Эволюция жизни - развитие сознания |
И.А.Ланцев, д.ф-м.н., профессор кафедры ТМФ
|
В апреле с.г. исполнилось 10 лет основанной первым президентом НовГУ В.В. Сорокой кафедре теоретической и специальной физики, переименованной в кафедру теоретической и математической физики ИЭИС. 10 лет просуществовала основанная им же лаборатория энергоинформационного обмена (ЛЭНИО). Их исследования нашли отражение в публикациях и учебных изданиях, в частности, учебном мультимедиа-курсе "Концепции современного естествознания". Взгляды В.В.Сороки на необходимость подобных исследований, популярное изложение результатов инициируемых им исследований, а, главное, осмысление их в рамках нового миропонимания, которое формировалось при его участии, мало известны читателям. Восполнить этот пробел взялся наш автор. |
Как физик, я понимаю, что в естествознании, основанном на материалистической философии марксизма-ленинизма, есть глубокие изъяны, связанные с игнорированием многочисленных явлений, свидетельствующих об особой и пока не учитываемой в материалистической парадигме естествознания роли того, что мы называем человеческой психикой, сознанием, духом и т.п. Более того, объективно относясь к множеству проявлений аномальных явлений, например, к ясновидению или неопознанным летающим объектам, необходимо реально видеть, что окружающий нас мир не может быть объяснен представлением только о четырехмерном пространстве-времени. С аномальными проявлениями сознания и психики человека связаны прорывы в другие, не воспринимаемые обычными людьми измерения многомерного мира, частью которого является наш мир, точнее - наше обычное восприятие этого мира, которое не охватывает реальную действительность в полном объеме. Над этим надо работать серьезным ученым, за всем этим скрывается новый непознанный мир знаний о природе и человеке. В.В. Сорока "Новгородский университет", 1995 Человечество находится на грани экологической катастрофы, в основе которой лежит отсутствие осознания человечеством реальности глобальной угрозы этой катастрофы, необходимости духовного и психологического перерождения людей на Земле. Запас прочности природы как условие ее выживания и жизнедеятельности в настоящее время исчерпан. Существующее миропонимание и основанное на нем взаимодействие человека с природой ведут к гибели. Внедрение и разработка более чистых производственных технологий, вложение материальных средств в экологические программы могут лишь отодвинуть срок катастрофы, но не предотвратить ее. Шествие научно-технического прогресса и расцвет техногенной цивилизации менее чем за 100 лет привели человечество к системному кризису: мировой экономической и финансовой системы, культуры и нравственности, глобальному экологическому кризису. Модели выхода из кризиса, построенные по формуле "золотого миллиарда человечества", когда ресурсный потенциал планеты растягивается на большой период за счет значительного и быстрого сокращения численности населения планеты с 6 до 1 миллиарда, не только далеки от гуманизма, но и неэффективны, так как не устраняют основной причины системного кризиса. Причина его в том, что хозяйственная деятельность, экономические приоритеты направлены на максимальное удовлетворение материальных потребностей человека, общества, государства. Стало понятно, что мировые пользователи природных ресурсов, транснациональные корпорации, которые концентрируют финансовые средства и имеют истинную власть, не заинтересованы в снижении темпов производства и потребления. Потому они применяют свою власть, преодолевая ограничения потребления ресурсов, размещая хищнические технологии в третьих странах, что усугубляет ситуацию для планеты в целом. Такая практика приведет к дальнейшей урбанизации и деградации экосистем, пока еще сбалансированных, но не сможет помочь избежать всеобщей экологической катастрофы. Ситуация может значительно ухудшиться из-за опасности мировой или региональных войн, имеющих целью перераспределение природных богатств, т.к. сегодня развитые страны практически исчерпали свои природные ресурсы, в то время как развивающиеся ими еще владеют. В последнее время получили широкое распространение представления об экологическом императиве в образовании и воспитании как о новом смысле и цели всего образовательного процесса. Это связано, прежде всего, с тем, что глобальные экологические проблемы, угрожающие самому существованию человечества, заставляют людей почувствовать, что они живут в одном мире, кгде все взаимосвязано. Сохранение этого мира является наиболее важной задачей из всего комплекса проблем, стоящих перед людьми, живущими в разных условиях. Считается, что понимание грозящей экологической катастрофы заставит каждого человека бережно относится к природе, ограничивать себя в потреблении материальных благ. Однако эгоизм, как правило, берет верх - побеждает формула лукавства: "Пусть жертвует кто-то другой, но не я". Истинная причина экологического кризиса - мировоззрение современности, в соответствии с которым человек, - только разумное животное, появившееся благодаря случаю в ходе естественного отбора, в котором выживает сильнейший. Академик РАМН В.П. Казначеев привел данные о колоссальном разрыве в общем объеме научных знаний. Оказывается, знания о неживой природе и косном веществе составляют 95-98% от общего объема научных знаний, знания о природе живого вещества - 2,5%, а о человеке - менее 1%. В решении проблемы на первом плане вопрос о необходимости развития науки о человеке: без её развития человечества может не стать. В системе университетского образования это, в первую очередь, связано с раскрытием феномена человека, познанием его биологических, энергоинформационных, интеллектуально-эволюционных возможностей. Лидирующее место в культуре нашей эпохи принадлежит науке. Может ли наука быть духовной? Духовная деятельность как операция нашего сознания с "мыслеобразами" является иерархически высшей формой деятельности, на основе анализа не усеченной информации, т.