"...Но, трогая то пешки, то ладьи, придумывал задачу до рассвета" |
Станислав Тихонов
|
"Меня лично пленяли в задачах обманы, доведённые до дьявольской тонкости, и оригинальность, граничащая с гротеском; и, хотя, в вопросах конструкции я старался по мере возможности держаться классических правил, как, например, единство, экономия сил, подрезание незакреплённых концов, я всегда был готов пожертвовать чистотой формы требованиям фантастического содержания, заставлявшего форму взбухать и взрываться, будто пластиковый пакет, в который попал обозлённый бес". Владимир Набоков |
Пристрастие Владимира Набокова к шахматам общеизвестно, подобно бабочкам, они появляются в каждом из его романов. Набоков считал искуство способом постижения многообразия мира в его гармонической стройности и одновременно попыткой превозмочь ограниченность человеческого сознания. Шахматы, с их строгими законами и почти неограниченными возможностями абстрактного выражения, воспринимались им не как самоцельная игра или спорт; они открывали ещё одну возможность постижения бытия. Набоков также неоднократно говорил о родстве вдохновения писателя и шахматного композитора.
Сочинять шахматные задачи Набоков начал ещё в 1917 году, а в 20-30-е годы он, по собственному признанию, "посвящал чудовищное количество времени составлению шахматных задач". Высшим творческим достижением этого периода стала задача, позже вошедшая в "Память, говори". После неё, вплоть до шестидесятых годов, наступил длительный период "шахматного молчания".
Как указывает биограф Набокова Брайан Бойд, в конце шестидесятых - начале семидесятых годов, в свой самый плодовитый шахматный период, Набоков подписывался на журнал "Проблемист" (The Problemist) и публиковал в нём свои композиции. После первых нескольких задач в январе 1970 года Набокова пригласили в американскую команду в качестве сочинителя задач для будущих международных турниров. Любители шахмат, подписывавшиеся на "Проблемист", считали его задачи не слишком трудными, зато остроумными и оригинальными по композиции.
В общей сложности Набоков опубликовал более 30 композиций. Он дважды занимал третье место в конкурсах журнала "Проблемист" (Intermediate Composing Tourney, 1969; Selfmates Award Competition, 1972-1973).
Эстетическая идея этой задачи, как заметил Набоков, "возвращение белого коня на свое исходное поле в главном варианте".
1. Кd7!
1:Кр:е4 2. Лf1! d4 3. Кf6#
1:de 2. Кb6 e3 3. Лc4#
Разбросанные по газетам и журналам, шахматные задачи Владимира Набокова были впервые представлены англоязычной аудитории в 1970 году, когда в издательстве "Макгроу-Хилл" вышел сборник "Poems and Problems" ("Стихотворения и шахматные задачи"). Помимо стихотворений, в него вошли 18 композиций, пять из которых ранее нигде не печатались.
Однако если книги писателя сейчас доступны для всех, то шахматные задачи русскому читателю отыскать весьма непросто. Задачи на ретроградный анализ несколько раз появлялись в периодике, чего нельзя сказать о 2-х и 3х-ходовых композициях из "Poems and Problems". Восполняя этот пробел, мы представляем 10 задач из этой книги. К некоторым из них в ответах приводятся авторские комментарии.
Я не писал законного сонета, хоть в тополях не спали соловьи, - но, трогая то пешки, то ладьи, придумывал задачу до рассвета
|