Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Антониев монастырь сквозь века. Восстановление основ

Л.А. Секретарь, старший научный сотрудник НГОМЗ. При подготовке материала использована статья из "Ежегодника НГОМЗ" за 2002 г.

Многовековая история самого древнего новгородского монастыря запечатлена в его уникальном архитектурном ансамбле. Здесь соседствуют памятники различных исторических эпох: Рождественский собор XII в., церковь Сретения XVI в., казначейские кельи рубежа XVII-XVIII вв., семинарская библиотека 1759-1780 гг., настоятельские кельи, колокольня - начала XIX в., главный семинарский корпус - конца XIX в. Разновременные и разностильные, они составляют сложную объемно-пространственную композицию, в которой на протяжении столетий главенствующую роль играл Рождественский собор - выдающийся памятник древнерусского зодчества домонгольского времени


Рождественский собор Антониева монастыря в XII веке. Реконструкция Г.М. Штендера и В.А. Дружинина.
Рождественский собор Антониева монастыря в XII веке. Реконструкция Г.М. Штендера и В.А. Дружинина.

Мы предлагаем вам несколько публикаций, посвященных 900-летию основания Антониева монастыря, на территории которого располагается сейчас Гуманитарный институт. Антониев монастырь и в прежние годы был одним из очагов просвещения, в чем вы можете убедиться, познакомившись с материалами, публикуемыми ниже.

В основе публикаций - выступления их авторов на Круглом столе "Антониев монастырь в истории культуры, просвещения, образования Великого Новгорода".

Отмечая заслуги учреждений, причастных к проведению Круглого стола (см. Новости университетской науки), мы не можем не выделить персонально роль докторов филологических наук ВИКТОРИИ ГЕНРИХОВНЫ ДИДКОВСКОЙ и ТАТЬЯНЫ ВИКТОРОВНЫ ШМЕЛЕВОЙ, без инициативы и активной деятельности которых он не состоялся бы.

Церковь Антония Великого
Церковь Антония Великого "под колоколы" ("Антониевский столп"). Реконструкция Л.Е. Красноречьева.

Архитектурный oбpaз монастыря, начиная с его основания в начале XI в., не мог оставаться неизменным; одни постройки разрушались, другие перестраивались или возводились вновь. Составить картину постоянно обновляющегося монастырского ансамбля с XII в. до настоящего времени - задача сложная и до конца никогда не разрешимая. Тем не менее, сохранившиеся документы, описания построек, изобразительный материал (иконы, гравюры, чертежи), исследования реставраторов позволяют в какой-то мере представить характер преобразовательной деятельности заказчиков и зодчих в определенные исторические периоды.

История монастыря начинается с того времени, когда Антоний Римлянин купил землю в сельце Волховское к северу от Новгорода и построил здесь деревянный храм и келью. Это событие житие святого относит к 1106 г. и связывает его с епископом Никитой. Никита призвал посадников, которые с любовью выслушали святителя и "отмериша под церковь и под монастырь земли на все страны по 50 сажен", после чего святитель "повелел... возграднити церквицу древяну малу и освяти ю, и едину келицу поставити мнихом на прибежище".

В 1117-1119 гг. или в 1116-1122 гг. Антоний возводит каменную церковь в честь Рождества Богородицы. Сооружение храма совершилось при епископе Иоанне Попиане.

Антониев монастырь на иконе 1696 г. Семена Никитина из собрания Псковского музея. Прорись В.А. Попова. 1982 г.
Антониев монастырь на иконе 1696 г. Семена Никитина из собрания Псковского музея. Прорись В.А. Попова. 1982 г.

Представить архитектурный образ древнего собора, который дошел до нашего времени в перестроенном виде, позволили глубокие научные исследования, произведенные новгородскими реставраторами в 1980-е гг. Строительство осуществлялось в два этапа. Вначале был возведен основной объем: четырехстолпный, с позакомарным покрытием и одной главой. И только спустя определенный промежуток времени, к нему пристраиваются западный партекс и круглая угловая башня. Реконструкция памятника на XII в. (второй этап) выполнена в двух вариантах: автор первого - Л. Е. Красноречьев, который руководил реставрационными работами с 1974 по 1985 гг., второго - Г.М. Штендер и В.А. Дружинин (Рис. 1). Штендер осуществлял научное руководство с 1985 по 1991 гг. Для того чтобы выполнить проекты, было заложено большое количество зондажей и шурфов. Проекты имеют незначительные различия, связанные с дополнительной информацией, полученной после 1985 г.

