культурологический подход к подготовке будущих учителей технологии в вузе // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 51-54 Раскрываются методологические основы культурологического подхода, его сущность и особенности. Рассмотрены возможности организации процесса подготовки будущих учителей технологии с точки зрения культурологического подхода. Библиогр. 7 назв. 193 КБ
М а ч у р и н а Л. Ф. Непрерывное профессиональное образование педагога как управленческая проблема руководителя УДК 378.046.4 М а ч у р и н а Л. Ф. Непрерывное профессиональное образование педагога как управленческая проблема руководителя // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 8-10 Профессиональное совершенствование и карьерный рост педагога, считает автор, является одной из важнейших задач руководителя образовательного учреждения. Для ее решения процесс постдипломного образования во всех его формах направляется на развитие способностей педагога интерпретировать эффекты своей деятельности и презентировать их педагогический смысл в количественном и качественном выражении. Библиогр. 2 назв. 166 КБ
М е л ь н и к о в а М. С. Непрерывное билингвальное образование: современный контекст УДК 37.02 М е л ь н и к о в а М. С. Непрерывное билингвальное образование: современный контекст // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 54-57 Раскрыт характер влияния современного образовательного контекста на основные компоненты процесса билингвального обучения в системе непрерывного билингвального образования. На основе дидактического анализа непрерывного билингвального образования на различных уровнях образовательного контекста показана актуальность проблемы разработки эффективной технологии билингвального обучения. Библиогр. 12 назв. 201 КБ
М и т р а к о в а Е. В. Некоторые аспекты формирования педагогического мастерства преподавателей технических вузов в процессе повышения их квалификации УДК 378.02 М и т р а к о в а Е. В. Некоторые аспекты формирования педагогического мастерства преподавателей технических вузов в процессе повышения их квалификации // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 57-59 Статья посвящена проблеме формирования педагогического мастерства преподавателей технических вузов. Рассмотрено содержание разработанной автором программы по его формированию в процессе повышения квалификации. Библиогр. 5 назв. 191 КБ
М и х а й л о в а А. Е. Подготовка студентов-педагогов к воспитательной деятельности средствами традиционной культуры Псковского края УДК 378.2 М и х а й л о в а А. Е. Подготовка студентов-педагогов к воспитательной деятельности средствами традиционной культуры Псковского края // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 59-62 Представлены результаты исследования использования интеграции культурологического и регионального компонентов в профессиональной подготовке студентов вуза к воспитательной деятельности средствами традиционной культуры Псковского края. Идеи такой интеграции представлены в виде культуроориентированной модели, где осуществляется синкретическое единство психолого-педагогических и культурологических функций в воспитательной деятельности, а также полифункциональность народной культуры. Библиогр. 3 назв. 179 КБ
М о з а л е в с к а я Е. В. Становление субъектности студентов в логике творческих циклов в образовательной деятельности УДК 378 М о з а л е в с к а я Е. В. Становление субъектности студентов в логике творческих циклов в образовательной дея-тельности // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 10-13 Рассматривается понятие «субъектность». Представлена динамика изучения этой проблематики в зарубежной и отечественной науке. Раскрыты способы формирования субъектности в логике модели творческих циклов, с помощью которой организуется процесс обучения. Библиогр. 16 назв. 198 КБ
П е т р о в С. М. Проблема профессиональной адаптации педагога в контексте «эпохи перемен» УДК 378.046.4 П е т р о в С. М. Проблема профессиональной адаптации педагога в контексте «эпохи перемен» // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 62-64 Профессиональная адаптация рассматривается как проблема современного образования. Показана необходимость адаптации педагога к меняющимся условиям общественной жизни, в том числе — в сфере образования. Подчеркнуто, что профессиональное совершенствование и карьерный рост педагога является одной из важнейших задач руководителя образовательного учреждения. Библиогр. 12 назв. 178 КБ
