ЕГЭ: в режиме мониторинга | ||
Василий Матросов
| ||
15 по 18 декабря прошлого года в Самаре состоялась Всероссийская конференция "Мониторинг в системе единого государственного экзамена. Технология, опыт, перспективы". С делегатами, прибывшими из регионов, которые будут участвовать в эксперименте по введению ЕГЭ в 2004 году, представители Новгородской области делились технологией обработки больших объемов данных, опытом использования результатов ЕГЭ при аттестации образовательных учреждений и при обеспечении преемственности школа-вуз. Заместитель министра высшего образования В.А. Болотов, руководивший работой конференции, основной акцент делал на перспективных направлениях использования мониторинга ЕГЭ и созданной для его проведения информационной и материально- технической среды для целей управления развитием образования. Об особенностях проведения единого государственного экзамена в 2004 году и о перспективных направлениях развития мониторинга ЕГЭ рассказывает участник конференции, член Государственной экзаменационной комиссии Новгородской области, руководитель Регионального Центра аттестационных технологий при НовГУ Сергей Степанович Андреев. | ||
Кому нужен единый государственный экзамен Вот уже третий раз на территории Новгородской области будет проводиться единый государственный экзамен. Данный эксперимент был начат в нашей стране в 2001 году по инициативе Минобразования Российской Федерации.
Для органов управления образованием всех уровней ЕГЭ позволяет получить объективную оценку уровня подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений. Эти данные необходимы для управления развитием системы образования, в будущем они позволят перейти к финансированию в системе среднего и высшего образования в соответствии с объемом и качеством оказанных услуг. Именно об этом говорил президент России В.В. Путин на недавней встрече со студентами Красноярского технологического университета. По итогам ЕГЭ в 2003 году средний балл по всем предметам в Новгородской области был выше среднего балла участников эксперимента по России. Однако управленцы регионального и муниципального уровня внимательно анализируют результаты экзамена в каждом образовательном учреждении, чтобы выявить причины провала одних и выделить ценный опыт в деятельности других и сделать его достоянием всех. Для выпускников средней школы наибольшую ценность представляет возможность одновременно с итоговой аттестацией пройти вступительные испытания в высшие и средние учебные заведения. После получения результатов экзамена у выпускника появляется возможность объективно оценить свой потенциал и выбрать те учебные заведения, в которые можно направить заявление и ждать результатов конкурса. Для родителей, чьи дети обучаются в школе, результаты ЕГЭ дают объективную информацию о качестве подготовки учащихся по различным предметам в образовательных учреждениях региона. Конечно, качество подготовки зависит не только от квалификации учителя, но и от работы самого ученика и тех условий, которые созданы в образовательном учреждении и дома для его успешной учебы. Все мы радуемся, когда выпускник показывает на экзамене очень высокий результат. Я назову "звездочкой" выпускника, имеющего на экзамене результат от 90 до 100 баллов (оценка пять ставилась с 72 баллов). В 2003 году такие "звездочки" зажглись в 50 образовательных учреждениях области (16 в Новгороде и 34 в районах). По русскому языку среди 3407 сдававших их было 30 человек из 21 школы в 9 районах. По математике среди 5074 сдававших таких было 80 человек из 31 школы в 13 районах. По обществознанию среди 960 сдававших было 33 "звездочки" из 12 школ в 7 районах. Следует отметить, что среди этих "звездочек" 17 зажглись в гимназии № 1 Великого Новгорода. А вот по физике среди 667 сдававших только один выпускник из гимназии № 2 Новгорода смог набрать 90 баллов. Анализ результатов ЕГЭ показывает, что лучшие условия для самореализации личности ученика имеются в крупных образовательных учреждениях. В Великом Новгороде по четырем предметам зажглись "звездочки" в гимназии № 1 (русский язык, математика, химия, обществознание), педагогическом лицее (математика, биология, география, обществознание), гимзии "Исток" (русский язык, математика, биология, обществознание), по всем предметам в гимназии № 2 (русский язык, математика, физика), гимназии "Новоскул"( русский язык, математика, обществознание), школе № 13 (русский язык, математика, обществознание) и школе № 26 (русский язык, математика, химия). В 12-ти школах области "звездочки" зажглись по двум предметам, и в 31-й - по одному. Особенности ЕГЭ 2004 года Этот год является завершающим годом эксперимента по введению ЕГЭ. Определены сроки проведения экзаменов по общеобразовательным предметам:
