Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

"...Но, трогая то пешки, то ладьи, придумывал задачу до рассвета"

Станислав Тихонов

"Меня лично пленяли в задачах обманы, доведённые до дьявольской тонкости, и оригинальность, граничащая с гротеском; и, хотя, в вопросах конструкции я старался по мере возможности держаться классических правил, как, например, единство, экономия сил, подрезание незакреплённых концов, я всегда был готов пожертвовать чистотой формы требованиям фантастического содержания, заставлявшего форму взбухать и взрываться, будто пластиковый пакет, в который попал обозлённый бес". Владимир Набоков


№ 1 - мат в 2 хода 1. Ф:е4! Теперь следуют многоообразные матовые финалы: 1: f4 2. Cg6# 1: К:е4 2. К:f7# 1: fe 2. C:e4# 1: f:g5 2. C:f5#

Пристрастие Владимира Набокова к шахматам общеизвестно, подобно бабочкам, они появляются в каждом из его романов. Набоков считал искуство способом постижения многообразия мира в его гармонической стройности и одновременно попыткой превозмочь ограниченность человеческого сознания. Шахматы, с их строгими законами и почти неограниченными возможностями абстрактного выражения, воспринимались им не как самоцельная игра или спорт; они открывали ещё одну возможность постижения бытия. Набоков также неоднократно говорил о родстве вдохновения писателя и шахматного композитора. № 2 - мат в 3 хода 1. Крf7! 1: Лh5 2. Кре6 ~ 3.С:е3# 1: Лg6 2. Кре6 ~ 3. С:е3# 1: Л:h4 2. Кр:f6 3.Ф:h6# (2. Кр:f6 ~ 3. С:е3#) 1: Л:f5 2. К:е3+ Крf4 3.Фf2#

Сочинять шахматные задачи Набоков начал ещё в 1917 году, а в 20-30-е годы он, по собственному признанию, "посвящал чудовищное количество времени составлению шахматных задач". Высшим творческим достижением этого периода стала задача, позже вошедшая в "Память, говори". После неё, вплоть до шестидесятых годов, наступил длительный период "шахматного молчания". № 3 - мат в 2 хода 1. Ла8! 1: Л:d4 2. C:d4# 1: Сd6 2. Cc5# 1: Лc1 2. Ф:b4# 1: Сc5 2. C:с5#

Как указывает биограф Набокова Брайан Бойд, в конце шестидесятых - начале семидесятых годов, в свой самый плодовитый шахматный период, Набоков подписывался на журнал "Проблемист" (The Problemist) и публиковал в нём свои композиции. После первых нескольких задач в январе 1970 года Набокова пригласили в американскую команду в качестве сочинителя задач для будущих международных турниров. Любители шахмат, подписывавшиеся на "Проблемист", считали его задачи не слишком трудными, зато остроумными и оригинальными по композиции. № 4 - мат в 3 хода 1. h3! 1: h4 2. Лh7 hg 3. h4# 1: Крh4 2. Л:g6 gh 3. Cf6# 1: Крh6 2. h4 g5 3. hg#

В общей сложности Набоков опубликовал более 30 композиций. Он дважды занимал третье место в конкурсах журнала "Проблемист" (Intermediate Composing Tourney, 1969; Selfmates Award Competition, 1972-1973). № 5 - мат в 3 хода

Эстетическая идея этой задачи, как заметил Набоков, "возвращение белого коня на свое исходное поле в главном варианте". 1. Кd7! 1:Кр:е4 2. Лf1! d4 3. Кf6# 1:de 2. Кb6 e3 3. Лc4#

Разбросанные по газетам и журналам, шахматные задачи Владимира Набокова были впервые представлены англоязычной аудитории в 1970 году, когда в издательстве "Макгроу-Хилл" вышел сборник "Poems and Problems" ("Стихотворения и шахматные задачи"). Помимо стихотворений, в него вошли 18 композиций, пять из которых ранее нигде не печатались. № 6 - мат в 2 хода 1. Сd3! 1: f5 2. Фh1# 1: f6 2. Фg5# 1: Крc5 2. Ке3# 1: Крс6 2. Кb6#

Однако если книги писателя сейчас доступны для всех, то шахматные задачи русскому читателю отыскать весьма непросто. Задачи на ретроградный анализ несколько раз появлялись в периодике, чего нельзя сказать о 2-х и 3х-ходовых композициях из "Poems and Problems". Восполняя этот пробел, мы представляем 10 задач из этой книги. К некоторым из них в ответах приводятся авторские комментарии. № 7 - мат в 3 хода №7 1.h3! 1: Кg6 2. Кf3! h5 3. Кg5# (2: Кf4 3. К:е5#) 1: h5 2. gh Кg6 3. hg#

Я не писал законного сонета,

хоть в тополях не спали соловьи, -

но, трогая то пешки, то ладьи,

придумывал задачу до рассвета № 8 - мат в 3 хода №8 1.Лd8! 1: C:d8 2.C:d7 Ce7 3.Cb5# 1: Cc7 2.Л:d7 Cd8 3.C:b7# 1: de 2.Л:d6 ed 3.K:c5#