е. не пропущенной через языковое сито, и таким образом дающей наиболее достоверную интегральную картину мира. Высшее - есть объемлющее, более широкое. Законы вещественного мира вторичны по отношению к этическим законам Высшего Разума. Основные законы Вселенной - законы взаимоотношения разумных существ. Ученый знает, святой умеет. Умение такого рода и есть сотворчество. Истинные тайны мироздания постигаются этическим мышлением, а не через профессиональные знания, необходимые для покорения природы и обогащения за ее счет. Фетишизация избранных рациональных абстракций ведет к религиозной вере в науку. Интеллект не имеет ничего общего с духовностью. Знания могут приобретаться путем духовных откровений и на основе чувственного восприятия. Интеллект соотносит, обобщает и организует, создавая из них абстрактные понятия, выражаемые в тех или иных символах или образах, чаще всего в словах. На такого рода знаниях основана наука. Продукт интеллекта есть "слово" - информация, облеченная в языковую форму. Научные теории - незаменимый инструмент исследований и научного прогресса. Но их не следует считать точным и исчерпывающим описанием действительности. В последнее время все более доступными становятся ранее закрытые знания о природе самого человека и законах функционирования Вселенной, которые часто не поддаются прямому опытному изучению, но объективность существования которых доказывают наблюдаемые явления и события окружающего мира. Все большее число ученых утверждаются сегодня в мысли о необходимости синтеза традиционно научных и духовных знаний. Задачи нахождения научного ответа на вопросы практики решаются на основе научной культуры. Но в наше время умение стало трактоваться как знание. Такое мировидение позволило человечеству постичь ряд законов окружающего физического мира и решить множество насущных практических задач. Научное знание только в единстве с другими формами общественного сознания, переосмысленное и включенное в систему культуры, может выполнять мировоззренческие функции и формировать научный образ мира. Многие проблемы человечества можно решить путем гармонизации частей изначально единой культуры, включающей философию, науку, религию и искусство по образу античной культуры или натурфилософии, восходящей к Аристотелю, но на новом, современном уровне человеческих знаний. От противостояния научных и теологических основ духовной жизни необходим переход к их взаимопониманию. Существующее же мировоззрение, определяющее практическую деятельность современного человечества, ведет цивилизацию к краху. Иное представление о человеке как космической сущности строится на синтезе учений В.Вернадского, А.Чижевского, Н.Федорова и других ученых-космистов с современными достижениями физики, биоэнергетики, психологии, информациологии. В этой формирующейся картине мира жизнь - неотъемлемое свойство космоса и всей материи, а белковая форма только ее частный случай. Вернадский пишет, что биосфера есть в большей степени создание Солнца, чем выявление процессов Земли. Палеонтологическая летопись имеет характер не хаотического изменения, а развивается все время в одну сторону: в направлении усиления сознания, мысли и создания формы, все больше усиливающих влияние жизни на окружающую среду. Идеи о космичности человека, о взаимосвязи его сознания с информационными полями космических тел, о первичной роли эволюции духа над эволюцией тела заключена и в учениях В. Соловьева, К. Циолковского и др. В новом миропонимании сознание, информационные поля - основа материи, а эволюция жизни - это, прежде всего, развитие сознания. Человек только построен из одного материала с животными, но в отличие от них в информационных структурах имеет самосознание, совесть, структуры нравственности и поэтому ответственен за свои поступки. Основной смысл человеческой жизни - совершенствование своей информационной сущности (индивидуальности, бессмертной души), а вовсе не насыщение потребностей смертного тела. Накапливая в духовных структурах элементы высшей нравственности и морали, человек продвигается вверх по эволюционной спирали. На современном этапе эволюции человек вполне развил структуры сознания, называемые интеллектом, и должен приступить к совершенствованию более тонких духовных планов. Новый этап эволюции человека обозначен у Вернадского как ноосферный, у Федорова - это переход от человека природного к человеку духовному, у Соловьева - переход к богочеловеку. Новый человек должен получить ответ, прежде всего, на вопрос: в чем заключается смысл жизни - в накоплении материальных богатств или росте духовном? Повод для постановки вопроса о необходимости нового миропонимания дают феномены, объяснение которых затруднено или невозможно с позиций современных научных представлений. Это нетрадиционные методы лечения (биотерапия), поиски различных объектов с помощью лозы или металлической рамки (биолокация), передаче мыслей на расстояние (телепатия), описания неизвестных событий в прошлом, настоящем и будущем (ясновидение) и т.п. Интерес к этим явлениям в России разгорелся с особой силой в последние десятилетия. Возникли всевозможные частные учреждения, лечащие людей и обучающие их необычным методам сохранения здоровья, проходят массовые сеансы оздоровления. Официальная наука категорически не воспринимала парапсихологические эффекты, ибо признание их ставило под сомнение фундаментальный тезис материалистической философии о первичности материи. Но многочисленные эксперименты парапсихологов говорят об активности психической энергии вне мозга! Это заставляет по-новому взглянуть на роль мысли как реальной психической субстанции. И когда плотина официальных запретов рухнула, в область непознанного устремилась масса разных людей, но занялись аномальными явлениями и серьезные ученые. В наше время результаты традиционных наук - термодинамики, информатики, теоретической физики, кибернетики и других объединены в новое научное направление - биоэнергоинформатику. Ею дано убедительное обоснование возможности существования "духовного" или "тонкоматериального" мира. Парапсихологические явления объясняются обменом каким-то видами энергии и информации. Поэтому и возник термин "энергоинформационный обмен", а область исследований, относящаяся к парапсихологии и психофизике, иногда называют "энергоинформатикой". Эта одновременно и новая, и древняя область научных исследований находится на стыке многих наук - философии, физики, биологии, психологии, медицины и т.д. Серьезные исследователи все явственнее ощущают необходимость глубокого осмысления многотысячелетнего опыта человечества в освоении тонких взаимодействий между живыми и неживыми объектами природы. |