В нашей области обязательным является экзамен по математике. По сравнению с прошлым годом количество заданий в работе уменьшилось до 27, при этом в содержание проверки включаются только те вопросы, которые входят в основной нормативный документ - минимум содержания основной и средней школы по математике. Однако впервые в тесте будут разделены задания по материалу курса алгебры и начал анализа 10-11 классов, усвоение которого проверяется на выпускном экзамене за среднюю школу (базовые задания), и задания по некоторым темам курсов алгебры основной школы и геометрии основной и средней школы, которые традиционно контролируются на вступительных экзаменах в вузы. Оценка результатов выполнения работы с целью аттестации выпускников школы и определения готовности экзаменуемого к продолжению обучения в вузах проводится раздельно. Пятибалльная оценка итоговой аттестации по алгебре выставляется за выполнение базовых заданий. За выполнение всех заданий выставляется стобалльная оценка, вносимая в свидетельство о результатах ЕГЭ. Впервые в нашей области будет проводиться экзамен по литературе. На выполнение задания отводится 4 часа. За это время необходимо выполнить 15 заданий с выбором верного ответа из четырех предложенных, 10 заданий, на которые нужно дать краткий ответ, и выполнить два задания с развернутым ответом. В первом задании необходимо построить связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему. При выполнении второго задания необходимо проанализировать фрагмент текста изученного литературного произведения (прозаического или драматического) или стихотворения. Выпускник имеет право вместо обязательного экзамена (сочинение) сдать два экзамена в форме ЕГЭ - по русскому языку и литературе. Несмотря на то, что в образовательных учреждениях реализуются различные образовательные программы, отличающиеся объемом учебной нагрузки по математике, при проведении ЕГЭ используются единые для всех тесты. Поэтому выпускники гуманитарных классов, претендующие на получение медали, оказываются в более тяжелом положении чем их сверстники, претендующие на медаль и обучающиеся в обычных классах. Частично проблема решается за счет введения различных правил оценивания для итоговой аттестации по алгебре и для поступления в вуз по математике. Кроме того Минобразование России разрешило государственной экзаменационной комиссии субъекта РФ в порядке исключения в 2004 году принимать решение о выдаче выпускнику общеобразовательного учреждения золотой медали при получении им отметки "хорошо" по результатам одного экзамена в форме ЕГЭ и о выдаче серебряной медали при получении им отметки "хорошо" по результатам трех экзаменов в форме ЕГЭ и при условии соответствия его остальных отметок требованиям Положения о золотой и серебряной медалях "За особые успехи в учении", о похвальной грамоте "За особые успехи в изучении отдельных предметов" и похвальном листе "За отличные успехи в учении". Конроль ЕГЭ Процедуру проведения ЕГЭ смогут контролировать общественные наблюдатели. В качестве общественных наблюдателей могут быть аккредитованы СМИ, члены родительских комитетов и попечительских советов образовательных учреждений, члены общественных объединений и организаций, работники образовательных учреждений из других регионов, представители органов законодательной власти. Вышеуказанные лица не могут выступать в качестве общественных наблюдателей на пунктах проведения ЕГЭ ( ППЭ), в которых сдают экзамен их родственники. Работник, член родительского комитета, член попечительского совета образовательного учреждения не может быть допущен в качестве общественного наблюдателя в ППЭ, в котором сдают экзамен выпускники образовательного учреждения, которое он представляет. Порядок аккредитации общественных наблюдателей, их права и обязанности регламентируется Положением об общественных наблюдателях. Для того, чтобы познакомить всех выпускников с процедурой экзамена 27 апреля в Новгородской области будет проведен пробный экзамен по русскому языку. Для всех выпускников этого года этот экзамен будет бесплатным. Наряду с этим все желающие могут приобрести репетиционные тест-комплекты, подготовленные Центром тестирования Минобразования России, выполнить задания и произвести проверку через Интернет. Ближайшей задачей для выпускников является выбор экзаменов, которые они будут сдавать в форме ЕГЭ. Для этого нужно познакомиться с перечнем испытаний и формой их проведения в тех учебных заведениях (вузах и ссузах), которые представляют интерес для учащегося. В ходе подготовки нужно изучать весь материал, который предусмотрен школьной программой, а не ориентироваться на тесты прошлого года. Это связано с тем, что ежегодно производится пополнение банка заданий и, хотя отдельные задания могут повторяться, это скорее исключение, чем правило. ЕГЭ и централизованное тестирование ЕГЭ легко вошел в повседневную деятельность образовательных учреждений