Собор ХII в. относится к типу монументальных крестовокупольных храмов, исполненных в византийских традициях. Фасады разделены лопатками на прясла и завершены закомарами. Узкие оконные проемы с арочным верхом имели дубовые оконницы с круглыми световыми отверстиями, в которые были вставлены стекла. Подлинная оконница сохранилась в южной стене диаконника. Три световых барабана увенчивались кокошниками с зубчатым декором. Полусферические главы, сохранившиеся под большими куполами XIX в., были крыты свинцом. Свинцовым было и кровельное покрытие (куски оплавленного свинца обнаружены реставраторами). Типологически Рождественский храм близок к Николо-Дворищенскому и Георгиевскому соборам, возведенным новгородскими князьями. При этом Рождественский собор, построенный иноземцем, имеет целый ряд особенностей, которые выделяют его из круга княжеских построек. Эти различия касаются и строительной техники (в кладке Рождественского собора использован брусковый кирпич, в то время, как в княжеских постройках - только тонкая плинфа), и архитектурного оформления фасадов: в Антониевском храме отсутствуют горизонтальные ряды ниш, окна в центральных пряслах расположены выше, чем в боковых, центральная закомара также повышена. Эти архитектурные особенности создают более динамическую композицию. Они станут традиционными в памятниках новгородской архитектуры последующего времени.

При Антонии Римлянине в 1127 г. в монастыре возводится еще одна каменная постройка - "трапезница", что свидетельствует о введении общежительного устава. Место этой домонгольской постройки попытался определить петербургский исследователь древнерусской архитектуры В.А. Булкин. Раскопки, произведенные под его руководством в 1987 г. вокруг церкви Сретения (у северной стены придела святого Тихона Задонского, с восточной и южной сторон основного объема), позволили ему высказать предположение, что "трапезница" находилась на месте придела св. Тихона Задонского, пристроенного к храму и трапезной палате в 1902-1904 гг., и, скорее всего, была разобрана при их возведении в XVI в. В шурфах обнаружены фрагменты упавшей кладки XII в., а также обломки плинфы и цемяночного раствора. Кроме того, найден строительный материал XIV в. Как выглядела трапезная палата XII в., остается неизвестным.

В 1365 г. к западу от Рождественского собора при деятельном участии архиепископа Алексия, имя которого записано в синодике монастыря среди его создателей, был возведен надвратный каменный храм в честь Сретения Господня. Он запечатлен на иконах с изображением Антония Римлянина и написанных на сюжет "Видение пономаря Тарасия", а также гравюре 1730-х гг. Храм неоднократно перестраивался и дважды переосвящался. В описях монастыря 1696 г. и 1730 г. он упоминается как Иоанна Списателя Лествицы. Можно предполагать, что первоначально церковь была небольшой, с трехлопастным завершением и одной главой.

Следующий важный строительный период, связанный с возведением двух больших каменных построек и существенным изменением архитектурного образа древних храмов, относится к XVI столетию. Вскоре после указа архиепископа Макария о повсеместном введении в новгородских монастырях строго общежительного устава, который последовал в 1528 г., к юго-западу от Рождественского собора началось строительство церкви Сретения с трапезной палатой. Храм был заложен в 1533 г., освящен в 1537 г. Одновременно, по свидетельству новгородских летописей, был освящен и храм Антония Великого. Э.А. Гордиенко высказала мнение, что это придел церкви Сретения. Однако в документальных источниках не содержится сведений о существовании здесь придела с таким посвящением.

В то же время известно, что знаменитый столпообразный храм "под колоколы", дата строительства которого остается точно неизвестной, но не выходит за рамки XVI в., имел посвящение в честь Антония Великого. Он располагался к югу от Рождественского собора и северо-востоку от церкви Сретения. Этот факт позволяет предполагать, что церковь Сретения с трапезной палатой и Антониевский столп возводились одновременно как единый комплекс, строительство которого было обусловлено введением общежительного устава.

