"Мне нравится воздух Новгорода" | ||
Интервью Е.Никитиной, И.Самариной, А.Смирновой
| ||
Неделю в ноябре читал философам лекции по античной этике ведущий специалист Института философии РАН А.А. Гусейнов. Кто не знает его знаменитых "Великих моралистов" или учебных пособий по этике? Так что отпустить нашего гостя, не задав ему нескольких вопросов, мы просто не имели права. | ||
- Абдусалам Абдулкеримович, Вы второй раз читаете лекции в стенах НовГУ. И каково Ваше мнение о наших студентах? - Трудно сказать: они в основном внимали. Но делали это хорошо. Как я это понял? Во-первых, слушать более-менее внимательно и тихо три-четыре часа философские рассуждения трудно - им это удалось. А во-вторых, когда формулировали вопросы по спецкурсу, я сразу понимал, кто был, а кто не был на занятиях. Большинство вопросов проистекало из собственного недоумения, размышления, из недоговоренностей, которые были в спецкурсе. Основная цель спецкурса - не информация. Его назначение - побудить студентов к самостоятельным размышлениям; показать, что философия во всех своих проявлениях, проблемах, этапах приобретает адекватность в той мере, в какой она самостоятельно продумана, проинтерпретирована. - Что-то Вам показалось у нас необычным? - Ничего необычного я не нашел. Если только не считать необычной обыденность. И это мне понравилось: типичные аудитории, стандартный спецкурс. Это нормальный случай. - Вы читаете и в зарубежных вузах. Так отличаются ли российские студенты от иностранных? - Очень сильно. Главное - иностранные студенты на занятиях нацелены на то, чтобы как можно больше "выжать" из преподавателя, получить как можно больше знаний. Это их общая психологическая установка. Наши же студенты нацелены на то, чтобы увильнуть: психология такая. В случае нашего спецкурса можно сказать, что были те, кто ходил на все занятия, а кто-то - их меньшинство - опаздывали, уходили или не приходили вовсе. В зарубежном вузе, если человек записался на спецкурс, значит, хочет получить знания. Это не значит, что они учатся лучше наших, часто даже наоборот. Это - различие в атмосфере. Это не плохо и не хорошо. Атмосфера наших вузов может иметь даже свои преимущества: - Хотели бы Вы ещё посетить наш город? - Мне нравится Новгород. Не могу сформулировать, чем.. Возможно, общим покоем городской жизни - она не вялая и не как в Москве интенсивная. Как ни удивительно, но мне нравится здесь воздух. Не пойму, почему. Он так насыщен водяными парами. Он странный: Короче говоря, мне это нравится. К тому же с Новгородом я связан исторически: мы участвовали в формировании факультета. Кстати, нами и была придумана такая форма проведения спецкурсов, когда целую неделю читает приезжий специалист. Я был в Новгороде ещё до возникновения вашего факультета на конференциях. А в общей сложности раз пять-шесть. И никаких отрицательных эпизодов, впечатлений не было. А приехать ещё... Сейчас я не могу объяснить, почему приехал. Много своих дел. Просто Сергей Викторович пригласил, а я согласился. Хотя и не должен был. Странно, когда люди ведут себя так, будто точно знают, чего они хотят, и зачем что-то делают: - Ваши пожелания. - Студентам-философам, поскольку они выбрали философию, единственное, что могу пожелать: если они не хотят разочароваться в жизни, то путь один - полюбить саму философию. И знать: если ты занимаешься философией, на руках тебя носить не будут - к философии всегда относились с подозрением. Нужно находить удовлетворение в самом занятии философией и удивляться, что тебе за это ещё и платят. Иначе можно разочароваться. |