Игральные: бюллетени |
Владлен Макаров
|
Выборы - это далеко не только игра политических амбиций и партийных бюджетов. Претенденты на власть вынуждены представлять себя, создавая различные тексты и графическую продукцию, и, в сущности, в большинстве случаев избиратель голосует за виртуальную языковую личность, которая получается в результате подобной деятельности. Сколько в предвыборном буклете или листовке правды и сколько словесного грима? Думается, точного ответа, тем более в процентных долях дать невозможно. Ведь даже то, каким хочет себя видеть кандидат, уже говорит о многом. |
Автор этой статьи одинаково спокойно относится ко всем ее героям, и это, надеемся, добавит ей объективности. Сколько бы ни было кандидатов или партий в бюллетене - два или десять - первая задача, которая стоит перед ними - поделить поле битвы на участки, будь то политическая платформа или форма языкового представления. Нередко при этом оказывается, что кандидат, демонстрирующий свои прогрессивность и либерализм, в языковом отношении предстает настоящим консерватором, и наоборот. Вообще, в рамках плаката или листовки развернуться достаточно сложно, поэтому приходится выбирать всего из нескольких возможных тактик. Тактика первая. Не отличаться Всем давно известно, что кандидаты говорят примерно одно и то же, а программы партий существенно не отличаются. Для потенциального избирателя любые лозунги уже превратились в фон, на котором сознание не акцентируется. Гораздо важнее, КАК сказано. Именно это позволяет разным группам людей определить кандидата как своего или чужого. Избиратель слышит знакомый политический акцент или даже жаргон и инстинктивно тянется к его носителю, как сближаются два незнакомых земляка на чужбине. Что значит - не отличаться? Не отличаться от своих. Хочешь, чтобы за тебя голосовали зебры - запасись черной и белой краской. Этой тактики придерживаются многие, большинство. Разные только способы ее воплощения. Плакат Валерия Гайдыма - почти точная копия тех, которые висели на здании Исторического музея во время телепарадов и демонстраций во время престольных советских праздников. Широкое людское море с красными транспарантами в руках, а на его фоне фигура кандидата ровно на том месте, где раньше помещался Ленин. Подпись внизу рубленым языком "Честь. Родина. Народ. Справедливость" имеет прозрачную стилистику и отсылает читателя к более известным прототипам "Ленин. Партия. Комсомол", "Мир. Труд. Май" и прочим. Совершенно ясно, какие чувства и мысли должен пробудить этот образ - ностальгические, к тому же накрепко связанные с ощущением праздника. Плакат "Народной партии" возник словно из выборов 90-х годов, когда реклама строилась на пропаганде первой "тройки". Людей, входивших в эту магическую общность, размещали по-всякому: погрудно в ряд, как членов Политбюро, за "круглым столом", держащимися за руки и так далее, создавая, с позволения сказать, ряды однородных членов для усиления экспрессивного эффекта. В нашем случае тройка стоит плечом к плечу на черно-желто-белом фоне, который ассоциируется обычно с монархическим движением. Очевидно, это намек на небезызвестную триаду "Православие (референт Патриарха Державин) - Самодержавие (генерал Трошев) - Народность (депутат Райков)". Кто же в таком случае искомый претендент на престол? Учитывая политические вкусы Райкова, фигура кандидата, в общем, сомнений не вызывает. Только знает ли тот об этом сам? А вот "Яблоко", похоже, стремится всеми способами расширить свою избирательную базу. Иначе как объяснить отсутствие каких-либо намеков на обращение к традиционному электорату - демократической интеллигенции. Зато налицо тяга к крупным, лапидарным формам: "Россия победит: (нужное подставить)", лидер, уверенно глядящий с плаката. С нашей точки зрения, очевиден расчет на избирателей, находящихся на перепутье, разуверившихся в прочих партиях и движениях, независимо от их ориентации. Ибо под нынешними предвыборными лозунгами "Яблока" легко подпишутся и коммунисты, и державники, и правые. Тактика вторая. Никакой идентификации С первого взгляда кандидаты, отнесенные нами в эту категорию, вместе могут быть только по недоразумению. Но это только на первый взгляд. На самом деле у них намного