Кто пашет, должен пахать с надеждою |
Александр Герасимов
|
Как христианская этика относится к успеху в материальном плане? Успеху в труде, бизнесе и экономике в целом, а также к полученным в результате такой деятельности материальным благам, в частности собственности. Вопрос этот в наше время вызывает достаточный интерес. Но начнём с уточнения. |
Общеизвестно, что существуют три основные конфессии христианства - православие, католицизм и протестантизм, основные ветви последнего - лютеранство, кальвинизм, англиканство. Это наиболее близкие к традиционному христианству конфессии, особенно лютеранство. В протестантизме постоянно происходят процессы дифференциации и, таким образом, появляются все новые последователи протестантизма, нередко имеющие мало общего с христианством. Естественно, что социальные учения, а также отношение к успеху в этих конфессиях тоже различаются. Христианство утверждает положительное понятие успеха как достижения в экономической, социальной, политической сферах, что связано с определёнными материальными, социальными, политическими благами. В знаменитой притче о талантах осуждается тот, кто закапывает свой талант в землю и не использует его для социального успеха, - "всякому имеющему дастся и преумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет". Говорится ли в Библии об успехе? Положительную оценку богатства, социального успеха мы находим и у апостолов, и у отцов церкви. Так, апостол Павел говорит: "Tрудись, чтоб было из чего уделять нуждающемуся". И он же в "Деяниях апостолов" ссылается на слова Господа Иисуса, сказавшего: "Блаженнее давать, нежели принимать". Св. Иоанн Златоуст также обращал внимание на то, что "не будем завидовать богатым и презирать бедных, ибо и то и другое бывает от Бога и не от Бога". "Я не осуждаю тех, - утверждает он в другой Беседе, - которые имеют дома, поля, деньги, слуг; а только хочу, чтобы они владели всем этим осмотрительно и надлежащим образом". Таким образом, в христианстве не отрицаются успех, богатство, высокое социальное положение. Но в отличие от языческого идолопоклонства золотому тельцу, выдающимися людьми в христианстве всё это не рассматривается как самоценность, как смысл жизнедеятельности человека. Социальный успех не должен порабощать бессмертную душу, человек должен быть свободен от сребролюбия, тщеславия, гордости, и он может быть таковым, ибо свободен по природе своей, так как создан по образу и подобию Божьему. Конфессии и дух капитализма Традиционно считается, что из трех христианских конфессий православие наиболее мистично и его последователи более склонны к деятельности духовной, нежели материальной. Католицизм, в принципе, не отвергает успехов в экономической деятельности и не относится негативно к результатам такой деятельности. В протестантизме ситуация вообще совершенно иная. Существует известное и широко распространенное мнение, во многом основанное на трудах Макса Вебера и на основном его произведении "Протестантская этика и дух капитализма". Такое мнение гласит, что наиболее успешное экономическое развитие возможно лишь в протестантской традиции. Действительно, в протестантском учении о предопределении говорится, что если человек преуспевает в земной жизни, то он предопределен к спасению в жизни вечной. В связи с этим многие сокрушаются по поводу того, что Россия - православная страна. Вот если бы россияне, допустим, были кальвинистами, то у нас был бы тот же самый уровень жизни и технологии. Я придерживаюсь того мнения, что хотя и нельзя отвергать влияние той или иной христианской конфессии на развитие экономики, но влияние это отнюдь не фатального характера. Думаю, что если бы историческая реальность сложилась так, что в России повсеместно был протестантизм, то мало бы что изменилось. Но различия в социальных концепциях христианских конфессий существуют. Более того, в Католической Церкви социальные концепции начали разрабатываться свыше 110 лет назад, и особенно активно этот процесс происходит в последнее пятидесятилетие. В Русской православной Церкви такое событие произошло совсем недавно - на Юбилейном Архиерейском соборе РПЦ 2000 года был принят официальный документ - "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви". Служба коммуникации ОВЦС МП заявляет, что "этот документ излагает базовые положения учения Русской Православной Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Поэтому основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце ХХ века и в ближайшем будущем. Не только мистика Несостоятельны обвинения православия в том, что одной из причин отсутствия здесь хозяйственной этики является неразвитость практики индивидуального спасения, легальных отношений между Богом и человеком. Да эти положения потому и не развиты в православии, что считаются ошибочными. Ибо связь Бога и человека не легальная, не юридическая, а моральная. Божественная же природа морали никак не может помешать созданию хозяйственной этики, этики успеха. Как говорится в Основах социальной концепции РПЦ, "Церковь благословляет всякий труд, направленный на благо людей; при этом не отдаётся предпочтения никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам. Священное Писание свидетельствует о двух нравственных побуждениях к труду: трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся. Апостол пишет: "Лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся" (Еф. 4. 