Кто ты, новгородский учитель? | ||
Подготовила Татьяна Данилова
| ||
Новый учебный год начинается. Школьники садятся за парты, студенты заполняют аудитории, ученые НовГУ приходят на кафедры. Каждого из них уже ожидает новая информация, над которой придется размышлять и делать выводы. В связи с наступлением 1 сентября предлагаем каждому из них поразмышлять над итогами исследований, которые так или иначе затрагивают наши интересы. | ||
Исследовали социологи В 2006 году комитетом образования области совместно с Национальным фондом подготовки кадров проведено исследование реальных и потенциальных последствий реформ для учителей. Данные, полученные в ходе исследования, позволят уточнить картину общественного и экономического статуса новгородского учительства, определить его социальное самочувствие, степень информированности и отношение к происходящим преобразованиям, выявить уровень заинтересованности и включенность в процесс реформ. Опрос проводился в городской и сельской местности. В соответствии с данными статистики для опроса были выбраны учителя и директора, работающие в школах разных типов (начальных, основных и средних (полных) школах). Также в исследовании участвовали учителя школ, разных по форме собственности (государственных и негосударственных). Участвовало в опросе 489 человек. 91% опрошенных были женщины: Читают учителя много.Но в театр не ходят Согласно данным исследования средний возраст учителя области - 47 лет. Молодые специалисты - до 26 лет - составляют 2,1% опрошенных; молодые люди - 27-30 лет, уже получившие определенный профессиональный опыт, - 4,5% респондентов. Наиболее многочисленной группой учителей являются педагоги 47-54 лет - это почти каждый 3 опрошенный - 31,8%. Две другие многочисленные когорты - 41-46 и 31-40 лет - составляют соответственно 20,2% и 21,7% респондентов. Старшая группа (60 лет) относительно невелика - 3% опрошенных. Большинство респондентов состоят в браке и имеет высшее образование. Учительский корпус Новгородской области сегодня складывается из очень опытных кадров. Согласно данным исследования средний стаж работы учителем среди опрошенных учителей составляет 20,6 лет! 26,8% учителей имеет дома среднюю по размеру библиотеку - от 100 до 500 книг. Менее 100 книг насчитывают библиотеки 11% российских учителей. Большие библиотеки (500-1000 и более 1000 книг) имеют у себя дома соответственно 15,5% и 11,3% опрошенных учителей. Чаще это учителя с высшим образованием, нежели со средним специальным. Домашние библиотеки директоров школ, в среднем, заметно объемнее. 20,8% отметили, что у них имеется 500-1000 книг, 9,1% - более 1000 книг. Менее 100 книг в библиотеках у 3,9% опрошенных директоров. Видимо, учителя предпочитают чтение зрелищным мероприятиям. Потому что за последние 12 месяцев не были в театре 34,3% учителей и 40,1% директоров. 64,8% опрошенных посетили театр один раз. Радует, что музеи и выставки учителями и директорами посещаются чаще, чем театры, кинотеатры или концертные залы. Тем не менее, за последние 12 месяцев ни разу не были в музее или на выставке 14,9% учителей и 11,3% директоров; были 1 или 2-3 раза соответственно 33,5% и 28,4% учителей и 35,3% и 37,3% директоров. Имеют компьютер дома 47,9% учителей. Одной из важнейших задач исследования стало изучение социального статуса и престижа профессии учителя в современном российском обществе. В ходе опроса эта задача решалась с помощью изучения представлений учителей и директоров школ о статусе профессии учителя и его динамике. Учителей, директоров и руководителей просили оценить, как, с их точки зрения, общество оценивает профессию учителя. Большинство опрошенных учителей и директоров считают, что общественная оценка профессии учителя низка. В целом по области подобного мнения придерживается 76,6% учителей и 66,6% директоров. О средней оценке заявили 19,3% учителей и 29,9% директоров, о высокой - лишь около 0,6% опрошенных обеих групп. 