Дело на все времена | ||
Наталья Баскакова
| ||
Для людей XXI века машины вокруг - дело настолько привычное, что жизни без них мы практически не представляем. А ведь в каждом автомобиле, станке, приборе, аппарате большой труд инженеров, в первую очередь, технологов машиностроения. | ||
За 45 лет работы профессор кафедры "Технология машиностроения" ИПТ НовГУ Валерий Николаевич Емельянов выпустил в жизнь не одну тысячу таких специалистов. - Валерий Николаевич, сейчас инженеры, технологи занимают далеко не первые места в рейтинге профессий. Как вы стали заниматься вопросами машиностроения? - Выбирать профессию мне пришлось в довольно непростое время. Родился накануне войны в деревне на Волге, затем семья переехала в Ульяновск, там вырос и жил до 30 лет. Рано потерял родителей, и лет с 6-ти меня воспитывали дедушка и бабушка, которую звал мамой. Они были уже на пенсии, дедушка получал 30 рублей, бабушка - 40. На семейном совете решили, что технология машиностроения - такая специальность, что дает верный кусок хлеба. В автомеханическом техникуме моя стипендия отличника составляла 12,50 руб. Наш бюджет скатывался к унизительной нищете. Еще учась в школе, я помогал деду на каникулах с 13 лет. Дед был знаменитый печник, но он складывал не печки для личных домов, а огромные печи на заводах, там были такие котлы диаметром в 4-5 м и длиной 20-25 м. Нужно было выложить топку, обложить котел кирпичом. В общем, работа сложная. Закончив Ульяновский автомеханический техникум, работал в должности техника-конструктора, затем - инженера-конструктора на Ульяновском радиоламповом заводе. Одновременно учился на вечернем отделении Ульяновского политехнического института по специальности "Технология машиностроения". Шесть лет проектировал оснастку для металлорежущих станков: различные приспособления, режущий и измерительный инструмент. Кстати, этот опыт потом очень даже пригодился и в научной, и в педагогической деятельности. - А переход в науку как состоялся? - Когда закончил институт, меня пригласили в Политех на должность младшего научного сотрудника. Вопрос решился опять на семейном совете. Я значительно терял в заработке, но работать в институте - интереснее и перспективнее. Да и дорога назад была не закрыта. Первая должность - младший научный сотрудник. Мой руководитель - Леонид Викторович Худобин, крупный ученый, д.т.н., профессор, Заслуженный деятель науки и техники СССР. Человек он требовательный, жесткий, но справедливый. Переход на новую работу случился в первых числах июля - время отпусков. Мне было дано задание - проработать литературу на тему повышения сопротивления усталости коленчатых валов. И я с утра до вечера сидел в областной библиотеке, с большим удовольствием зарылся в техническую литературу, делал выписки. Затем написал отчет, впервые в своей жизни. Оказалось, что для решения поставленной задачи лучше всего подходит поверхностное пластическое деформирование (ППД). И Леонид Викторович, человек широких взглядов и необычайно широкой души, разрешил мне одному разрабатывать тему ППД на кафедре, которая специализировалась на шлифовании, чем я и занимаюсь по сей день. Например, была одна конкретная задача - на Ульяновском моторном заводе выпускался двигатель, который использовался в армии. В любом двигателе внутреннего сгорания есть коленчатые валы, которые иногда разрушаются при работе из-за недостаточного запаса сопротивления усталости. По статистическим данным - до 6-10%. Представляете? А если он сломается в самый неудобный момент, например, в боевой обстановке? Механизм поломки такой же, как у проволочки, когда ее перегибаешь туда-сюда несколько раз. Только проволочка ломается за 10-15 перегибов, а вал - за 1-2 млн. циклов или более. Т.е. год или два проработает, а затем может сломаться. Здесь пригодился мой конструкторский опыт. Я сам спроектировал полуавтоматический станок для накатывания галтелей шатунной шейки коленчатого вала. Своими руками проводил эксперименты по накатыванию галтелей. Сопротивление усталости валов после такой обработки резко повышается. Предел выносливости возрос на 40-60%, поломки коленчатого вала кончились полностью, и завод внедрил эту технологию. - Что такое поверхностное пластическое деформирование? - Представьте, кузнецы обрабатывают раскаленную заготовку молотом на наковальне - пластическая деформация объемная распространяется на все сечение заготовки. При ППД - берем цилиндрическую заготовку, устанавливаем на токарном станке. Вал начинает вращаться, подводим к нему ролик или шарик, придавливаем с усилием 100-1000 кг, и шарик катится по поверхности, пластически ее деформирует. ППД распространяется только на поверхностный слой, достаточно тонкий. С точки зрения эксплуатационных качеств, это дает очень хорошие результаты. Валы перестают ломаться, циклы работы до разрушения возрастают в тысячи раз. Если, например, вал, обработанный обычным способом, прослужит 1000-1500 часов, то после обработки ППД - 10000-12000 часов. Это и стало темой моей кандидатской диссертации, защищенной в 1970 году. - В Новгород как попали? - После защиты захотелось самостоятельности, решили с женой поехать в другой город, сначала работал в Кургане три года. Когда в Новгороде образовывался Политехнический институт и нужны были специалисты по технологии машиностроения, мои коллеги из Ульяновска - Е.Г Бердичевский, Ю.В. Дубровский вспомнили обо мне. Мы приехали, город понравился. Замечательное было время - по ночам спорили до хрипоты: технология машиностроения - это наука в философском аспекте? - В технике машиностроения произошли большие изменения за эти годы? - Безусловно. Ведь токарные станки появились в России уже более 300 лет назад, можно вспомнить Андрея Нартова и других русских изобретателей-самородков. Современные же основы заложены в середине 19 века, появились станки с ЧПУ, обрабатывающие центры, на которых можно обрабатывать самые разные поверхности и разными способами. Там, где раньше надо было выстроить 10 обычных станков, работает один - фрезерно-сверлильно-расточной или токарный обрабатывающий центр. Появились гибкие автоматизированные производства, где участие человека сведено к минимуму - фантастика! - И это все - поле деятельности для выпускников специальности "Технология машиностроения"? - Да, и не только. Наша специальность универсальная, во-первых, дается мощный цикл конструкторской подготовки - теоретическая механика, сопромат, детали машин, металлорежущие станки и т.д. Во-вторых, не менее мощный цикл технологической подготовки. При этом студентов обучают использовать современное программное обеспечение для проектирования конструкций и технологий с помощью компьютера. *** Хочется добавить, что Валерий Николаевич не рассказал о своих многочисленных наградах, званиях, публикациях, перечисление которых заняло бы слишком много места на газетной полосе. Но его изобретательскую деятельность надо отметить особо. Экономический суммарный эффект от внедрения изобретений Валерия Николаевича (а он, кстати, Заслуженный изобретатель РФ) - более 10 млн. руб. в год. Самое широкое распространение в России и СНГ, в т.ч., Казахстане, Белоруссии, получил способ правки прямых и коленчатых валов с помощью секториальной чеканки галтелей. |