Искусство на рисовой бумаге. Поездка года |
Ольга Полякова
|
К.А. Шорин, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и методики преподавания ИНПО. В течение трех недель Константин Александрович обменивался опытом с коллегами китайского Института изобразительных искусств. |
- Поездка была организована благодаря личным контактам: у меня есть друг в Петербурге, китаец, учится сейчас в аспирантуре в университете им. Герцена. Он и организовал поездку в свой город, в Тяньцзынь. - Что это за город? Большой? - По китайским меркам в общем-то средний, но для нас просто огромный - население 16 миллионов. Это областной центр, недалеко от Пекина. Поражают размах строительства, большие финансовые вливания в науку и образование. Университет, в котором я работал, образован по типу студенческого городка, с развитой инфраструктурой, современными зданиями. Там еще есть четыре или пять подобных университетских городков. Чувствуется мощный рост, индустриализация. - Как решался вопрос с языковым барьером? - Языковой барьер... да никак не решался. Мой знакомый, о котором я упоминал, переводил мои слова студентам, но часто я даже не знал, что именно он переводит. Дело в том, что им важнее было, КАК я пишу, а не ЧТО говорю. Можно сказать, мы общались на языке искусства. - Отличаются ли формы работы в группе? - Кардинально не отличаются. В группе примерно 15-20 человек. У них те же предметы, что и у нас, - рисунок, скульптура, живопись... Лучше оборудование: в аудитории для живописи окна устроены таким образом, что у студентов есть возможность писать при естественном верхнем освещении, что очень важно. - Какие техники используются? - В принципе у них две техники: работа с традиционными материалами (акварель по шелку или рисовой бумаге) и вторая, привычная для нас, - масляными красками на холсте. Отличие в том, что китайцы пишут маслом в таком виде и с такой мерой условности, которая была принята в СССР в середине прошлого века. Видимо, такой подход к живописи в полной мере отвечал тем агитационным задачам, которые ставила перед художниками китайская компартия, и был наиболее понятен народным массам. Мне кажется, китайцам нужно сохранять свое традиционное искусство и не стремиться прививать себе чужой образ мышления. - Константин Александрович, а вы заметили различия в менталитете между нами и китайцами? - Я жил не в каком-то отдаленном районе, где, возможно, сохранилось ориентальное мировосприятие. Я жил во вполне европейской среде, где каждый день студенты в Интернет ходят. Так что ничего такого не заметил. - Есть ли в планах дальнейшие поездки в Тяньцзынь? - Да, они приглашают с выставкой приезжать. Но это сложно в плане транспортировки живописи: А так - конечно. В принципе, целью этой поездки был обмен опытом, прежде всего в сфере методики преподавания. |