Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Кто ты, новгородский учитель?

Подготовила Татьяна Данилова

Новый учебный год начинается. Школьники садятся за парты, студенты заполняют аудитории, ученые НовГУ приходят на кафедры. Каждого из них уже ожидает новая информация, над которой придется размышлять и делать выводы. В связи с наступлением 1 сентября предлагаем каждому из них поразмышлять над итогами исследований, которые так или иначе затрагивают наши интересы.


Исследовали социологи

В 2006 году комитетом образования области совместно с Национальным фондом подготовки кадров проведено исследование реальных и потенциальных последствий реформ для учителей. Данные, полученные в ходе исследования, позволят уточнить картину общественного и экономического статуса новгородского учительства, определить его социальное самочувствие, степень информированности и отношение к происходящим преобразованиям, выявить уровень заинтересованности и включенность в процесс реформ.

Опрос проводился в городской и сельской местности. В соответствии с данными статистики для опроса были выбраны учителя и директора, работающие в школах разных типов (начальных, основных и средних (полных) школах). Также в исследовании участвовали учителя школ, разных по форме собственности (государственных и негосударственных). Участвовало в опросе 489 человек. 91% опрошенных были женщины:

Читают учителя много.Но в театр не ходят

Согласно данным исследования средний возраст учителя области - 47 лет. Молодые специалисты - до 26 лет - составляют 2,1% опрошенных; молодые люди - 27-30 лет, уже получившие определенный профессиональный опыт, - 4,5% респондентов. Наиболее многочисленной группой учителей являются педагоги 47-54 лет - это почти каждый 3 опрошенный - 31,8%. Две другие многочисленные когорты - 41-46 и 31-40 лет - составляют соответственно 20,2% и 21,7% респондентов. Старшая группа (60 лет) относительно невелика - 3% опрошенных.

Большинство респондентов состоят в браке и имеет высшее образование.

Учительский корпус Новгородской области сегодня складывается из очень опытных кадров. Согласно данным исследования средний стаж работы учителем среди опрошенных учителей составляет 20,6 лет!

26,8% учителей имеет дома среднюю по размеру библиотеку - от 100 до 500 книг. Менее 100 книг насчитывают библиотеки 11% российских учителей.

Большие библиотеки (500-1000 и более 1000 книг) имеют у себя дома соответственно 15,5% и 11,3% опрошенных учителей. Чаще это учителя с высшим образованием, нежели со средним специальным.

Домашние библиотеки директоров школ, в среднем, заметно объемнее. 20,8% отметили, что у них имеется 500-1000 книг, 9,1% - более 1000 книг. Менее 100 книг в библиотеках у 3,9% опрошенных директоров.

Видимо, учителя предпочитают чтение зрелищным мероприятиям. Потому что за последние 12 месяцев не были в театре 34,3% учителей и 40,1% директоров. 64,8% опрошенных посетили театр один раз.

Радует, что музеи и выставки учителями и директорами посещаются чаще, чем театры, кинотеатры или концертные залы. Тем не менее, за последние 12 месяцев ни разу не были в музее или на выставке 14,9% учителей и 11,3% директоров; были 1 или 2-3 раза соответственно 33,5% и 28,4% учителей и 35,3% и 37,3% директоров. Имеют компьютер дома 47,9% учителей.

Одной из важнейших задач исследования стало изучение социального статуса и престижа профессии учителя в современном российском обществе. В ходе опроса эта задача решалась с помощью изучения представлений учителей и директоров школ о статусе профессии учителя и его динамике.

Учителей, директоров и руководителей просили оценить, как, с их точки зрения, общество оценивает профессию учителя.

Большинство опрошенных учителей и директоров считают, что общественная оценка профессии учителя низка. В целом по области подобного мнения придерживается 76,6% учителей и 66,6% директоров. О средней оценке заявили 19,3% учителей и 29,9% директоров, о высокой - лишь около 0,6% опрошенных обеих групп.

