Филология и педагогика: прошлое и настоящее |
И.С. Абрамовская, декан ФФ, В.И. Макаров, доцент ИГУМ
|
Педагогическое образование на филологическом факультете всегда было тесно переплетено с обучением основной специальности: основным предполагаемым местом работы выпускников считалась школа. |
В 1919 году в Новгороде появился Новгородский практический институт народного образования, созданный по распоряжения наркома просвещения А.В. Луначарского о создании во всех крупных губернских городах институтов по подготовке учителей. Институт готовил учителей 1-й и 2-й ступеней для семилетних школ. Возможно, именно в те годы и были заложены основы будущего филологического образования: трудно представить подготовку школьных учителей без обращения к родному языку. Огромную работу проводила кафедра по методике преподавания русского языка. Методисты кафедры Н.В. Ведерников, В.И. Шапкин, Г.М. Терещенко были руководителями малых научных кружков и спецсеминаров по проблемам преподавания русского языка в школе. Методические разработки кафедры помогали и студентам, проходившим практику в школе, и школьным учителям, связь с которыми поддерживала кафедра, участвуя в учительских совещаниях и методических объединениях. Подшефным школам кафедра оказывала методическую помощь, проводила встречи с учениками, посылала на практику студентов. Преподаватели кафедры выступали перед учителями в Институте усовершенствования учителей. Особенно ратовал за методическую работу на кафедре кандидат педагогических наук Н.В. Ведерников. В 70-80-е гг. методисты кафедры кандидат педагогических наук, доцент С.И. Автономова и кандидат педагогических наук, доцент В.А. Сидоренков проводят занятия по методике преподавания русского языка, руководят педпрактикой студентов, которые занимаются научно-методической деятельностью, ежегодно защищают дипломные работы по преподаванию русского языка в школе. После создания НовГУ традиции продолжились. Члены кафедры читают лекции учителям школ на курсах повышения квалификации, организованных кафедрой гуманитарных дисциплин РЦРО. Оказывается методическая помощь школам, представители кафедры выезжают в районы Новгородской области для участия в деятельности методических объединений, для проведения профориентационной работы. С 1999 года по инициативе кафедры русского языка открыт факультет филологического образования при Боровичском филиале НовГУ. Он готовит учителей русского языка и литературы для основной школы. На кафедре русской и зарубежной литературы создан уникальный архив фольклорных записей, ежегодно пополняемый полевыми фольклорными экспедициями студентов. С 1998 года на базе кафедры действует "Лаборатория фольклора" (рук. О.С. Бердяева), она входит в Центр изучения культуры ИГУМ, располагает оборудованием, коллекцией фольклора, обеспечивает учебный процесс, готовит и проводит фольклорные экспедиции, содействуя углублению и расширению знаний о русской культуре и народных традициях в молодежной среде. Студенты выезжают на фольклорную практику, проходят музейно-архивную практику в городских, областных музеях и библиотеках, выезжают в Государственный музей-заповедник А.П. Чехова в Мелихове. Работе со студентами помогает кабинет литературы с библиотекой, располагающей ценными и редкими изданиями по истории и теории русской литературы (свыше 3 тысяч томов). Более 10 лет преподаватели кафедры русской и зарубежной литературы проводят экспертизу научных работ студентов Всероссийского открытого конкурса в разделе "Филологические науки (в т.ч. литературоведение, журналистика и языкознание)". Наши студенты не раз были его участниками и призерами. Преподаватель кафедры, к.ф.н., доц. В.В. Шадурский организует работу "Литературного объединения", которое совмещает деятельность творческой лаборатории и научного общества. В "Лито" входят студенты, аспиранты НовГУ, собрания посещают начинающие авторы и мастера. "Лито" было представлено на Международном культурном форуме "SUOMI-РОССИЯ" в Финляндии в 2005 году. На протяжении 10 лет преподаватели, аспиранты кафедры курируют деятельность секции "Литературоведение" Городского научного общества учащихся. Ежегодно старшеклассники Новгорода выступают на конференциях в Городские дни науки; лучшим докладчикам предоставляется возможность участия в научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ, а после успешных выступлений - опубликовать тезисы докладов в научном сборнике НовГУ. Победители секционных заседаний конференции университета награждаются Грамотами НовГУ. Таким образом, педагогическое образование на филологическом факультете дает возможность сформировать личность преподавателя-филолога как широко образованного, профессионально компетентного, всесторонне развитого специалиста. |