Разорванный круг | ||
Книжная полка с Михаилом Бударагиным
| ||
Не ждите Страшного Суда. Он происходит каждый день. А. Камю | ||
После того, как маркиз де Сад опубликовал свои знаменитые записки из тюрьмы, самые прозорливые его современники поняли совершенно банальную вещь так дальше жить нельзя. Уже после Сада много чего случилось и в европейской литературе, и в европейской жизни. Двумя самыми громкими событиями оказались, конечно же, мировые войны. Именно они обнажили ту самую проблему, о которой сегодня так много говорится (в основном, в культурологическом ключе), проблему европейского позитивизма . Новый позитивизм это не совсем то, о чем писал в свое время Огюст Конт, это психология, философия, целое мировоззрение рядового жителя Европы. Настоящим символом европейского образа жизни стал Шерлок Холмс. Внимательный читатель газет, между Богом и чертом выбравший дедукцию, спокойный и трезвый наркоман, Холмс вобрал в себя все лучшее и худшее, что оставалось в старушке Европе конца XIX века. Маркиза де Сада и Шерлока Холмса объединяет, пожалуй, только одно они оба бросили вызов Богу. Первый дерзко, второй скрупулезно. Великий бунт человека против Бога сугубо европейский по духу нашел свой апофеоз в лице Фридриха Ницше. После этого апофеоза наступили Первая и Вторая Мировые войны, и все смешалось и встало на свои места одновременно.
Дух послевоенного времени, разрухи и неразберихи требовал нового художественного выражения, нового бунта, ибо бунт против Бога обернулся гекатомбами человеческих жертв. Потребовался бунт против человека, его традиционных ценностей. Этот бунт возглавили писатели-экзистенциалисты Жан-Поль Сартр и Альбер Камю. Повесть Камю Падение (1956 г.) в свете проблемы бунта против европейских ценностей требует особого внимания. Действие повести происходит в Амстердаме, столице страны, чьи свободные нравы уже в середине прошлого века стали притчей во языцех. Главный герой, Жан-Батист Кламанс, бывший парижский адвокат, а ныне судья на покаянии , рассказывает неизвестному собеседнику свою длинную, почти в сто страниц, историю. Баловень судьбы, успешный адвокат и любимец женщин, защитник униженных и оскорбленных вдов и сирот, Кламанс проводит своего слушателя по кругам современного ада, который, кажется, начинается именно в Амстердаме, но на самом деле проходит кругами по душе каждого из нас. Сартр написал: Ад - это другие . Камю в Падении блестяще доказал обратное: ад - это каждый из нас. Описывая свою жизнь в лагере справедливости , Кламанс подводит собеседника к тому, что его адвокатское благородство и великодушие были лишь самовлюбленностью, дарующей успокоение и каждодневное самолюбование. Однажды Кламанс на мосту Искусств услышал легкий, почти дружеский смех, который все ставит на свои места . Своими местами оказались странные и пугающие выводы, которые привели рассказчика к тому, что лейтмотивом его прежней жизни было собственное Я, желание быть выше других. И он просто перестал это скрывать. Вызов против человеческого Я был брошен. Я открыл в своей душе сладостные мечты стать угнетателем , говорит о себе Кламанс. Рабство - это и есть свобода, потому что оно обнажает то, что скрывается за правилами и приличиями . Следующим этапом падения Кламанса стал еще один случай на мосту через Сену. В воду упало человеческое тело ... раздался оглушительный крик. Кламанса сковал страх, он ушел и никому ни о чем не сообщил . В этом страхе, прежде всего, плебейская любовь к жизни, но есть в нем и отвращение к людям , желание и умение постоянно судить их в своем сердце. Круг, центром которого являлась моя особа, разорвался+ . Это у Шекспира распалась связь времен . У Камю никаких времен уже нет: позади Бухенвальд и Дахау, и главный круг теперь спасительное спокойствие, вера в светлое будущее маленького европейского человека. Но будущего тоже нет. Все судят всех. Каждый лжет другому. Каждый торгует собою всерьез . Устав от лицемерия, Кламанс перебрался в Амстердам и опустился на дно. Но то, что для его прежних друзей и коллег было дном , для самого Кламанса стало очередной вершиной его падения . Судья на покаянии получил неожиданную власть над людьми. Рассказывая о своих грехах, он вынуждает слушателя ответить тем же. Страшный суд человека над человеком не садизм. Прошедший лагерь Кламанс пытается вывести успокоившихся европейцев на чистую воду. Да так, чтобы кости скелета в шкафу заплясали, как в Вальпургиеву ночь. Бог не страшен. Страшен человек, который придумал изощренные камеры пыток и смог после этого улыбаться. Каждый должен исповедаться. За всех. Чтобы было легче дышать в разорванном круге. Но последним собеседником Кламанса оказывается парижский адвокат, с которым приключилось что-то на мосту через Сену и которому удавалось никогда не рисковать своей жизнью + |