Фундамент для архитектуры |
Ольга Макарова
|
24 октября в НовГУ состоялся семинар для разработчиков ПО "Построение фундамента для сервис-ориентированной архитектуры". |
Семинар был посвящен вопросам построения единой ИТ-инфраструктуры и эффективной интеграции в единую рабочую экосистему заказчиков, поставщиков, бизнес-партнеров на основе IBM WebSphere и сервис-ориентированной архитектуры. - Это на 100% научно-образовательный семинар, - заверил нас проректор по НИТ Николай Васильевич Курмышев, - главными участниками которого стали наши преподаватели, сотрудники и лучшие студенты. Именно для них ведущие разработчики IBM рассказывали обо всех новинках в области информационных технологий. Мы приглашали студентов старших курсов специальности "Программное обеспечение вычислительной техники", которые видятся нам в будущем как талантливые и перспективные специалисты, то есть тех, кто за время учебы проявился с хорошей стороны, и тех, кому действительно интересны инновационные технологии в этой сфере. Семинар не был закрытым: кроме сотрудников и преподавателей НовГУ, мероприятие посетили несколько десятков специалистов предприятий города. Все остались довольны - и по форме, и по содержанию. Аудитория проявила заинтересованность. Конкретные практические вопросы в основном задавали ИТ-специалисты НовГУ и отдельные "продвинутые" студенты, так как в нашем университете уже используются и внедрены в учебный процесс некоторые программные продукты семейства WebSphere. Для остальных участников информация была абсолютно новой (большинство рассматриваемых продуктов еще только-только выходят на рынок), но, я надеюсь, очень интересной. На семинаре говорились о том, что основные проблемы современных ИТ-систем - переработка огромного объема разноформатных данных и разрыв между бизнесом и информационными технологиями - возникают из-за постоянного "размножения" технологий и операторов. Предприятия тратят огромные средства, чтобы настроить свои приложения на слаженную работу, но часто программы не могут корректно друг с другом взаимодействовать. Это создает огромные сложности при обработке, передаче и синхронизации данных, внедрении новых приложений и обновлении версий старых. Поэтому на современном этапе перед разработчиками стоит задача создания и применения инструментов (сервисов) интеграции информации, которые позволили бы "привести к единому знаменателю" разношерстные данные (т.е. их синхронизировать). Особенно эта проблема актуальна для бизнеса и, в частности, для электронной коммерции, которая быстрыми темпами "окутывает паутиной" весь мир. Семейство продуктов WebSphere поможет при создании общей базы данных клиентов, которая пригодится для маркетинговых акций. Мы обратились к Николаю Васильевичу с вопросом: на какую аудиторию был рассчитан семинар? - Технологии, о которых шла речь на семинаре, предназначены для специфической аудитории - представителей крупного бизнеса, многоотраслевых организаций областного или даже национального масштаба, в которых работают несколько десятков тысяч сотрудников. К их числу можно отнести и наш университет. - Расскажите об истории сотрудничества НовГУ и IBM. - Отправной точкой сотрудничества НовГУ с IBM, крупнейшим мировым лидером в новых информационных технологиях, можно считать 1997 год, когда в университете по программе фонда Сороса был открыт Интернет-Центр. Между прочим, это был один из первых в России центров открытого доступа в Интернет. IBM выступила системным интегратором в этом проекте: компьютеры, установленные в классах, серверы, ПО, телекоммуникационное оборудование и кабельная система были отмечены ее знаменитым лейблом. - Я слышала, что на базе университета создан учебный центр WebSphere. - Еще одним этапным результатом нашего сотрудничества с IBM стало создание в прошлом году Центра компетенции Linux и WebSphere - лаборатории, оснащенной новейшим оборудованием и технологиями от IBM. Цели, которые ставились в ходе создания Центра, - обучение специалистов (прежде всего наших студентов), консультирование и разработка приложений на базе операционной системы Linux. Эта научно-учебная лаборатория используется для разработки и апробации (тестирования) приложений и создания пилотных проектов на основе портальной платформы WebSphere. Кроме того, на базе центра компетенции мы имеем возможность проводить образовательные семинары, одним из которых стал этот семинар. - Какие продукты семейства WebSphere вы используете в работе? - Одна из последних версий портала НовГУ построена на платформе WebSphere Portal. Сначала был разработан прототип портала, сейчас успешно идет этап опытной эксплуатации. В декабре планируется запустить еще несколько новых сервисов - у пользователей портала появится возможность публиковать объявления, учебные материалы, вести личные страницы, работать с электронной почтой и многое другое. Сейчас мы задумываемся о создании собственной портальной платформы, - продолжает Николай Васильевич. - Хотим взять все самое лучшее из технологий IBM и создать свое ПО - это нужно для снижения нагрузки на аппаратную часть. Возможности есть, но возникает закономерный вопрос: почему же информация на сайте НовГУ о многих подразделениях годовой, а то и двухлетней давности? Ведь очень много людей смотрят на нас "из паутины" и судят о нашем вузе именно по порталу и по представленной информации. - "Дремучесть" и безответственность наших отдельных руководителей - вот, пожалуй, основный вариант объяснения этой парадоксальной ситуации, - сетует Николай Васильевич. Ведь именно руководители структурных подразделений отвечают за достоверность и обновляемость информации, и для выполнения этих работ у них есть все необходимое. Мои сотрудники-разработчики отвечают за сопровождение и развитие системы, иными словами, создают "форму", самим пользователям предоставляется возможность заполнить ее нужным содержанием (у программистов это называется "контент"). Как вы думаете, какое впечатление о вузе создастся у потенциального абитуриента, если на сайте он видит устаревшую информацию, не находит сведения о новых специальностях и т.п.? Обидно, что усилия многих разработчиков проходят впустую, ведь портал требует постоянного обновления. Для этого нужно предоставить сведения контент-менеджеру, и через несколько дней все будет в сети. Возможно, причина такой ситуации - неполное осознание того, что университет становится бизнес-структурой. Следуя логике грядущих образовательных реформ - в будущем это абсолютно неизбежный факт. Если мы хотим быть успешными на рынке образовательных услуг, то должны обеспечить потенциальным клиентам доступ к актуальной, своевременной информации. |