потому, что на протяжении многих лет в области с участием работников муниципальных органов управления образованием проводится централизованное тестирование выпускников 11-х, 9-х и 4-х классов. Конечно, с введением ЕГЭ абитуриентское тестирование выпускников 11-х классов сохранило свою значимость лишь для выпускников прошлых лет, которые собираются поступать в НовГУ на заочную форму обучения. В этом году такое тестирование проводится по русскому языку, математике, физике, биологии, истории России, географии и обществознанию в единые по всей России сроки (один день - один предмет) с 10 по 19 апреля. Сертификат итогового тестирования может быть предъявлен в приемную комиссию. А если результат не устраивает, то в основном потоке экзамен будет проводиться с использованием других вариантов тестов, которые в вуз поставит Центр тестирования Минобразования России. С 1 апреля по 8 апреля будет проводиться централизованное итоговое тестирование выпускников 9-х классов (один день - один предмет) по русскому языку, алгебре, физике, химии, биологии, истории России, географии и геометрии. Результаты этого тестирования представляют наибольший интерес для родителей, так как позволяют получить объективную внешнюю оценку знаний учащегося, и они помогут правильно выбрать профиль дальнейшей подготовки. Председатель комитета образования области В.Н.Аверкин на всех уровнях предлагает внедрить "малый ЕГЭ" - процедуру объективного внешнего оценивания знаний выпускников начальной и основной школы. Частично эта идея реализуется при тестировании выпускников образовательных учреждений, подлежащих аттестации. Все желающие пройти централизованное тестирование или репетиционное тестирование по тестам ЕГЭ могут обращаться в муниципальные органы управления образованием или в представительство Центра тестирования при НовГУ. Школа- вуз Большинство родителей проявляют внимание к своим детям лишь на этапе сдачи вступительных испытаний и зачисления в вуз. Однако гораздо больше трудностей возникает при обучении студентов на первом и втором курсах, особенно на инженерных специальностях. Чтобы успешно учиться, необходимо много работать самостоятельно, не только записывать лекции, а еще дома их разбирать, чтобы понять и усвоить логику доказательств и научиться применять ее при решении различных задач. Нужна большая внутренняя дисциплина, чтобы в условиях отсутствия жесткого внешнего контроля за учебной деятельностью студентов не запустить учебу. Кроме того, даже при обучении на одной специальности уровень базовой подготовки студентов первого курса весьма неоднороден. ЕГЭ позволяет получить данные по тем предметам, которые включены в программу вступительных испытаний, о структуре знаний абитуриентов, зачисленных на различные специальности, и организовать учебный процесс так, чтобы помочь студентам ликвидировать пробелы в их базовой подготовке. ЕГЭ показал, что уровень базовой подготовки по физике, абитуриентов, поступающих на инженерные специальности, недостаточен для того, чтобы успешно осваивать базовые инженерные дисциплины. Одной из причин этого является то, что для преподавания физики требуется хорошая материально-техническая база, создание которой, при имеющемся бюджетном финансировании образовательных учреждений, невозможно. Поэтому должна быть активизирована деятельность попечительских советов и родительской общественности для анализа условий осуществления образовательной деятельности и ее результативности и изыскания внебюджетных средств для пополнения материальной базы школ. Содержательный мониторинг ЕГЭ Для работников образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием, занимающихся подготовкой и проведением ЕГЭ в этом году и при переходе в штатный режим существенно добавится объем работы из-за внедрения содержательного мониторинга ЕГЭ. При анализе результатов ЕГЭ всегда встает вопрос "почему получен тот или иной результат". Цель мониторинга - сбор данных об условиях образовательного процесса (реализуемых учебных планах, используемых учебниках), об участниках образовательного процесса (учениках, учителях) и лицах, проводивших экзамен (организаторах, дежурных в помещениях). Состав и формат данных, собираемых для подготовки, проведения и анализа результатов ЕГЭ, утвержден в начале этого года распоряжением Минобразования России. Так, для выпускников дополнительно будут собираться оценки их итоговой аттестации по сдаваемым предметам ЕГЭ и продолжительность работы с учителем, который вел предмет в выпускном классе. Для учителей собираются данные о их квалификации и последнем сроке повышения квалификации. Собираемые данные будут передаваться в Федеральный центр и сохраняться и обрабатываться в регионе. Для хранения этого большого объема данных будет использоваться то оборудование, которое поступило в регион для обработки результатов ЕГЭ. |