Церковь Сретения хорошо сохранила архитектурные формы XVI в. Это кубическая, безапсидпая двухъярусная постройка с четырехскатной крышей, сменившей первоначальное восьмискатное покрытие, и одной главой на глухом барабане. Разделение плоскости стен по вертикали лопатками, стянутыми арками, устройство горизонтальных тяг в верхних зонах, килевидные нитки, вкладные кресты - это характерные для XVI в. элементы фасадной декорации. Большие оконные проемы прямоугольной формы и с арочным завершением растесаны в XIX в. Фасады трапезной палаты пострадали больше при поздних перестройках. Изменена форма оконных проемов, утрачена фасадная декорация. Значительно повышен уровень кровли, при этом изменена и ее форма. На основе визуального исследования, проведенного в 1960 г., Л.Е. Красноречьев выполнил графическую реконструкцию храма на XVI в (Рис. 2).

Не сохранившийся до настоящего времени Антониевский столп первоначально представлял собой большую восьмигранную постройку с палаточным завершением и главой. Высота его до палаток была 6 саженей. С запада к основному объему примыкала каменная пристройка с входом.

Изображения Антониевского столпа на иконах и гравюре 1730-х гг., подробные описания близкого по времени и стилистике Хутынского столпа, а также прекрасное знание архитектуры Новгорода XVI в. позволили Л.Е. Красноречьеву исполнить графическую реконструкцию памятника на XVI в.

В 1985-1986 гг. экспедицией исторического факультета СПбГУ (руководитель - В.А. Булкин) при участии архитектурной группы Новгородской реставрационной мастерской (руководитель - Г.М. Штендер) были произведены раскопки к югу от Рождественского собора и примерно в 9 м от него обнаружены основания Антониевского столпа. Круглый в плане фундамент сложен из валунов. Внутреннее помещение имело прямоугольную форму.

Церковь Антония Великого с колокольней над ней в XVI в. была значительно ниже Рождественского собора и занимала подчиненное положение в структуре монастырского ансамбля.

Как показали исследования, в Рождественском соборе на месте позакомарного покрытия в XVI в. появилось палаточное, аналогичное церкви "под колоколы". Палаточное завершение в XVI в. имела также надвратная церковь, перестроенная или заново построенная в этот же период.

Таким образом, в XVI в. сформировался замечательный архитектурный ансамбль, при этом его объемно-пространственная композиция, усложненная новыми каменными постройками, приобрела живописные силуэтные очертания, характерный новгородский колорит и стилистическую цельность, подчеркнутую щипцовыми кровлями. Характерной чертой монастырского комплекса на протяжении нескольких столетий (до начала XVIII в.) являлось сочетание каменных зданий с постоянно изменяющейся деревянной застройкой.

Много нового привнес в монастырскую застройку существенный по своим масштабам и результатам строительный этап, который условно можно обозначить 1670-1680 гг. Рождественский собор обстраивается с двух сторон приделами. Антониевский столп в 1670-е гг. надстраивается на высоту 6 саженей до уровня щипцового завершения, то есть в два раза. Приблизившись по высоте к Рождественскому собору, он выделился среди других построек и составил вместе с собором ядро монастырского ансамбля.

К этому же времени относится возведение над южными святыми вратами каменной церкви Иоанна Предтечи, которая на иконе первой половины XVIII в. представлена как восьмигранная одноглавая постройка с пологой шатровой кровлей.

Строительство в этой период еще велось в рамках древнерусских традиций. В архитектурном облике монастыря сохраняется живописная асимметрия объемов при выраженном стремлении подчеркнуть композиционное ядро - собор и колокольню. Каменные постройки были плотно окружены деревянными кельями, хозяйственными службами. Монастырь обнесен деревянной "коленчатой" оградой. Среди деревянных строений выделялась восьмигранная конная мельница, крытая шатром и завершенная прапором. Свободное сочетание каменных и деревянных построек - характерная черта древнерусских ансамблей. В таком виде Антониев монастырь запечатлен на иконе 1696 г., исполненной Семеном Никитиным (Рис. 3).

В начале XVIII в. в России внедряется регулярный принцип градостроительства, который распространяется и на монастырские комплексы. В Антониеве монастыре, начиная с конца 1690-х гг., предпринимается попытка создать регулярную планировочную структуру, включив в нее древние храмы. При этом Рождественский собор и Антониевский столп сохраняют доминирующую роль в ансамбле.

