Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Автостоп до Владика довезет

Записала Татьяна Васильева

Сотрудник кафедры географии ИСХиПР (и её выпускник) Денис Волков не первый год путешествует автостопом - был и в Крыму, и Сибири. В прошлом году доехал до Байкала, в нынешнем побил свой прошлогодний рекорд и добрался уже вместе с коллегой по хобби из Санкт-Петербурга Юлей до Дальнего Востока. Рафинированный турпродукт не заменит впечатлений автостопщика, его роль проводников и гидов выполняют местные жители, часто показывая и рассказывают то, что никогда не покажут цивильному туристу. Самое точное определение всему этому дал Антон Кротов - ВОЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. Неотъемлемой его частью стал автостоп - передвижение на попутном транспорте - сухопутном, водном и даже воздушном, как правило, бесплатно.


Впечатления наслаивались как снежный ком

- Путешествие началось 26 июня. Электричкой из Санкт-Петербурга (от Сортировочной) мы доехали до станции Ушаки, а потом уже автостопом пошли по трассе на Москву и дальше до Нижнего Новгорода. От новгородской объездной до МКАД (им. Ю.М. Лужкова) добрались вместе с моим знакомым драйвером Виталиком, он постоянно мотается на своем фургоне между Питером и Москвой, меня уже подвозил раньше, но когда они с Юлей оказались знакомы - воистину, мир тесен! Стопили полные сутки, погода тому способствовала, шёл дождь и палатку на природе ставить не хотелось. Зато потом разбили её почти в центре Нижнего, на гребном канале, точнее на Печерских песках. С утра двинулись в сторону Казани. Дорога очень красивая, проезжали старинные городки - Цивильск, Свияжск, огромный новый мост через Волгу. В Казань приехали вечером, переночевали на окраине, а утром отправились смотреть кремль, который отличается белым цветом и удивительным соседством православных храмов с мечетями. Поразили цены: дизельное топливо на 40 процентов дешевле, чем у нас, кефир за 3.60 (очень вкусный), да и другие местные продукты недорогие, так что запаслись продовольствием дня на четыре. Прогулялись по местному Арбату, полюбовались татарскими традиционными шапками типа тюбетейки ( иногда в них по улицам ходят), мешочками, расшитыми бисером, четками и прочими фенечками.

После Казани впереди были Уральские горы. Место пересечения их для путешественников, подобных нашим (т.е. транзитом в Сибирь) - дело случая. Подобравший их водитель может ехать по Челябинской трассе, или по трассе на Ижевск-Пермь: Путь их самарянина лежал на Ижевск, а значит Урал они пересекали после Перми. В городе на реке Иж удалось побывать в музее народных ремёсел, который одновременно является и магазином, искупаться в Заводском пруду, на плотине, построенной ещё Демидовым.

- В Иркутске завтракали на плотине ГЭС, дальше на Листвянку - туристский и курортный центр Байкала, около пристани целый рынок, на котором продают сувениры и омуля всех способов приготовления (само собой вольные путешественники омуля покупают в других местах, где он дешевле, либо получают его там в дар). Дождавшись парома "Бабушкин", мы переправились в Порт Байкал, мимо истока могучей Ангары, в котором виден Шаман - камень, после постройки плотины торчащий из воды чуть больше, чем на метр, а некогда возвышавшийся здесь скалой, разделяя исток Ангары. Как гласит бурятская легенда, старик Байкал в гневе швырнул этот камень, чтобы его дочка Ангара не убежала к Енисею, но, капля камень точит:

В Порт-Байкале начинается кругобайкальская железная дорога - самый сложный участок Транссиба, который строился в начале ХХ века, вся дорога вырублена в отвесных скалах каторжанами и пленными японцами, вверху - стена из скал, внизу - бездна Байкала, берег которого здесь особенно крут: 36 тоннелей, в которых, как в пещерах, свисают сталактиты, столько же мостов и масса других сооружений на 80 км дороги сохранились поныне - ведь умели же строить! После того, как в 1957 году построили ГЭС, участок дороги вдоль Ангары был затоплен, Транссиб спрямили, а этот участок оказался тупиковым и был заброшен, до сих пор валяются оставленные в те времена паровозы. Местные туристы подсказали нам, как пройти на птичий базар, в длинном тоннеле один из технологических ходов выводит прямо на отвесную скалу посреди птичьего базара.

- Там были, наверное, тысячи серебристых чаек. Некоторые даже пытались нас клюнуть, оберегая птенцов. Красота неописуемая! Места здесь весьма туристизованы, но недоступны для автомобилей, посему не замусорены сильно, добраться можно по воде, или в мотане - маневровый тепловозик раз в три дня таскает по самому длинному в мире музею пару пассажирских вагонов и теплушку для местных жителей и туристов, подобных нам. "Цивилы" попадают туда на катерах или шикарных поездах "Orient Express" и им подобных. Но японские любители фотографии просто не знают, что за виды открываются из широких распахнутых ворот теплушки, а уж если платформу прицепят:(у населения восточных регионов это называется бич - вагон). Большинство же людей просто ходят по этой дороге пешком, я тоже с удовольствием еще раз прошел полдороги и показал ее Юле, которая была просто потрясена окружающей природой - житель мегаполиса, этим все сказано:

Главное в дороге - люди

У них была палатка серебристого цвета. Дешёвая, китайская, но порой оказывала на местных впечатление.