56,7% учителей в области полагает, что статус учителя в регионе за последние 2 года ухудшился, остальные считают, что он либо не изменился (38,0%), либо даже повысился, но последних очень мало (0,6%). Ожидания учителей и директоров, связанные с изменением престижа профессии в ближайшие 5 лет, также можно отнести к разряду пессимистичных. Большая часть учителей и директоров не ожидает в обозримом будущем изменения отношения со стороны общества к своей профессии. В целом по области считают, что престиж профессии останется прежним или понизится, соответственно 41,8% и 32,2% учителей и 45,5% и 35,1% директоров. Оптимистичные взгляды высказали 7,4% опрошенных учителей и 7,8% директоров.

В общественном сознании невысокая престижность учительской профессии в значительной степени обусловлена низким уровнем материального положения учителей.

У соседей всегда лучше

Материальное положение учителей изучалось с использованием целого ряда показателей: сравнительная оценка материального положения, оценка материального положения семьи и его динамика, размер зарплаты по основному месту работы, источники доходов, основные источники дохода семьи, задержки зарплаты и представления о том, влияют ли внебюджетные доходы школы на материальное положение учителей. Такой комплексный подход позволяет получить довольно полную картину материального положения учителей и директоров.

В качестве индикатора материального благополучия часто используется сопоставление своего и соседского уровня жизни. В конкретном случае данного исследования респонденты сравнивали положение дел области с тем, как обстоят дела в других регионах России.

При сравнении уровня жизни учителей своей области и соседних примерно половина респондентов заявила, что они живут примерно так же - в чем-то лучше, в чем-то хуже.

Более половины учителей (62,5%), оценивая уровень своего материального положения, отметили, что денег им хватает только на питание и товары первой необходимости. 23,8% респондентов заявили, что семье денег хватает и на покупку товаров длительного пользования.

По данным исследования, у учителей не сложилось однозначного мнения относительно перспектив изменения их уровня жизни. 34,4% респондентов затруднились ответить на этот вопрос. Из тех, кто смог выразить свое мнение, большая часть (29,4%) полагает, что их материальное положение не изменится через пять лет. Небольшая часть респондентов надеются на его повышение (3,6% - существенно улучшится, 9,8% - немного улучшится). Каждый 5 участник опроса настроен пессимистично: 8,9% считают, что материальное положение семьи немного ухудшится, еще 12,2% - существенно ухудшится.

Средняя зарплата учителя области согласно данным исследования - 4656 руб. в месяц, что в среднем на 2000 руб. меньше, чем средняя зарплата директора школы, которая составляет 6740 руб. Причем большинство учителей и директоров практически полностью зависит в своих личных заработках от основной зарплаты в школе. Только у 12,5% учителей и 4,5% директоров основная зарплата составляет не более 50% от их совокупного дохода.

Да просто работа интересная!

Когда учителя говорят о значимости для них работы, то, в первую очередь, указывают на то, что учительский труд им интересен сам по себе. Это для них самое важное. На втором месте по важности стоит польза, приносимая обществу, а на третьем - интересные контакты с другими людьми.

Полученные в ходе опросов данные показывают, что у учителей прослеживается четкая зависимость желания сменить профессию от возраста: чем моложе респонденты, тем чаще они говорили о желании сменить профессию. Не могут сменить профессию из-за возраста 28,2% учителей и 22,1% директоров.

Ответы респондентов на вопрос о причинах желания сменить свою профессию удручающе похожи. Они позволяют сделать однозначный вывод о том, что самым значимым обстоятельством, заставляющим учителей подчас задумываться о смене профессии, является низкий уровень заработной платы. Респонденты также указывали на то, что работа имеет низкий общественный престиж и очень утомляет.

Директора, как и учителя, выделив в качестве главной причины желания сменить профессию низкий уровень заработной платы, указывали также на такие "слабые звенья" своей работы, как чрезмерно высокий груз ответственности и низкий престиж педагогического труда в обществе.

И тем не менее, сегодня в области почти 37,1% учителей в большей или меньшей степени оптимистичны в отношении практики реализации реформы и считают, что реформа идет в правильном направлении. Значительно меньшее число учителей - 35% - выражают негативное отношение к реализации реформы. Не определились в своем отношении к ходу реформы 25,8% опрошенных. Как и в вопросе об отношении к реформе в целом, доля респондентов, которые считают, что реформа идет в правильном направлении, у директоров (61,6%) более велика, чем у учителей (37,1%).