Надвратный храм Иоанна Лествичника и церковь Сретения с трапезной палатой, включенные благодаря пристроенным в 1698-1720 гг. объемам в сплошную Г-образную линию застройки, занимают подчиненное, хотя и важное, положение в монастырском комплексе. Формирование этой линии строений происходило постепенно, в несколько этапов. В 1698 г. к северу от надвратной церкви возведен одноэтажный больничный корпус с церковью Александра Невского, надстроенный в 1720 г. для размещения в верхнем этаже братских келий. С юга к этому же храму в 1699-1701 гг. пристраиваются двухэтажные настоятельские и казначейские кельи. В 1718 г. это здание было расширено к югу до трапезной палаты XVI в. Сохранившиеся кельи 1699-1701 и 1718 гг., серьезно пострадавшие в годы Великой Отечественной войны, реставрированы в 1950-е гг. по проекту Т.В. Гладенко. Восстановлены, хотя и не полностью, первоначальные архитектурные формы: порталы, оконные проемы, богатые наличники. На месте раскопанных оснований воссоздано крыльцо по аналогии с памятниками архитектуры этого времени. Также, по-видимому, был решен и больничный корпус, впоследствии разобранный. Надвратная церковь Иоанна Предтечи включается в состав сформировавшейся в первой четверти XVIII в. южной каменной линии застройки, сохраняя роль архитектурной вертикали. К востоку от нее в 1715 г. строится 6 каменных палат и столярня, к западу - братские кельи с квасоварней, просвирня и поварня.

Строительство частично каменной, частично деревянной ограды в форме четырехугольника с каменными палатками наиболее отчетливо подчеркнуло общее стремление к геометрической правильности архитектурно-планировочного решения. Даже сады приобрели четкие прямоугольные формы, подчеркнутые окружающими их деревянными оградами.

Особняком поставленная в 1717 г. в северо-восточном углу монастыря ветряная мельница голландского типа нарушала и оживляла жесткую линейную планировку. К этому времени из монастырского комплекса почти исчезают деревянные строения. Застройка становится преимущественно каменной. Разительные перемены, происшедшие в планировке монастыря, особенно наглядно проявляются при сравнении литографии 1730-х гг. и иконы 1696 г. из Псковского музея. Литографированное изображение полностью соответствует опубликованной Амвросием описи монастыря 1730 г. Принцип регулярности остается основополагающим и в последующее время. После учреждения в 1740 г. в Антониеве монастыре духовной семинарии все строительные работы подчиняются потребностям этого учебного заведения. В 1740-е гг. к северу от Рождественского собора в линию (с востока на запад) сооружаются два каменных корпуса для учебных классов и жительства учеников и учителей. Проектировал эти здания петербургский архитектор И.Филиппов - ученик М.Земцова и П.Еропкина. Сохранились планы корпусов.

В 1759 г. в восточной части монастырского комплекса начинается строительство каменной семинарской библиотеки. Автор проекта здания неизвестен. Каменные работы вела артель ярославских мастеров. Строительные работы из-за отсутствия средств затянулись. По свидетельству Амвросия, сооружение здания было завершено в 1780 г. Сохранившийся двухэтажный корпус с проездом в центре является интересным и редким для Новгорода образцом стиля барокко.

В 1770-1780-е гг. на месте прежней ограды начала XVIII в. сооружается новая каменная. При ее возведении в 1772 г. подрядчиком выступает крестьянин Ярославской провинции - Василий Сучков. На продолжение строительства каменной ограды в 1780 г. Екатерина II, будучи проездом в Новгороде, пожаловала Антониеву монастырю 1600 руб. Для этих работ использовался кирпич от разобранных в 1775 г. построек Сокольницкого монастыря близ Новгорода.

Интенсивное строительство в монастыре ведется в первой половине XIX в. Этот период характеризуется и большими утратами. В 1801 г. в юго-восточной угловой части в линию с библиотекой отстраивается одноэтажная каменная больница для семинаристов. На этом месте в описи 1730 г. упоминается пекарня. В 1840-е гг. на здании надстраивается 2-й этаж.