П о з д н я к о в а О. М. Становление профессиональной компетентности будущего учителя на этапе высшего образования УДК 378+159.9 П о з д н я к о в а О. М. Становление профессиональной компетентности будущего учителя на этапе высшего образования // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 64-67 Проанализированы основные категории компетентностного подхода и представлена оригинальная модель формирования и развития профессиональной компетентности будущего учителя в процессе обучения. Особое внимание уделено описанию механизмов актуализации педагогического потенциала культуры как фактора становления специалиста на этапе высшего педагогического образования. Библиогр. 8 назв. 196 КБ
Р е к е ш е в а Ф. М. Профессионально важные качества и умения психолога как фактор его профессиональной готовности УДК 378.046 Р е к е ш е в а Ф. М. Профессионально важные качества и умения психолога как фактор его профессиональной готовности // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 13-16 На основе всестороннего анализа личностных качеств психолога и их развития сделан вывод, что знания и умения в сочетании с соответствующими личными качествами, мотивами и способностью к творчеству могут рассматриваться как его готовность к профессиональной деятельности. Библиогр. 6 назв. 184 КБ
С е л и н а В. В. Педагогические условия развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания УДК 373. 2 С е л и н а В. В. Педагогические условия развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 68-70 Представлен комплекс педагогических условий развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста: реализация деятельностного подхода; поэтапная организация вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс; использование интерактивных форм и методов развития когнитивной, операционально-технологической и эмоционально-личностной сторон компетентности родителей; психолого-педагогическая поддержка родителей в воспитании детей раннего возраста. Библиогр. 3 назв. 173 КБ
Т а м и л и н а Т. В. Содержание понятия «эвристические способности» в контексте современных научных исследований УДК 37.015.3 Т а м и л и н а Т. В. Содержание понятия «эвристические способности» в контексте современных научных исследований // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 16-19 Рассматриваются основные аспекты проблемы эвристических способностей личности. Анализируются как классические подходы к определению сущности творческих способностей, так и современные тенденции научных исследований в данной сфере. Библиогр. 6 назв. Ил.1. 233 КБ
Ш а б а л и н а Н. Г. Карьера как междисциплинарный феномен: концептуальный анализ УДК 378. 2 Ш а б а л и н а Н. Г. Карьера как междисциплинарный феномен: концептуальный анализ // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 70-72 В статье представлены различные подходы к пониманию карьеры: психологический, экономический и социологический, рассмотрены сферы самореализации личности и факторы развития ее психических функций, проблема профессионального выбора с позиции профессионального развития. Библиогр. 11 назв. 167 КБ
Ш а й д о р о в а Н. А., Ш у б и н С. В. Развитие бикультурной профессиональной компетенции студентов в условиях искусственного билингвизма УДК 378.02: 372.8 Ш а й д о р о в а Н. А., Ш у б и н С. В. Развитие бикультурной профессиональной компетенции студентов в условиях искусственного билингвизма // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 72-75 Анализируя собственный опыт работы в рамках совместного проекта факультета психологии и педагогики НовГУ и университета г. Дортмунда (Германия) по подготовке специалистов в области управления персоналом, авторы показывают, что существует определенный разрыв между изначально декларируемой концепцией билингвального обучения и сложившейся практикой. Билингвальные курсы не всегда способствуют реальному повышению шансов выпускников на внутреннем рынке труда. Выходом из сложившейся ситуации может стать определенная дифференциация образовательного процесса и создание разнообразных билингвальных курсов с учетом личностных целевых установок студентов. Библиогр. 8 назв. 211 КБ
Ю ш м а н о в а Т. Н. Эмоциональная составляющая процесса формирования ценностного отношения к родному языку у детей старшего дошкольного возраста УДК 373.21 Ю ш м а н о в а Т. Н. Эмоциональная составляющая процесса формирования ценностного отношения к родному языку у детей старшего дошкольного возраста // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 45, стр. 19-21 Показано, что старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для эмоционального развития, поэтому в формировании ценностного отношения к родному языку педагог должен отводить эмоциям особую роль. Описан авторский подход к проблеме эмоционально-ценностного отношения к родному языку у детей дошкольного возраста. Библиогр. 5 назв. 168 КБ