Как-то утром на трассе в Иркутской области, под Тайшетом, их водитель остановился на стоянке на ночлег, они - неподалёку, прямо на газоне разбили свой походный дом. Выходит Денис утром туманным из палатки, а бабушка уборщица, разных транспортных средств навидавшаяся, интересуется: "Это что у тебя за луноход?".

- В Приморье сразу захотелось искупаться в море, да чего уж там, в Тихом океане, смотрю в карту автомобильных дорог (масштаб 15 километров) и нахожу бухточку в 40 километрах от Находки. Узнаём у водителей, те заверяют: "Езжайте, хороший пляж". Приехали, спрашиваем: "К мысу выйдем, который в конце бухты?" - "Там база подводных лодок". Ладно, думаем, пойдём, пока не остановят. Так случайно и попали в реликтовые сооружения времен холодной войны - пожалуй, самое сильное впечатление от поездки. Под землей, скрытые скальной толщей, располагались многие километры тоннелей, которые не пройдешь и за день, заводские цеха с гигантскими вентиляционными вытяжками, подземно - подводные доки для атомоходов (язык не поворачивается назвать тоннелем те проходы в скале, по которым эти рыбки попадали внутрь сопки, такое даже знаменитому фантасту не привиделось, ладно, природа бы сделала, так ведь здесь все рукотворное).

Все эти сооружения казались давно заброшенными, о чем красноречиво говорили очистки от кабеля на полу, ржавчина на солидной толщины дверях и люках, да надписи краской на стенах типа ДМБ-92. Велико же было наше удивление, когда, выйдя наружу (точнее, выглянув осторожно из тоннеля) по другую сторону сопки, увидели там военный городок и стоящие у пирса субмарины, явно не заброшенные - морячки у одной суетятся, что-то таскают, машины ездят, дальше в бухте - ещё корабли стоят, ну очень все интересно. Ушли так же, как и пришли, по тоннелям, патрулю не попались (да и был ли патруль?), болтался правда в бухте Стрелок какой то катер, похожий на патрульный, но они в то время в прибрежных кустах консервы распечатывали и прятались вовсе не от катера, а от ветра. "Неужели так вас никто и не остановил?", - удивлялись потом знакомые. Никто. То ли повезло, то ли: Но это уже будет политика, а не география.

В пути лишний раз убеждаешься, как порой опасно природе соседство человека. Леса в Сибири горят от Красноярска до Читы, на протяжении более двух тысяч километров. (Старая лагерная пословица "самый страшный зверь - это человек" - вполне применима и к автостопу, когда спрашивают про опасных зверей, применима и к отношениям многих людей между собой и с окружающим миром).

- На этом отрезке пути нас сопровождала сплошная дымная пелена, мы ни разу не видели солнца. Обидно за Россию. Почему так? Аборигены объяснили: китайцы скупают лес, горелый, то бишь некондиционный, он идёт дешевле. Вот его специально и поджигают оставшиеся без работы сибирские мужики (в небольших поселках живут очень бедно), а потом продают китайцам. С риском попасться. И многие попадаются. У нас сердце кровью обливаются, когда по питерской трассе едут КАМАЗы с лесом, а тут по Транссибу день и ночь мчатся с ним грузовые составы в сотню вагонов. Становится страшно.

Запомнилась в Ижевске обычная девятиэтажка, на торце которой были крупно нарисованы знаки, как на картонной коробке " осторожно - хрупкое", "боится сырости" и надпись гигантскими буквами "Не кантовать!". Классный прикол. В Екатеринбурге - кладбище, где похоронена уралмашевская братва в середине 90-х годов. Огромные фигуры с мобильниками (тогда ещё новинка аксессуара, не то, что златые цепи). Просто лес памятников. Жители ходят туда, как в музей. А вот памятник связистам сначала чуть не приняли за живого негра, вылезающего на улице из люка. Что неудивительно: крышка люка (часть памятника), действительно приоткрыта - и из него торчит металлическая голова в каске, закрашенная битумной краской, вот откуда сходство с "шоколадным зайцем". Говорили мне знакомые стопщики, где - то ещё такой есть, вот забыл, в каком городе.

Мост в Хабаровске, в том году (слава губернатору Ишаеву) открыли автомобильное движение, надстроив эстакаду над Транссибовским ж/д мостом в 19:, не помню, но при царе строили, да как строили. Интересно, что рядом, под Амуром, проложен ж/д тоннель на случай войны с китайцами. Похоже, все это лет через :дцать достанется китайцам без всякой войны.

