Что тормозит адаптацию |
Татьяна Васильева
|
В институте экономики и управления НовГУ на базе УМЦ 200 проведено тестирование студентов 4-5 курсов. Цель его - определение профессиональной направленности студентов в рамках специальностей, по которым они обучаются. |
В исследовании добровольно участвовали студенты из 17 групп в вечернее время, после занятий. На первых встречах им рассказали о целях и условиях исследования, провели тестирование. Ко второй встрече через две недели его данные были обработаны. Студенты получили психологический паспорт, где для каждого были отмечены профессиональная направленность, уровень эмоциональных контактов, уровень предприимчивости, сильные и слабые стороны личности, определение перспективных видов деятельности. Почему были выбраны именно эти параметры? При выявлении личностных психолого-профессиональных особенностей учитывались сила и гибкость нервной системы, особенности мышления, уровень амбициозности. Уровень эмоциональных контактов позволил определить возможности человека в системе вербальной профессиональной информации. Уровень предприимчивости - вообще один из основных элементов экономической деятельности. Знание сильных и слабых сторон помогает определить качества, или способствующие, или тормозящие профессиональную деятельность. Во-первых, исследователи выявили различия между курсами. Пятикурсники в большей степени готовы к решению вопросов, связанных с профдеятельностью и лучше способны применять как логические, так и нестандартные решения. Но они оказались менее амбициозны, чем четверокурсники, что может негативно сказаться на их карьерном росте. Возможно, студенты 5 курса просто более адекватно оценивают свои силы и знания в профессиональном плане. Во-вторых, анализ специальностей - "бухгалтерский учёт, анализ, аудит" (бухгалтера), "экономика и управление" (экономисты), "менеджмент" (управленцы) - дал следующие результаты. У будущих бухгалтеров высокий уровень амбициозности, что может соответствовать высокой степени уверенности в своих силах и профдеятельности. У студентов этой специальности преобладают логическое и конструктивное мышление, что соответствует профилю профессии. У экономистов уровень амбициозности оказался низким, но показатели профтипов (руководители, исполнители, учёные, конструкторы) распределились практически поровну, что может говорить о достаточно высокой гибкости при выборе профессиональных моделей своей деятельности. У управленцев - средний уровень амбициозности и высокие показатели профтипов "исполнитель" и "учёный", что может говорить о готовности работать в команде, под чьим-то руководством. Но данная характеристика может говорить и о недостаточной уверенности студентов в своём профессиональном будущем, своей роли в системе экономических связей. По уровню эмоциональных контактов студенты распределились на 4 группы: слабый - явные помехи в установлении эмоциональных контактов, средний - эмоции осложняют взаимодействие с партнёрами, хороший - есть некоторые эмоциональные трудности в повседневном общении, очень хороший - эмоции не мешают в контактах. К эмоциональным контактам более готовыми оказались студенты 5 курса, по профнаправленности лучший уровень эмоциональных контактов у бухгалтеров, самый низкий - у управленцев. Известны и причины: неумение управлять эмоциями - 66%, нежелание сближаться с людьми на эмоциональной почве - 25%. Если первый показатель может объясняться возрастными явлениями, то второй говорит о не очень хорошем психологическом климате в коллективе. К счастью, и те и другие показатели могут корректироваться. Тут помогут специальные занятия со студентами и преподавателями, организация службы психологической поддержки студентов. И, конечно, чёткое определение целей и задач студентов по окончании обучения путём проведения специальных занятий по определению профнаправленности. Для этого можно пользоваться программой "Технология поиска работы", разработанной в УМЦ 200. Определение уровня предприимчивости студентов показало: самый высокий показатель у групп управленцев, что соответствует их профессиональному профилю, ниже - у групп экономистов и бухучёта. - Общие итоги таковы, - считает один из организаторов исследования Сергей Паршин, - студенты, которые пожелали узнать свои профессиональные возможности, получили рекомендации, согласно которым могут скорректировать свои возможности для лучшей адаптации в новых условиях и будущей профессиональной деятельности. Студенты, обучающиеся по направлениям "бухгалтер", "экономист", "управленец" в целом соответствуют профессиональному профилю своих специальностей. Наиболее слабым профессиональным профилем обладает группа управленцев, что может говорить о недостаточном понимании своей профессиональной роли, то есть, какое место они смогут занять в будущей профессиональной деятельности. Более точные данные можно получить при более глубоком исследовании. |