Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Можно ли жить без авто?

Наталья Баскакова

Автомобили давно уже не роскошь, а насущная необходимость. Число их постоянно растет, усложняется конструкция, отсюда растут и требования к будущим специалистам.


В преддверии Дня автомобилиста мы побеседовали с преподавателями кафедры автомобильного транспорта Политехнического института НовГУ. Более чем за 20 лет существования она выпустила не одну тысячу профессионалов по специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство". А потребность в них не уменьшается, но растёт с каждым годом.

Возглавляет кафедру Александр Михайлович Абрамов, уроженец Крестец, он учился в Севастополе, служил на флоте в Североморске, вернулся в Новгород, окончил в 1975 г. НПИ, потом аспирантуру в ЛИСИ, где был автомобильно-дорожный факультет. Специализация - теория автомобиля, расчет конструктивной безопасности. Научный интерес - система управления динамикой транспорта.

- Александр Михайлович, в чем сегодня, на Ваш взгляд, главная проблема безопасности движения?

- Сейчас в автомобиле много различных систем, которые помогают водителю обеспечить безопасность движения. Но они, в основном, пассивные, направлены на снижение тяжести ДТП, которое уже произошло, - их конструкция позволяет сохранить жизнь пассажирам.

Но есть и активные системы, которые снижают вероятность возникновения ДТП: хорошие тормоза, рулевое управление. Есть электронные системы, которые могут тормозить вместо водителя, могут объехать препятствие, удержать автомобиль на дороге, даже если автомобилист с этим не справляется.

Иногда водителю не хватает опыта, а эти интеллектуальные системы позволяют обнаружить несоответствие траектории движения автомобиля тому, что задал водитель, и поддержать ее, даже если шофер рулит, куда хочет.

- Насколько это распространено?

- На Западе такие системы внедряются очень активно. Но надо помнить, что там дороги и инфраструктура на порядок лучше. Тем не менее, мы с нашими студентами активно разрабатываем это направление. Есть группа, где сначала изучалась теория, затем лицензионное программное обеспечение. Мы моделируем интегрированную систему - автопилот, что обеспечит движение автомобиля по дороге без участия водителя, который будет наблюдать за процессом как оператор. Эти системы объединяются и позволяют сохранять дистанцию, скорость, навигацию, конечную точку пути, система сама выбирает оптимальный путь, учитывая пробки, ремонт.

- О мехатронике наша газета уже писала...

- Здесь можно добавить: только что подписан договор с Падерборном, и сейчас идет лицензирование специальности "Мехатроника". Набор на нее возможен уже в следующем учебном году. Сотрудничество с немецким вузом даст новые возможности и стимулы. В Германии инженер - это человек, который создает что-то новое, разрабатывает новую продукцию. Тестирование и эксплуатация - дело техника. Студенты там имеют возможность работать на кафедре, где есть рабочие места для студентов-дипломников: столы, компьютер, Интернет. Они на кафедре и в субботу, и в воскресенье до 10 вечера. У студентов много самостоятельной работы, при сдаче курсовика нужно только на работу в лаборатории потратить 120 часов, чтобы получить результат, который он потом оформит и защитит. Практически все курсовые внедряются в производство, а это уже совсем другой уровень ответственности.

Александр Николаевич Чадин, доцент кафедры, считает, что, несмотря на больной переход на рыночную экономику, когда труд инженера утратил свою привлекательность, все бросились в бизнес, торговлю, коммерцию и т.д., и его престижность уменьшилась, специальность автомобилиста всегда продолжала пользоваться спросом. За шесть лет работы в приемной комиссии утверждает: конкурс был всегда - небольшой, но стабильный.

- Александр Николаевич, Ваш основной контингент студентов?

- У нас учатся дети тех, кто учился со мной, их внуки - дети тех, кого учил уже я, есть преемственность. Образовательный процесс идет не только здесь, но и на предприятиях автомобильного транспорта: МПАТ-2, ПАТП-2, таксопарк, ПОГАТ-1. Везде работают наши выпускники.

