Верим в хороший результат | ||
С.В. Гудилов, проректор НовГУ по УР, Г.Н. Чурсинова, зам. начальника УМУ НовГУ
| ||
Государственная аккредитация учебного учреждения - это, в первую очередь, признание за учреждением права выдавать своим выпускникам диплом государственного образца. | ||
Конечно, если вуз имеет лицензию, но не получил государственной аккредитации, он может выдавать документ об образовании по форме, которая устанавливается им самим. Такие документы свидетельствуют об уровне квалификации обладателей, об их знаниях. Но, к сожалению, эти документы, в соответствии с законом, не всегда дают возможности получившим их занимать определенные должности, например, в органах государственного и муниципального управления. Государственная аккредитация для вуза - ответственный и напряженный этап. Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого проходил аккредитационную экспертизу с установлением государственного статуса уже четвертый раз. Первую аттестацию, по результатам которой получил аккредитацию, университет проходил в 1997 году. В период с 1997 года по 2000 год ещё 25 специальностей вышли на полный цикл обучения и были аккредитованы в рамках действующего на тот момент свидетельства. Вторую и третью аккредитацию университет проходил в 2002 и 2007 годах соответственно, подтверждая государственный статус. Кроме того, в рамках действующих свидетельств также проходили аккредитацию основные образовательные программы (ООП) с первым выпуском. К прошедшей в 2012 году аккредитационной экспертизе вуз начал готовиться в соответствии с разработанной программой "Аккредитация-2012", которая в рабочем порядке корректировалась в связи с изменениями нормативно-правовых документов. Проведению экспертизы предшествовало проведение вузом самообследования, материалы которого рассматривались при проведении аккредитационной экспертизы (п. 22 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 марта 2011 г., N№ 184). На аккредитацию было заявлено 19 ООП среднего профессионального образования (СПО), 83 ООП высшего профессионального образования (ВПО), которые относятся к 19 укрупненным группам специальностей (УГС). Кроме того, на аккредитацию было заявлено 24 специальности аспирантуры по 12 отраслям наук в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2009 г., N№ 59. В соответствии с Распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 05.03.2012 N№ 885-06 была создана комиссия в составе 50 независимых экспертов. Существующая в настоящее время методика предусматривает экспертизу соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников государственным образовательным стандартам программ СПО и ВПО или федеральным государственным требованиям (для специальностей аспирантуры). По каждой из 19 УГС и специальностям аспирантуры экспертизу проводили два эксперта: камеральный (безвыездной) по документам, представленным в соответствии с заданием Росаккредагентства, и эксперт, который работал в вузе. Необходимо отметить, что в рамках каждой УГС проверялись ООП с учётом уровня образования и присваиваемой квалификации. Для программ СПО - это базовый уровень и повышенный уровень, для программ ВПО - бакалавриат, специалитет и магистратура. В рамках экспертизы соответствия содержания и качества подготовки осуществлялся анализ уровня освоения дисциплин государственных образовательных стандартов путём тестирования с использованием аккредитационных педагогических измерительных материалов в присутствии тестолога (независимого эксперта). В соответствии с вышеуказанным распоряжением было 9 человек тестологов из вузов Казани, Твери, Мурманска, Череповца, Санкт-Петербурга. Результаты тестирования доказали правильность выбранных ориентиров на интенсивное и систематическое использование в учебном процессе существующих тестовых материалов сайта www.i-exam.ru. Проверка независимыми экспертами основных образовательных программ, документации по организации учебного процесса позволила выявить наши сильные и слабые стороны. В целом все эксперты отметили большую подготовку к аккредитационной экспертизе, качество представленной нормативной документации, включая рабочие программы дисциплин. Все вместе позволило 20 экспертам (19 по УГС и 1 по программам аспирантуры) сделать вывод, что содержание и качество подготовки обучающихся и выпускников соответствует требованиям государственных образовательных стандартов и федеральным государственным требованиям. Параллельно 20 независимых камеральных экспертов проверяли представленные им в сканированном виде рабочие программы дисциплин (включая программы по учебным планам аспирантуры), выполненные курсовые проекты и работы, рабочие программы всех видов практик и программы итоговой государственной аттестации. Все камеральные эксперты подтвердили соответствие содержания и качества подготовки требованиям государственных образовательных стандартов и федеральным государственным требованиям. Сделанные ими замечания по отдельным рабочим программам дисциплин нацеливают учебно-методическое управление на повышение требований к структуре, содержанию и оформлению рабочих программ. Кроме проверки содержания и качества подготовки, один независимый эксперт анализировал критерии показателей деятельности, необходимых для определения вида вуза ("университет", "академия" или "институт"). Все показатели деятельности для подтверждения нами вида "университет" выполняются. Эксперт отметил хорошие показатели нашей деятельности. Некоторые в разы перекрывают существующие нормативы для университета, например научная работа, результаты научной работы, организация дополнительных образовательных программ для населения региона. Окончательное решение будет принято на Аккредитационной коллегии 12 апреля. Мы все верим в хороший результат. Тем не менее, успокаиваться рано. В январе 2012 года были утверждены федеральные государственные требования к структуре ООП программ послевузовского профессионального образования интернатуры и ординатуры, наличие которых обуславливает государственную аккредитацию этих программ. Подготовка к ней уже началась. |