Будущее экологии собиралось в Новгороде |
Татьяна Васильева
|
С 17 по 22 апреля в Великом Новгороде прошла XIII Всероссийская олимпиада по экологии. |
Для участия в ней приехали победители региональных этапов из Татарстана, Калмыкии, Карелии, Чувашии, Удмуртии, Республики Алтай, Краснодарского края, Архангельска, Нижнего Новгорода, Воронежа, Иванова, Калининграда, Кирова, Липецка, Москвы, Новосибирска, Оренбурга... - Прибыли делегации от 57-ми субъектов России, - объявил председатель комитета образования области В.Н. Аверкин. - К сожалению, у остальных или не хватило любви к экологии, или средств. Мы ещё в позапрошлом году на химической олимпиаде говорили, что стыд и позор, когда субъекты вносят деньги на участие своих детей во всероссийских мероприятиях. И вот в нынешнем году всё оплачивает федеральный бюджет. Мы и вторую записку подготовили, о награждении. Да её, наверное, ещё не получили. Вспомните, где олимпийцы получают свои медали? Правильно, на олимпийских играх. А наши победители - неизвестно, когда и где получат награды. Почему бы сразу же не вручать на самой олимпиаде? Открытие олимпиады состоялось в зале Лектория в кремле. У входа преподавателей и членов команд встречали артисты ансамбля "Кудесы" и каждому вручали выпечных, экологически чистых жаворонков - символ весны. И потом "Кудесы" активно участвовали во всей церемонии - песнями, обрядовыми танцами. А каждый выступавший с приветствием повязывал памятную ленточку на символический венок олимпиады. Приветствия официальных лиц подняли настроение участников. Им желали хорошей экологии на всю неделю, называли коллегами и высказывали уверенность в том, что именно молодёжь - носитель будущих положительных тенденций. Олимпиада проходила в Институте сельского хозяйства и природных ресурсов в три тура: теоретический, практический и проектный. Пришлось даже сдвинуть часть занятий у студентов. На видных местах были расклеены призывы соблюдать тишину, так как во многих аудиториях сидели и готовились конкурсанты. Задачей первого тура было выявление теоретических знаний учащихся, их общей компетенции в сфере экологии. Задача второго - оценка практических и исследовательских умений и навыков. Третий тур стал кульминацией олимпиады: учащиеся представляли творческие работы и экологические проекты. Характерная черта олимпиады по экологии - не только просветительский и воспитательный, но и обучающий характер. Выполняя экологические проекты, учащиеся приобретают навыки самостоятельной познавательной деятельности; учатся собирать и анализировать информацию, самостоятельно исследовать проблемные ситуации; получают представление об экологических аспектах профессиональной деятельности специалистов разных отраслей производства, о работе тех, чья деятельность прямо или косвенно связана с охраной природы. Пока молодёжь встречалась с жюри, руководители команд, педагоги, все желающие приняли участие в обсуждении за круглым столом проблем экологического образования и просвещения, делились опытом по организации исследовательской работы. Интересным и полезным получился "круглый стол" по теме "Актуальные проблемы экологического образования, воспитания, просвещения". Его вёл председатель жюри олимпиады проректор ИСХиПР, к.х.н. Владимир Фёдорович Литвинов (в НовГУ, кстати, в нынешнем году уже будет девятый выпуск специалистов-экологов). К участию в дискуссии за "круглом столом" были приглашены члены центральной методической комиссии олимпиады, руководители делегаций субъектов РФ, представители образовательных, природоохранных и производственных организаций Новгородской области; общественных организаций, занимающихся экологической деятельностью. Обсуждалось всё - от энергетической безопасности до экологической безграмотности. В преподавании экологии сейчас немало проблем. Так, не решена проблема методических материалов: как учить студентов, как переучивать педагогов. Собравшиеся сошлись во мнении, что экология должна стать самостоятельным предметом. - Сейчас материал разбросан по разным дисциплинам, - обеспокоена к.б.н., представитель МГУ, секретарь по специальности "Экология" УМС по экологии и устойчивому развитию Людмила Владимировна Попова, - информация получается рваная, не даёт полного представления о сути. Оттого даже на олимпиадах приходилось слышать: а, устойчивое развитие - это так просто! И тем не менее ситуация улучшается. Если в 1997 году абитуриент практически ничего не знал об экологии, сейчас он уже знает биологические основы экологии. Председатель комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области Владимир Александрович Савин одной из важнейших задач считает экологическое просвещение населения: - Десять лет хожу выступать на телевидение и поражаюсь: зрители задают одни и те же вопросы, что позволяет сделать вывод, что они не очень-то и волнуются об охране окружающей среды. Внимание возникает, только когда затрагиваются их личные интересы. Цель "круглого стола" - обсуждение опыта работы и проблем, связанных с реализацией экологического образования и воспитания в системе общего (полного) среднего и высшего образования - достигнута. Остаётся реализовать приобретённый опыт экологического образования, воспитания и просвещения на примере деятельности различных образовательных, природоохранных и общественных организаций, добиться взаимодействия образовательных учреждений, управляющих и общественных организаций, представителей производственных структур в решении проблем экологического образования и воспитания. |