56,7% учителей в области полагает, что статус учителя в регионе за последние 2 года ухудшился, остальные считают, что он либо не изменился (38,0%), либо даже повысился, но последних очень мало (0,6%). Ожидания учителей и директоров, связанные с изменением престижа профессии в ближайшие 5 лет, также можно отнести к разряду пессимистичных. Большая часть учителей и директоров не ожидает в обозримом будущем изменения отношения со стороны общества к своей профессии. В целом по области считают, что престиж профессии останется прежним или понизится, соответственно 41,8% и 32,2% учителей и 45,5% и 35,1% директоров. Оптимистичные взгляды высказали 7,4% опрошенных учителей и 7,8% директоров. В общественном сознании невысокая престижность учительской профессии в значительной степени обусловлена низким уровнем материального положения учителей. У соседей всегда лучше Материальное положение учителей изучалось с использованием целого ряда показателей: сравнительная оценка материального положения, оценка материального положения семьи и его динамика, размер зарплаты по основному месту работы, источники доходов, основные источники дохода семьи, задержки зарплаты и представления о том, влияют ли внебюджетные доходы школы на материальное положение учителей. Такой комплексный подход позволяет получить довольно полную картину материального положения учителей и директоров. В качестве индикатора материального благополучия часто используется сопоставление своего и соседского уровня жизни. В конкретном случае данного исследования респонденты сравнивали положение дел области с тем, как обстоят дела в других регионах России. При сравнении уровня жизни учителей своей области и соседних примерно половина респондентов заявила, что они живут примерно так же - в чем-то лучше, в чем-то хуже. Более половины учителей (62,5%), оценивая уровень своего материального положения, отметили, что денег им хватает только на питание и товары первой необходимости. 23,8% респондентов заявили, что семье денег хватает и на покупку товаров длительного пользования. По данным исследования, у учителей не сложилось однозначного мнения относительно перспектив изменения их уровня жизни. 34,4% респондентов затруднились ответить на этот вопрос. Из тех, кто смог выразить свое мнение, большая часть (29,4%) полагает, что их материальное положение не изменится через пять лет. Небольшая часть респондентов надеются на его повышение (3,6% - существенно улучшится, 9,8% - немного улучшится). Каждый 5 участник опроса настроен пессимистично: 8,9% считают, что материальное положение семьи немного ухудшится, еще 12,2% - существенно ухудшится. Средняя зарплата учителя области согласно данным исследования - 4656 руб. в месяц, что в среднем на 2000 руб. меньше, чем средняя зарплата директора школы, которая составляет 6740 руб. Причем большинство учителей и директоров практически полностью зависит в своих личных заработках от основной зарплаты в школе. Только у 12,5% учителей и 4,5% директоров основная зарплата составляет не более 50% от их совокупного дохода. Да просто работа интересная! Когда учителя говорят о значимости для них работы, то, в первую очередь, указывают на то, что учительский труд им интересен сам по себе. Это для них самое важное. На втором месте по важности стоит польза, приносимая обществу, а на третьем - интересные контакты с другими людьми. Полученные в ходе опросов данные показывают, что у учителей прослеживается четкая зависимость желания сменить профессию от возраста: чем моложе респонденты, тем чаще они говорили о желании сменить профессию. Не могут сменить профессию из-за возраста 28,2% учителей и 22,1% директоров. Ответы респондентов на вопрос о причинах желания сменить свою профессию удручающе похожи. Они позволяют сделать однозначный вывод о том, что самым значимым обстоятельством, заставляющим учителей подчас задумываться о смене профессии, является низкий уровень заработной платы. Респонденты также указывали на то, что работа имеет низкий общественный престиж и очень утомляет. Директора, как и учителя, выделив в качестве главной причины желания сменить профессию низкий уровень заработной платы, указывали также на такие "слабые звенья" своей работы, как чрезмерно высокий груз ответственности и низкий престиж педагогического труда в обществе. И тем не менее, сегодня в области почти 37,1% учителей в большей или меньшей степени оптимистичны в отношении практики реализации реформы и считают, что реформа идет в правильном направлении. Значительно меньшее число учителей - 35% - выражают негативное отношение к реализации реформы. Не определились в своем отношении к ходу реформы 25,8% опрошенных. Как и в вопросе об отношении к реформе в целом, доля респондентов, которые считают, что реформа идет в правильном направлении, у директоров (61,6%) более велика, чем у учителей (37,1%). |