Деньги будут |
Людмила Симонова
|
Совершился переход к новой системе оплаты труда (НСОТ) с 1 декабря с.г. всех работников федеральных бюджетных учреждений. |
Определенный Постановлениями Правительства РФ N№ 605 и N№ 583, он вызвал некоторую настороженность в вузовском коллективе. Поэтому за комментарием редакция обратилась к О.Л. Васильевой, начальнику финансово-экономического управления (ФЭУ) НовГУ: - Ольга Леонидовна, нормативными документами отменена единая тарифная сетка, нацеливая вузы на самостоятельность в определении размеров окладов, должностных окладов, ставок заработной платы, выплат стимулирующего характера. Начнем с того, что в новой системе оплаты труда введены профессионально-квалификационные группы (ПКГ). В чем разница с разрядами ЕТС? - ПКГ - это своего рода требования к должности, отражающие квалификацию человека. На одной и той же должности специалисты с разной квалификацией будут получать разную зарплату. В НСОТ есть четыре ПКГ, и, на мой взгляд, они приближены к реальным потребностям отрасли, и это ни у кого не вызывает возражений, даже у профсоюзов. Напомним, что при новой системе оплаты труда уровень оплаты каждого конкретного работника будет зависеть от четырех важнейших показателей: отнесение к профессионально-квалификационной группе; сложность трудовой функции; компенсационные надбавки по условиям аттестации рабочего места; стимулирующие надбавки. Компенсационные выплаты как часть заработной платы устанавливаются в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективными договорами, Положением об оплате труда, другими нормативными актами. Что касается оплаты труда руководителя учреждения, то в 605 постановлении это четко определено: она не может быть более трех, четырех или пяти средних окладов основного персонала учреждения, и, соответственно, должна быть увязана с результатами деятельности учреждения. - Нормативные документы нацеливают вузы на самостоятельность. Но при этом есть определенные гарантии. Как это реализуется на практике? - Правительством РФ гарантированы две позиции: заработная плата (без учета премий и стимулирующих выплат), устанавливаемая с 1 декабря 2008 г., которая не может быть меньше зарплаты (без учета премий и стимулирующих выплат), получаемой до 1 декабря с.г., и минимальная заработная плата, которая с 1 января 2009 г. должна быть на уровне 4330 рублей. Объем бюджетных ассигнований - фонд оплаты труда (ФОТ) с 1 декабря с.г. увеличивается на 30%, но 5% от этих тридцати направляется в централизованный фонд Рособразования в целях премирования отдельных вузов и их руководителей. Таким образом, ФОТ НовГУ увеличивается на 25%. При этом повышение с 1 января 2009 г. минимального размера оплаты труда до 4330 рублей не будет сопровождаться дополнительным бюджетным ассигнованием. - Теперь несколько слов о стимулирующей части фонда оплаты труда. - Это очень важное новшество, и мы, конечно же, поддерживаем саму идею деления фонда оплаты труда на базовую и стимулирующую части. Это "оживляет" систему оплаты труда. В России право принятия решений о стимулировании отдано на откуп ректорам вузов. Комиссией Рособразования были утверждены показатели, по которым будет проходить распределение средств централизованного фонда между вузами. По каждому из них имеется перечень индикаторов измерения эффективности работы учреждения. Есть система присвоения баллов за каждый показатель, в итоге все вузы составят определённый рейтинг. И будет подсчитан средний балл. Учреждения, которые его не наберут, рассчитывать на стимулирование не смогут. Набрать высокие баллы трудно, так как показатели сложные (для примера: средний показатель зарплаты обслуживающего персонала, динамика стипендий и т.п.). Если это обеспечивается на уровне учреждения, то можно рассчитывать на стимулирование. А это - политика работы с внебюджетными средствами, со штатным расписанием, достаточно серьёзное планирование. Среди показателей есть ловушки, которые могут обнулить все старания вуза. Так, если учебное заведение "споткнется", например, на нарушении правил техники безопасности, повлёкшем причинение тяжкого вреда здоровью, то уже не имеет права на вознаграждение. Таких показателей несколько, например: несвоевременное выполнение решений правительства, Минобрнауки, Рособразования и Роспатента, несоблюдение сроков сдачи отчётности и т.п. По мнению специалистов, средства централизованного фонда для конкретного вуза просчитываются просто: весь централизованный фонд делится на количество баллов и вычисляется стоимость одного балла. Вуз знает количество своих баллов, умножает их на стоимость одного балла и получает размер стимулирующих выплат, которые он получит из централизованного фонда в новом финансовом году. По графику, согласованному комиссией Рособразования, до 1 декабря сотрудники финансово-экономического управления каждого вуза (в том числе и нашего) должны были заполнить на сайте www.kpmo.ru таблицу с большим количеством данных. Работа проделана огромная. После заполнения таблицы на сайте дубликат со всеми документами был отправлен в Рособразование. Теперь ждем результата: экспертная комиссия ведомства оценит представленные данные. И, надеемся, утвердит их. В последнем случае мы сможем рассчитывать на стимулирование. |