Мы отслеживаем судьбу выпускников: интересно узнать, что получилось из человека, которого мы здесь пестовали, посмотреть, чего достигли люди. В читаемые дисциплины стараюсь включить сведения от них - это живой опыт. Чтобы студенты знали, с чем они могут столкнуться на практике, нужна не только голая теория по книжке.

- Ключевые проблемы на сегодня, с Вашей точки зрения?

- Прежде всего, качество подготовки поступающих. Анализ, проведенный мной, показал, что это связано со значительным снижением уровня преподавания физики и математики в общеобразовательных учреждениях Новгорода и области. Мы подготовили ряд предложений по корректировке преподавания предметов, формирующих инженерное мышление, и повышению квалификации учителей.

Во-вторых, старение кадров преподавателей высшей школы - это общероссийская проблема.

Следующая проблема - амортизация, моральный износ материально-технической базы, где студенты могли бы выполнять лабораторные: диагностическое оборудование, ремонтное, все, что сегодня востребовано.

Во многом нас выручают хорошие взаимоотношения с ГАРО. Там очень мощный учебный центр, где студенты проходят учебные практики, используя их оборудование. Это великолепный вариант, то, что сегодня востребовано на предприятиях автомобильного транспорта, они дилеры многих российских, зарубежных компаний, предлагают комплексную услугу, т.е. не только продают оборудование, но и к нему учат персонал. Мы вовлекаемся в этот процесс с надеждой, что экономика заработает.

- Кого сегодня готовит Ваша кафедра?

- В первую очередь, инженера-управленца, который будет решать вопросы технологического обслуживания и ремонта.

На повестке дня кафедры - как донести до всех, в первую очередь, до школьника и родителей, все плюсы профессии инженера, все трудности. Чтобы народ понимал - что, куда и зачем.

Сергей Геннадьевич Крылов, доцент кафедры и директор Центра дополнительного образования и содействия трудоустройству выпускников также считает, что умение руководить процессом на предприятиях автохозяйства - базисное направление подготовки специалистов на кафедре.

- А что еще должен уметь Ваш выпускник?

- Работать на всех этапах: и гайки крутить, и руководить на всех уровнях, и с документами работать. И определиться лучше до того, как получить диплом. Ведь необходимо не только зарабатывать деньги, но и самореализоваться. Надо чтобы молодые люди, получая высшее образование, понимали: где они, что они, какие требования выдвигает к ним среда.

- Изменилось ли преподавание?

- Если раньше учили нормативным материалам, а в нашей отрасли они 1986 года, то теперь цифры умирают, нужно учить принципам мышления, алгоритму.

Изменилась страна: раньше, окончив институт, молодой специалист получал место, откуда его нельзя было уволить, даже если он ничего не делал - фактически, три года на стажировке, которую оплачивало государство. Потом он вставал в очередь на жилье:

- Особенности Вашей отрасли?

- Эксплуатация подвижного состава. Здесь объекты очень быстро устаревают: через пять лет после выпуска этой машины уже не существует.

- А обучение по предметам?

- По фундаментальным наукам, скажем, физике, учебник можно не менять и 20 лет. Но по всем элементам обучения на нашей специальности современных учебных пособий очень мало. В иностранных учебниках совершенно другая методика изложения. Их задача - подвести к самостоятельному мышлению. Мы еще не дошли до того уровня, на котором учится основная масса студентов в развитых странах. Они сами выбирают, где учиться, сами учатся и приходят на занятия не услышать, что им скажут, а задать вопрос, причем, очень конкретный.

Кардинально изменились и требования к человеку, который занимается преподавательской деятельностью. Хотя бы в плане технического оснащения: необходимо разбираться в компьютере лучше студентов; необходимо время для мониторинга того, что происходит в нашей сфере.