Грядущие изменения | ||
Подготовила Людмила Симонова
| ||
Изменения в правительстве, естественно, интересуют каждого из нас. Нового министра образования А.А. Фурсенко мы уже кратко представляли. Теперь попросили ректора НовГУ А.Л. Гаврикова прокомментировать преобразования в министерстве: | ||
- Новый министр образования в нашем университете пока не бывал. С ним знаком проректор по науке В.Е. Гантмахер, который достаточно тесно работал с ним как с председателем Научного совета фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад". Думаю, что у высшей школы с новым министром проблем не будет: он будет работать в тандеме со своим первым заместителем нашим бывшим министром В.М. Филипповым, который знает высшую школу, и имеет конкретные планы по её развитию. Сейчас меняется концепция министерства. Это уже не жесткая исполнительная вертикаль, а некий регулятор от имени государства. Формируется федеральное агентство, руководителем которого стал Г.А. Балыхин. И сформирована федеральная служба по контролю образования, ее возглавил В.А. Болотов. От министерства будет зависеть выработка политики, внесение соответствующих законов в Думу. Для этого министерство должно обладать хорошим механизмом обратной связи для изучения ситуации и прогнозов на будущее. Работа сейчас идет большая, так что в этой связи не знаю, будет ли в ближайшее время встреча А.А. Фурсенко с ректорами вузов. Если говорить о том, насколько успешным будет сотрудничество образования и науки, то мне кажется, здесь всё будет нормально. Прежде высшее образование испытывало большие сложности из-за отрыва от науки. Для общего образования то, что существовали отдельно министерство науки и министерство образования, никакой роли не играло. А вот высшее образования страдало, поскольку оно было раздвоенным: для высшей школы принципиальным является органичное единство науки и образования, но на уровне управления оказывалось, что это разные ветви. Так и получилось, что управление наукой проходило мимо высшей школы. Предприятия, фирмы, различные центры получали от министерства науки все: право на выполнение научных исследований, право на лицензирование научных организаций, ориентированное только на своих и пр. А наука в высшей школе деградировала. И была вынуждена либо отдавать свои силы и интеллект на сторону, либо прекратить свою научную деятельность. Министерство образования, конечно, реализовывало научные программы, гранты, но они распространялись на немногие научные направления. А широкий аспект науки оказывался вне высшей школы. Так что объединение министерств образования и науки в единое целое, думаю, сослужит добрую службу. Мне кажется, что на уровне региона тоже надо идти по этому пути. Теперь мы должны ожидать реальные меры по поддержке вузовской науки. Ведь, собственно, нам подчас не столько нужны деньги от нашего министерства, сколько условия, при которых мы сможем получать федеральные заказы. А для этого нужно дать вузам право лицензирования своих научных структур - кафедр, лабораторий, чтобы они могли на равных с отраслевыми вузами и предприятиями получать заказы. И тогда все станет на свои места. Я думаю, что следующим вопросом будет сближение сектора академической науки и вузовской. Если уж не удастся сделать его единым, то, по крайней мере, близким. - Второе актуальное событие - недавняя командировка в Германию. Что она даст НовГУ? - Эта поездка в Германию была не первой и чрезвычайно плодотворной. Предварительно велись переговоры о сотрудничестве с представителями университетов Билефельда, потом Дортмунда, ещё позже - Хильдесхайма (он является лидером в Германии по дидактике в высшей школе) и Высшей технической школы Билефельда (или, как они себя называют, Университет прикладной науки). В этот раз мы встречались с представителями всех четырех университетов, которые задействованы в проекте. Речь шла о развитии нового этапа развития сотрудничества. Идея родилась в связи с тем, что наш регион активно привлекает инвестиции, в том числе из Германии. И появилась проблема кадров: зачастую у нас нет специалистов, которые умели бы работать в рамках европейских технологий, в частности немецких, знали бы язык, причем, не только для коммуникаций, но и профессиональный, деловой. И владели конкретным опытом. И возникла идея, состоящая в том, чтобы в университете на правах, скажем факультета, института в структуре НовГУ был создан некий образовательный комплекс. Он отберёт из студентов, которые обучаются, допустим, на экономике, машиностроении, лингвистике, тех ребят, которые смогут стать специалистами высокого класса в области технологий, управления персоналом, экономики. Такой проект сегодня условно назван как "Российско-германская академия". В прошлом году на Ученом совете НовГУ мы взяли курс на создание такой структуры. Туда же мы смогли бы включить и подготовительное отделение, на котором иностранцы изучают русский язык как иностранный. Тогда бы это было полилингвальный комплекс с использованием немецкого, русского и английского языков для реализации программы. Когда мы в Германии встречались с ректорами университетов, то обсуждали вопрос реализации магистерских программ по согласованным программам для подготовки магистров в области техники, экономики, педагогики, управления персоналом. Интересным будет сотрудничества с Высшей технической школой Билефельда (Университетом прикладной науки). Там возможны варианты магистратуры, например, по мехатронике, которая объединяет интересы машиностроения и электроники. Плюс речь идет о моделике - это универсальный язык проектирования технических средств. Думаю, что эту проблему тоже будем обсуждать. Нижний уровень - бакалавриат - остается нашей задачей: мы должны выйти на подавляющее количество программ, связанных с подготовкой бакалавров. А уровень магистра - это уже наша совместная работа. В итоге мы могли бы выдавать совместный двойной диплом - НовГУ и немецкого университета. Сотрудничество стало возможным ещё и благодаря тому, что в самой Германии меняется типовое положение о высшей школе, теперь их подходы близки и нам. К тому же работа, которую мы планируем с немецкой стороной, связана с вхождением как России, так и Германии в Болонский процесс.. Итог поездки - серия переговоров с нашими факультетами соответствующего профиля, конкретная ориентация на реализацию намеченных планов. Работа предстоит очень серьезная. Но уже сейчас мы можем сказать, что через год подойдем к согласованному варианту с немецкой стороной. |