больше общего, чем кажется. Первый - кандидат А. Филиппов - хотя и представляет "Единую Россию", явно мыслится как человек, устраивающий всех. Его предвыборные материалы составлены так, чтобы все было максимально отвлеченно, обтекаемо. Фотографии: лицо приятное, но ничем не запоминающееся, вот кандидат среди народа, вот среди большой, дружной семьи. Фразы: "В целом с транспортным налогом ситуация складывается довольно тяжелая", "в целом к агропромышленному комплексу надо относиться с большим вниманием", "очень многое хотелось бы отрегулировать", "очень много изменений вносится и принимается по налогам", "многое сделано, многое находится в стадии решения". В отношении кого-либо другого можно было сказать, что кандидат просто "никакой", без единой изюминки. Но не в этом случае. Обилие рекламы и высокое типографское качество продукции сигнализируют: этот кандидат поддерживается властями (такая "фишка" стоит всех прочих!), значит, в случае чего сумеет найти с ними общий язык. Конечно, это не факт, всем памятен пример депутата Зеленова, чьи плакаты в 1995 году были один к одному с нынешними Филиппова. А потом дорожки избранника и руководства области разошлись: Второй - знаменитый уже по выборам губернатора Владимир Дугенец. Взявшийся словно ниоткуда, без определенного прошлого, если не считать туманных сообщений о наградах каких-то конкурсов и управлении некими столь же абстрактными предприятиями. Содержание его предвыборных материалов словно призвано компенсировать эту неведомость. "За Дугенца! Почему за Дугенца: А почему не за Дугенца?". Этот кандидат как будто пытается выступить в роли "джокера" (во всех смыслах этого слова). В его материалах неписанные стандарты предвыборной агитации либо откровенно нарушаются, либо доводятся до абсурда. Чего стоит одно упоминание о любви к семье гораздо позже любви к быстрой езде на машине и верхом! Авторами агитационных материалов Дугенца активно используются риторические ресурсы языка начиная от рифмовки фамилии ("молодец", "меч-кладенец") до разных там анафор и анадиплосисов. При этом сам кандидат остается мистером Х и ,кажется, не очень-то стремится обнаружить свое истинное лицо (если таковое вообще есть). Тактика третья. Цифровая
Творческий подход Что действительно радует в любых выборах, так это регулярное появление произведений, отмеченных незаурядной, можно даже сказать, безграничной фантазией авторов. На одной из листовок воспроизведена известная фотография Бориса Грызлова с пистолетом в руках. А целится он, благодаря искусству монтажа, в почему-то улыбающегося Зюганова в буденовке. Текст соответствующий. Все понятно: один - киллер, второй - Мальчиш-Кибальчиш перед буржуинами. Ну, а за следующий шедевр хочется сказать большое человеческое спасибо неизвестному автору. Листовка, посвященная разоблачению коррумпированной "Единой России", появилась однажды вечером на дверях новгородских домов. Я, признаться, даже с первого раза не понял, что она - в стихах. Причем стихи - в лучших традициях Кантемира и Василия Кирилловича Тредиаковского (филологи поймут, о чем я). Вот образец стиля: "Сейчас они объединились, а сначала за власть и деньги друг с другом ругались, Мы смотрели по телевизору на их преступления и удивлялись" К сожалению, привести более полные цитаты мне затруднительно из-за боязни получить обвинение в пропаганде национальной розни и насилия. Подписано творение - "Чикатило". Действительно, налицо убийство жанра политической агитации. Ведь неизвестно, какие чувства может вызвать у избирателей подобное творчество. То ли отвращение к непуганому идиотизму сограждан и идее выборов вообще, то ли здоровый смех и желание проголосовать хотя бы потому, что в такой обстановке сделать это будет: прикольно, что ли. Ничего, кроме этого сленгового словечка, на ум не приходит. Никто пока не знает, к чему приведут эти выборы, однако есть скромное мнение, что в последний раз мы становимся свидетелями цветистого агитационного разнобоя, рожденного и в правильном мозгу гения политтехнологии, и в воспаленном воображении проснувшегося по осени шизофреника. Дальше будет скучнее: P.S. В качестве материала использованы материалы тех кандидатов и партий, которые попадались автору на глаза. |