Драйверы ( иногда, правда, бывают и водятлы)

По дороге на Екатеринбург путешественники остановились на реке Чусовой, любовались порогами. Горы здесь небольшие, почти как наши Валдайские, по сравнению с Южным Уралом здесь не так красиво. Зато повезло с водителем. Довезя их до Екатеринбурга, около трёх часов катал путешественников по городу. Посмотрели строящиеся храмы, плотину с фонтанами на Исети. Особенно впечатлил губернаторский дворец Росселя, шикарное здание на берегу Исети, в историческом центре города, среди старинных дворцов русских промышленников и купцов. Но, надо отдать должное князю, пригородные дороги по российским меркам шикарные, говорят, путь губернатора с дачи (км 15 за городом) до дворца в самом центре занимает 6 минут, столичные правители могут позавидовать. Впереди была Тюмень. Пару дней решили передохнуть у знакомых в деревне. Наслаждались домашними пирожками и баней по мордовской технологии.

- Отдохнувшие, стопим на трассе. Вдруг останавливается шикарный шестисотый "Мерседес". И подбирает нас. В пути попеременно владелец крутого автомобиля разговаривает то с нами, то со своими - советуется, что-то насчёт продажи каких-то заводов. Провёз нас лишние для себя 30 километров (сам-то он ехал на дачу), накупил нам еды.

На юге Тюменской области на посту ГАИ ожидали попутку. Остановился миксер-КАМАЗ.

- Вперед по трассе подвезете?

- До Абатского:

- Поехали, хоть в Пельмешку зайдем (работники пельменной в пос. Абатское на трассе 1Р402 очень добры к путешественникам, стопщики не выходят оттуда голодные, даже если у них нет денег, лично я там пельменей не пробовал, зато гуляш лучший и борщ - то, что надо).

Пока ехали, выяснилось, что Виктор, наш драйвер, гонит миксер в Иркутск. Так мы с ним и проехали до самого Иркутска, почти 3000 км, ехал он небыстро, машина не позволяла, зато человек оказался хороший и веселый, так что рюкзаки привязали сбоку, (спальника в таких машинах нет и места для рюкзаков в кабине тоже) на стоянках ставили палатку где - нибудь рядом, так и прибыли через четверо суток в Иркутск, с вещами " на броне".

- Помню едем, дорога петляет вокруг Транссиба: посты, переезды. Очередной переезд. Шлагбаум закрыт, показался поезд. Но вот он уже давно скрылся, а шлагбаум ни с места. Что такое? Вдруг из будочки вышла тётенька, подошла к нам: "У вас сигарет не будет?". Наш водитель спокойно достал пачку, дал сигареты. Тётенька, взяв дань, спокойно возвратилась в свою будочку, шлагбаум поднялся.

Страшной была поездка с бурятским водителем, подобравшим их в Култуке. Только в кабине поняли: водитель выпил уже не одну бутылку, доказательства дребезжа перекатывались по полу. Дорога - сплошной серпантин, а у водителя руль в разные стороны ходит, мчит по встречной полосе. Посмотрели Денис с Юлей, сколько вниз лететь, и под благовидным предлогом выбрались в Слюдянке. Заодно купили свежих кедровых орешков нового урожая, их хватило до Хабаровска. Да и водителя уговорили остановиться перед постом и поспать.

Дороги

Когда-то, в советские времена, дорога Челябинск - Омск была прямой. Сейчас, если ехать прежней дорогой - не миновать две российских и две казахских таможни. Поэтому по ней не ездят. Ездят по бывшему просёлку, который сейчас делают ведущей магистралью.

В Бурятии дороги пёстрые - на деревьях висят тряпочки, верёвочки, которые привязывают не только водители-буряты, но и те, кто часто проезжает эти места. Въедешь на перевал, а он весь осыпан мелкими монетами, попадаются даже копейки советских времён (буряты деньги эти не трогают - грех), так шофера задабривают духов перевала - чтобы их подношение к себе забрали и дали взамен хорошую дорогу.

- За Читой стоит город Чернышевск, его ещё иногда называют городом последнего хиппи. Будто бы доехал когда-то сюда хипарь, видит - дороги дальше нет, нарисовал пацифик, и развернулся восвояси. Сейчас от Чернышевска наконец-то достраивается трасса на Хабаровск. Некие дороги в этом направлении существовали и сто лет назад, а может и раньше, но автомобильной никогда не было, поэтому преодоление участка Чита - Хабаровск до этого года было предметом особой гордости стопщиков. По зимникам, в локомотивах, по местным дорогам, изобилующим бродами, переправами и страдающих отсутсвием транспорта проходился этот участок. С будущего года это будет уже вполне обычная грейдерная дорога, неплохая по сибирским меркам. Мы же в этом году прошли по территории гигантской стройки, какой не бывало в России со времен БАМа, полторы тысячи километров стройки, кое - где уже законченной, в других местах строительство в самом разгаре, строители со всей Сибири и Дальнего Востока, техники.

По дороге в Хабаровск встретились путешественники с динозаврами. Точнее, раскопом меловых динозавров. Очень крупное захоронение, и находится совсем рядом с трассой. Да и нашли его дорожные рабочие: экскаваторщик делал выемку и наткнулся на непонятные кости). Раскоп субсидируют бельгийцы, не требуя взамен тысячелетние останки, а только просят "расплатиться" результатами исследований.