90 лет педагогическому образованию | ||
Анна Михайлова
| ||
В этом году празднуется круглая дата - 90 лет высшему педагогическому образованию в Новгороде: в 1919 году здесь был открыт первый вуз по подготовке учительских кадров. С тех пор сотни бывших новгородских студентов стали учителями и несли просвещение людям. | ||
- Необходимость празднования, - говорит директор ИНПО А.Г. Ширин, - обусловлена тем, что это одна из немногих возможностей вспомнить нашу историю, поговорить о наших успехах и традициях, припомнить тех, кто стоял у истоков, кто закладывал традиции. Многие из них работают, другие на пенсии. Праздник - это хороший повод для встречи, для того, чтобы поговорить об этом. - Есть ли преемственность между педагогическими вузами Новгородчины и НовГУ? - Конечно, сложно сказать, что мы осуществляем преемственность именно с 1919 года. Если заглянуть в историю, то сначала были Учительский институт, Институт народного образования. Можно говорить о преемственности уже с Новгородским государственным педагогическим институтом. Он работал в Новгороде сорок лет - с 1953 года и до интеграции в университет. В НГПИ работали многие наши преподаватели. Вот здесь можно, действительно, говорить о традициях. Во-первых, очень высокий уровень образования. Конечно, сейчас, когда педагогическое образование разошлось по четырем институтам НовГУ, этот уровень неодинаков на всех специальностях. Во-вторых, особые отношения между преподавателями и студентами, которые выпускники переносят и на свою работу в школе (к сожалению, получив хорошее педагогическое образование, в школу идут работать немногие). В-третьих, отношение к истории: разговаривая с представителями разных поколений, разных факультетов можно видеть, с какой гордостью, как бережно относятся наши коллеги к истории НГПИ, всего педагогического образования, в которой они сами участвовали. - Отслеживаете ли судьбы выпускников НГПИ? - Конечно. Например, недавно был выпущен биографический справочник "Преподаватели Новгородского государственного педагогического института. 1953-1993 гг.". Работа выполнена в рамках проекта "Великий Новгород в мировой и отечественной истории и культуре" Учебно-научным центром изучения культуры Гуманитарного института НовГУ. Авторы-составители: Р.П. Макейкина и Н.С. Федорук, ответственный редактор О.В. Матвеев. Целый блок в этой книге посвящен выпускникам, которые остались работать в институте. Оказывается, очень многие преподаватели - наши бывшие студенты. Значит, традиции продолжаются - в людях, в их работе, в их отношении к делу, в их беспокойстве о педагогическом образовании. - А учителя, которые недавно закончили учебу? - Они говорят, что отношению к детям научились именно в университете. Когда ребята приходят к нам учиться и строят планы, они всегда вспоминают свою собственную школьную жизнь. В выборе профессии это становится определяющим. Потом уже студенты начинают понимать, в чем интерес быть педагогом: они могут научить ребенка, который сегодня еще чего-то не знает, а завтра, например, уже говорит на иностранном языке - это учитель его научил! Сегодня ученик еще не умеет решать математические или физические задачи, а завтра он уже проводит эксперименты - и это учитель его научил! - Что значит педагогическое образование для Новгорода? Насколько оно изменило его облик? - Значение педагогического образования невозможно переоценить. Когда мы говорим о берестяных грамотах, это значит, что наши предки уже в 11-12 веках писали. А значит, кто-то их учил, следовательно, уже кто-то был учителем. В разные времена значение учителя оценивалось очень высоко. И только сегодня статус учителя стал таким, что молодые люди не хотят идти в школу. Но сегодня школа как никогда нуждается в новом учителе - молодом, умном, знающем. Посмотрите, как много учителей выросли в стенах древнего города, и все они проникнуты его историей. Подумайте, сколько учителей истории работают по новгородике, сколько создано учебников - это очень важно. Каким бы ни было направление - физика, математика, история, география - они всегда передают ученикам атмосферу древнего Новгорода. - Получается, что облик новгородского учителя сформирован нашим педагогическим образованием? - Конечно. И здесь роль университета, который объединил разные специальности, именно в продолжении традиций. Подготовка учителя - очень сложное, интересное и важное дело. Ни одна инженерная школа не сможет реализовать себя, если не будет педагогов в школе, если учителя не смогут донести свои знания до учеников, не смогут заинтересовать их своей специальностью. Педагогическое образование - это основа для любого направления в образовании: и инженерного, и медицинского, и филологического. |