Великая дидактика |
Татьяна Васильева
|
В наших школах работают тысячи педагогов, но только избранные получают удивительный знак отличия - "Первый учитель". |
Подготовкой их занимается кафедра педагогики и методики начального образования ИНПО (специальность "Педагогика и методика начального образования"). Сейчас учитель начальных классов нацеливается на работу в частной, массовой, элитарной и сельской школах, гувернером и воспитателем. Для этого на кафедре разработаны основы специализаций "Филологическое образование в начальной школе", "Художественно-эстетическое и духовно-нравственое воспитание младших школьников", "Педагогическое сопровождение и поддержка младших школьников", "Физическое и гражданско-патриотическое воспитание", "Обучение информатике в начальной школе". В педагогике накоплен огромный багаж методик, приёмов - бери и используй. Но использовать их механически не получится. - Человек воспитывается не по частям, а создаётся совокупностью влияний, - считает к.п.н., доцент В.А. Сильченко. - Не устарели поэтому идеи автора "Великой дидактики" Я.А. Коменского. Очень важно, по его мнению, правильное размещение вещей предшествующих и последующих. Всё, что приведено в порядок, сохраняет целостность. И все члены целого связаны. Точно в цепи - одно звено поддерживает другое, так что если двинуть одно, двигаются все. Преподаватели кафедры большое значение придают воспитанию у студентов интереса к науке и сами подают пример: работают над диссертациями, ведут исследования уже 30 лет Г.А. Орлова, Л.Н. Сергеева, В.А. Сильченко и В.А. Масленников. Научные интересы к.п.н., заслуженного работника высшей школы РФ Г.А. Орловой - родная словесность в начальной школе, вариативные образовательные системы. Она консультирует региональные и муниципальные экспериментальные площадки в начальном образовании. Сфера изысканий В.А. Сильченко, действительного члена Академии педагогических и социальных наук, - разработка педагогической теории, построенной на системном понимании действительности и образования, взаимодействие учителя и семьи. Кандидат педагогических наук В.А. Масленников заведует секцией педагогики и психологии развития ребёнка, ведёт экспериментальную работу по развитию интеллектуальных способностей младших школьников. Им создана комплексная методика диагностики и разработаны стандарты оценки интеллектуальной подготовленности учащихся начальных классов. К.п.н. доцент С.В. Ключников занимается проблемой социально незащищённых детей и их социальной адаптацией. На прошедших Днях науки студенты показали, что занятия наукой для них стали потребностью. - Тема моего исследования - приобщение младших школьников к культуре Великого Новгорода через изучение микротопонимов, - сказала Екатерина Бычкова, гр. 4254 (науч. рук. Е.О. Орлова). - С результатами выступаю на секции "Взаимодействие младшего школьника с текстом", публиковалась в сборнике "Первые шаги в науке". Мне нравятся конференции в университете, это позволяет нам общаться уже на уровне науки. - На выставке студенческих работ "Народное искусство и современность" наши воспитанники показали, что хорошо усвоили и теорию, и практику. Так что могут "блеснуть" изделиями своих искусных рук, - хвалит студентов О.Ю. Тимонина. - Изделиям в сложной технике вологодского кружева кто-то летом научился и делится знаниями с другими. Вышивка, вязание, плетение, изготовление народной игрушки - в курсе начальной школы. Эти поделки найдут место на выставках народного творчества в рамках Ганзейских дней. - К Дням науки мы готовимся год, - говорит Г.А. Орлова, - после очередных Дней науки намечаем, в каких направлениях нужно работать дальше. Стараемся, чтобы темы были интересны студентам, а результаты научных исследований они использовали в педагогической практике. Особенность работы наших научных секций в том, что студенты и преподаватели выступают совместно, а дипломники проходят апробацию защиты дипломных работ. |