В настоящее время дом занят жилыми квартирами. К больничному корпусу в западной линии в 1802 г. пристраивается семинарская трапеза. Печальным событием в монастырской жизни стало обрушение в 1804 г. яруса звона церкви Антония Великого. Знаменитый Антониевский столп восстанавливать не стали. Вскоре разобрали и надвратную церковь Иоанна Предтечи XVII в. В 1806 г. на ее месте началось возведение трехъярусной колокольни, окончательно отстроенной в 1807 г. В 1812 г. колокольню оштукатурили, а в 1813 г. от нее к Рождественскому собору посадили "проективные дерева" - липовую аллею, сохранившуюся до настоящего времени. Решенная в классическом стиле, высокая, завершенная главой и шпилем колокольня заменила утраченный в 1804 г. Антониевский столп, но уже не в составе архитектурного ядра (Эта колокольня хорошо видна на фото на стр. 9 - Ред.). Она подчеркнула значимость главного южного входа в монастырь.

Планировочная ситуация, сложившаяся в 1806 г., зафиксирована планом, исполненным семинаристом Федором Евнеичем. С южной стороны на плане отмечена вновь строящаяся колокольня и примыкающие к ней с двух сторон кельи и хозяйственные постройки. Восточную линию составляют объединенные оградой больница, библиотека, кузница и угловая оградная башня. Северный участок ограды с двумя угловыми башнями отделяет большой семинарский сад от свободной площади перед семинарскими корпусами, стоящими в линию с каменной кузницей (с востока) и каменной же баней (с запада). Западную линию составляют: ограда, баня, затем семинарская трапеза 1802 г., бывший больничный корпус, занятый в 1806 г. хлебней, надвратная церковь, казначейские, настоятельские, келарские кельи, объединенные с большим трапезным корпусом и церковью Сретения.

В 1808 г. реконструируется западная линия застройки: разбираются надвратная церковь Иоанна Лествичника, больничный корпус 1698-1720 гг., занятый хлебней и называемый монахами "Соловки" из-за появления в его стенах больших трещин. На его месте по проекту новгородского архитектора В.С. Поливанова сооружает двухэтажный настоятельский корпус. По длине настоятельский корпус был меньше разобранного здания, и, в связи с этим, между ним и трапезой 1802 г. образовался разрыв. Кроме того, новое здание 1808 г. сильно выступало к востоку.

Последней значительной постройкой монастырского комплекса явилось большое, Г-образное здание духовной семинарии, построенное к 1890 г. в духе эклектики. Проект нового семинарского корпуса, утвержденный в 1873 г. (за подписью графа Бобринского), был переработан в 1878 г. губернским инженером А.И. Борщовым и утвержден в том же году губернатором Э.В. Лерхе и губернским архитектором Р.К. Кржижановским. Но и этот проект не был окончательным - изменена фасадная декорация, что хорошо видно при сравнении чертежей 1878 г. с существующим зданием. В настоящее время оно занято гуманитарным институтом НовГУ. Два прежних корпуса 1741 г. были разобраны.

Достигнув своего кульминационного развития в XVI-XVII столетиях, впоследствии, в XVIII - начале XX вв. архитектурный ансамбль Антониева монастыря в значительной степени утратил стилистическое единство и гармонию. Этому способствовала разборка нескольких важных для создания архитектурного образа построек (надвратной церкви, Антониевского столпа), а также внедрение регулярного принципа застройки и активное включение в нее разностильных построек.

Послереволюционный период ознаменовался небольшими утратами: разборкой колокольни и части каменной ограды. В годы Великой Отечественной войны серьезные повреждения получило здание казначейских и настоятельских келий - обрушились своды и часть стен 2-го этажа. Остальные постройки сильно не пострадали.

В 1957-1961 гг. под руководством Т.В. Гладенко в западных корпусах был осуществлен комплекс восстановительно-реставрационных работ. В Рождественском соборе, церкви Сретения, библиотечном, семинарском, больничном, южных корпусах ограничились ремонтными работами.

В 1980-е гг. большой объем научно-исследовательских, обмерных и реставрационных работ произведен на самом древнем памятнике монастырского комплекса - Рождественском соборе под руководством Л.Е. Красноречьева и Г.М. Штендера. Проект не предусматривал реставрацию памятника.