Болонский процесс: реализация в НовГУ. В образовании грядут большие перемены | ||
Ольга Макарова
| ||
Президент НовГУ Л.А. Гавриков в своем выступлении подчеркнул насущную необходимость повернуться к "новым горизонтам": "Мы загружены рутиной, делаем все по заведенному порядку, но в один прекрасный момент кажется, что надо сделать остановку, подумать и сориентироваться на новые формы работы, поставить цели, более значимые, более высокие". | ||
В апреле в НовГУ прошел семинар "Модульная система обучения: опыт реализации международных проектов в НовГУ" для зав. кафедрами, зам. деканов по учебной работе. Проблемы введения модульного обучения рассматриваются в свете реализации требований Болонского процесса. Президент напомнил, что в перспективном плане развития НовГУ на 1994-2000 гг. одной из задач было изменение содержания образования. Говорилось о том, что нужно перейти на университетские программы, которые предполагают более высокий уровень подготовки и ориентированность на фундаментальную науку. Сделать это можно как раз путем перехода на модульную подготовку. Модуль призван объединить усилия многих кафедр, и каждый из них должен преследовать достижение определенной компетенции. "К сожалению, если с остальными задачами университет более-менее справился, то мы не очень далеко продвинулись в этой реализации задачи", - констатировал президент. Если "тогда" стремление к модуляризации было новаторским, то сегодня, когда мы видим ситуацию с точки зрения перспектив и реформ, оказывается, что мы запаздываем, потому что не выполнили задачу, нами поставленную. Грядет коренная ломка в структуре специальностей. Заведующая кафедрой педагогики ИНПО, к.п.н. Светлана Николаевна Горычева подтверждает: "Мы находимся в ситуации формирования единого европейского пространства высшего образования. К 2010 году планируется завершить этот процесс. В 2006 году будет принята единая европейская система квалификации образовательных стандартов". Уже в этом году мы почувствуем силу "ветра перемен": министерство намерено внести изменения в классификатор специальностей. Останется только 60-70 направлений подготовки, и все это будет "упаковано" в 4 года. Широчайший спектр из 600-700 специальностей нужно будет уместить в эти рамки. При этом новые стандарты все-таки гарантируют достаточно широкое поле деятельности. Узкая специализация переходит в рамки магистратуры, там вуз будет меньше стеснен стандартами содержания, будет больше свободы. В зависимости от запросов работодателей будет определяться то, чему необходимо обучать. "Грядет вступление в ВТО, а следовательно, перед нами - более серьезные задачи. Требуется опыт международных тенденций, учет академического опыта европейских стран, которые активны в изменениях. Практика наша разнообразна, многие кафедры работают с европейскими коллегами и имеют достаточный потенциал", - резюмирует А.Л. Гавриков. Проректор по международной деятельности М.Н. Певзнер в выступлении указал, что перемены связаны со всеобщей "европеизацией" образования в рамках Болонского процесса. Отношение научно-педагогической общественности России к Болонскому процессу неоднозначно. Есть немало сторонников, которые видят в нем средство интернационализации высшего образования, но есть очень много уважаемых людей, которых относят к так называемым "евроскептикам". Эту группу возглавляет ректор МГУ В.А. Садовничий, он высказывает много опасений по поводу введения многоступенчатой системы (бакалавреат, магистратура). Не отвергая Болонский процесс в целом, он выступает противником его центрального элемента - перехода на двухуровневую систему. Ректор главного вуза страны уверен, что "бакалавры - это будущие лаборанты", в нашей стране они не признаны на рынке труда и не имеют прав. Аргументы "евроскептиков" обычно бывают двух видов. Во-первых, в России и так существовала многоуровневая система подготовки специалистов и Болонский процесс в этом плане нам не в новинку, и, во-вторых, - Болонский процесс противоречит российской системе образования, он нарушает ее фундаментальность. Сам переход "в европейство" никому не навязывается. Наша задача - внимательно посмотреть специфики, профессии, специальности, и в России можно сохранить параллельно две системы. Для ряда специальностей это рекомендуется (юристы, медики), об учителях спорят. В этом плане с Болонским процессом нужно быть очень осторожным и не следует быстрыми темпами втягиваться в перестройки и реструктуризации. Каким бы ни было отношение к Болонскому процессу, если мы говорим о международном сотрудничестве, мы должны понять основные его требования, что полезного он может дать нам в практической работе, в организации образовательного процесса, как может нам помочь создать совместные программы с другими вузами, принести пользу студентам. |