Почему мы болеем? | ||
Е.И. Случанко
| ||
Пожалуй, первым патофизиологом можно считать греческого бога врачевания - Асклепия, который обучался искусству исцеления у кентавра Хирона. Но вот уже несколько тысячелетий изучаются человеческое тело и протекающие в нем физиологические процессы. С давних времен каждый врач стремился узнать, почему мы болеем и выздоравливаем, объяснить механизм патологического процесса. Пока существуют врач и больной - будет патофизиология, изучающая механизмы компенсации и восстановления нарушенных функций и механизмы выздоровления. Подчеркну, что выздоровление не результат, а активный процесс ликвидации патологических изменений, который имеет свои закономерности и механизмы развития. Об этом шла речь на научной части конгресса, которая называлась "Дизрегуляционная патология органов и систем". На каждом структурно-функциональном уровне организма дизрегуляция осуществляется присущими этому уровню процессами. Специалисты, разрабатывающие медико-биологические проблемы, экспериментаторы клиницисты, изучающие нарушение различных процессов, по существу и съездом не только патофизиологов - он был конгрессом именно по патофизиологии, как справедливо отметил в своем выступлении Президент Российского научного общества патофизиологов, основатель и почетный президент Международного общества по патофизиологии, академик РАМН Г.Н. Крыжановский. В работе конгресса участвовали исследователи различного профиля из разных городов России. Работа шла по 20-ти секциям по основным тематикам конгресса. Примечательно, что впервые была создана секция "проблемы совершенствования преподавания современной патофизиологии в условиях реформирования системы высшего медицинского образования". Ее создание обусловлено готовностью России войти в Европейское Сообщество. Конгресс отметил, что важнейшими аспектами Болонского соглашения являются увеличение совместимости, сопоставимости и сравнимости систем высшего образования с одновременным сохранением культурного богатства и наследия различных традиций национальных систем образования. В этой связи опыт России, накопленный в течение многих десятилетий в вопросах преподавания патофизиологии и патологии в высшей медицинской школе, может оказаться полезным и для университетов Европы. Говорят, практика - критерий истины. Скажите, какая страна не прислушивается к мнению наших специалистов, на каком форуме отказано нашим ученым в трибуне? В Россию едут учиться и лечиться. Не это ли аргумент в пользу качества нашего образовательного процесса? Интегрироваться - значит внести свой опыт, перенять лучший опыт и знания коллег, обогатить систему и при этом не потерять свое лицо. |