Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Почему мы болеем?

Е.И. Случанко
Е.И. Случанко, д.м.н., зав. кафедрой общей  патологии ИМО НовГУ
Е.И. Случанко, д.м.н., зав. кафедрой общей патологии ИМО НовГУ

Пожалуй, первым патофизиологом можно считать греческого бога врачевания - Асклепия, который обучался искусству исцеления у кентавра Хирона. Но вот уже несколько тысячелетий изучаются человеческое тело и протекающие в нем физиологические процессы.

С давних времен каждый врач стремился узнать, почему мы болеем и выздоравливаем, объяснить механизм патологического процесса. Пока существуют врач и больной - будет патофизиология, изучающая механизмы компенсации и восстановления нарушенных функций и механизмы выздоровления. Подчеркну, что выздоровление не результат, а активный процесс ликвидации патологических изменений, который имеет свои закономерности и механизмы развития. Об этом шла речь на научной части конгресса, которая называлась "Дизрегуляционная патология органов и систем".

На каждом структурно-функциональном уровне организма дизрегуляция осуществляется присущими этому уровню процессами. Специалисты, разрабатывающие медико-биологические проблемы, экспериментаторы клиницисты, изучающие нарушение различных процессов, по существу и съездом не только патофизиологов - он был конгрессом именно по патофизиологии, как справедливо отметил в своем выступлении Президент Российского научного общества патофизиологов, основатель и почетный президент Международного общества по патофизиологии, академик РАМН Г.Н. Крыжановский.

В работе конгресса участвовали исследователи различного профиля из разных городов России. Работа шла по 20-ти секциям по основным тематикам конгресса. Примечательно, что впервые была создана секция "проблемы совершенствования преподавания современной патофизиологии в условиях реформирования системы высшего медицинского образования". Ее создание обусловлено готовностью России войти в Европейское Сообщество.

Конгресс отметил, что важнейшими аспектами Болонского соглашения являются увеличение совместимости, сопоставимости и сравнимости систем высшего образования с одновременным сохранением культурного богатства и наследия различных традиций национальных систем образования. В этой связи опыт России, накопленный в течение многих десятилетий в вопросах преподавания патофизиологии и патологии в высшей медицинской школе, может оказаться полезным и для университетов Европы.

Говорят, практика - критерий истины. Скажите, какая страна не прислушивается к мнению наших специалистов, на каком форуме отказано нашим ученым в трибуне? В Россию едут учиться и лечиться. Не это ли аргумент в пользу качества нашего образовательного процесса?

Интегрироваться - значит внести свой опыт, перенять лучший опыт и знания коллег, обогатить систему и при этом не потерять свое лицо.