28). Такой труд воспитывает душу и укрепляет тело человека, дает христианину возможность проявлять свою веру в богоугодных делах милосердия и любви к ближним (Мф. 5. 16; Иак. 2. 17). Всем памятны слова апостола Павла: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2 Фес. 3. 10). Этическое значение трудовых процессов постоянно подчеркивали отцы и учители Церкви. Так, Климент Александрийский называл труд "школой общественной справедливости". Святитель Василий Великий утверждал, что "намерение благочестия не должно служить предлогом лени и бегства от работы, а побуждением к еще большим трудам". А святой Иоанн Златоуст призывал считать "бесчестием не работу, но праздность". Пример трудового подвижничества явили иноки многих монастырей. Их хозяйственная деятельность во многом была образцом для подражания, а основатели крупнейших иноческих обителей имели, наряду с высочайшим духовным авторитетом, и славу великих тружеников. Широко известны примеры усердного труда преподобных Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Иосифа Волоцкого, Нила Сорского и других русских подвижников. Собственность или хлеб насущный? По поводу материальной собственности в Социальной концепции РПЦ говорится так: "Церковь не определяет прав людей на собственность. Однако материальная сторона человеческой жизни не остается вне ее поля зрения. Призывая искать прежде всего "Царства Божия и правды Его" (Мф. 6. 33), Церковь помнит и о потребностях в "хлебе насущном" (Мф. 6. 11), полагая, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования. Вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщается "заботами, богатством и наслаждениями житейскими" (Лк. 8. 14). В позиции Православной Церкви по отношению к собственности нет ни игнорирования материальных потребностей, ни противоположной крайности, превозносящей устремление людей к достижению материальных благ как высшей цели и ценности бытия. Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу. Успех в бизнесе и экономической деятельности зачастую связан с этическими проблемами. Как говорил Бальзак: "За всяким большим состоянием кроется преступление". К сожалению, во многом ситуация в сегодняшней России такова, что председатель ОВЦС МП митрополит Кирилл (Гундяев) в докладе на VII Всемирном Русском Народном Соборе, посвященном теме "Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России", задает вопрос: "Может ли у нас человек создавать экономические ценности, оставаясь чистым перед законом и совестью?" - и сам отвечает: "Я ни разу не слышал положительного ответа на этот вопрос". "Не обижай наемника..." В Основах социальной концепции также говорится о позиции православия относительно достойной оплаты труда и о перераспределении материальных благ. Священное Писание говорит: "Не обижай наемника... В тот же день отдай плату его... чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха" (Втор. 24. 14-15); "Горе тому, кто... заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его" (Иер. 22. 13); "Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа" (Иак. 5. 4). Вместе с тем заповедь Божия повелевает трудящимся заботиться о тех людях, которые по различным причинам не могут сами зарабатывать себе на жизнь, - о немощных, больных, пришельцах (беженцах), сиротах и вдовах - и делиться с ними плодами труда, "чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих" (Втор. 24. 19-22). Продолжая на земле служение Христа, Который отождествил Себя именно с обездоленными, Церковь всегда выступает в защиту безгласных и бессильных. Поэтому она призывает общество к справедливому распределению продуктов труда, при котором богатый поддерживает бедного, здоровый - больного, трудоспособный - престарелого. Духовное благополучие и самосохранение общества возможны лишь в том случае, если обеспечение жизни, здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается безусловным приоритетом при распределении материальных средств. Тем не менее, согласно позиции Церкви, надо помнить, что с религиозной точки зрения единственным законным собственником всех земных благ является Бог - творец мира. А мы все только пользователи этими благами, которые Бог нам дает. |